Средиземное и Черное моря соединены узкой перемычкой – Мраморным морем. Вход и выход из него – два пролива, Босфор и Дарданеллы. Это – важнейший международный морской путь, имеющий огромное значение. Но нюанс в том, на обеих берегах этого узкого морского пути, расположена Турция, и, формально, она их полностью контролирует. Понятно, что такое положение не устраивает мировое сообщество, и для этой цели в 1936 г. была принята конвенция Монтрё.
Это международный акт, который подтверждает суверинитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, но при этом не позволяет ей по своему усмотрению открывать и закрывать их.
Конвенция Монтрё гарантирует право абсолютно всех торговых судов на беспрепятственный проход через проливы как в мирное, так и в военное время. Но вот с военными кораблями не все так просто. Черноморские государства (те, которые имеют выход к Черному морю) имеют право проводить свои корабли через проливы –с предварительным уведомлением Турции. Нечерноморские страны могут проводить лишь небольшие военные корабли – с учетом установленного ограничения на класс и тоннаж, и срок пребывания (не больше 21 суток). Но это в мирное время. Если же Турция участвует в войне (либо просто посчитает, что ей грозит опасность), проливы могут быть закрыты вообще для любых военных кораблей.
Что касается подводных лодок, то черноморские государства вправе проводить их через проливы – но только днем, в надводном положении, и по одному.
Все сложнее с авианосцами – их в числе в числе проходящих кораблей турки видеть не жаждут.
Конвенция заключена сроком на 20 лет, и автоматически пролонгируется еще на 20, если за 2 года до истечения срока действия не поступит уведомлений о прекращении действия со стороны государств, ее подписавших.
Формально, все корабли проходят через Босфор и Дарданеллы свободно, однако, Турция все же взимает сбор – за медицинский контроль, маяк, эвакуацию, и лоцманские услуги. Этот платеж время от времени увеличивается.
Кроме того, планируется построить Стамбульский канал – дублер черноморских проливов, на который не будут распространяться ограничения, установленные конвенцией Монтрё. Проще говоря, это банальный способ заработать денег на своем выгодном географическом положении. Видимо, удачный пример Египта с его Суэцким каналом, исправно приносящим с казну немалые деньги, не дает туркам покоя. Зачем же кораблям проходить через платный канал, если есть бесплатный? Для экономии времени. Черноморские проливы перегружены. Новый канал позволит их разгрузить, и ускорит движение судов. Правда, за это придется заплатить.
Плюсы и минусы нового канала – это уже отдельный разговор.
Таким образом, располагаясь на обоих берегах морского коридора между Средиземным и Черным морями, Турция получает выгоды из своего положения, но при этом ее аппетиты сдерживает международное соглашение, принятое заинтересованными странами, и действующее, по факту, бессрочно.