Воскресным утром в плейлисте хорошо смотрятся этюды-картины Рахманинова. Ещё лучше – в исполнении главного пианиста XX века Святослава Рихтера.
Совсем идеально – на пластинке 🎶
В отличие от Моцарта, Листа, Рубинштейна, Рихтер играл чужие произведения. Но его концерты не были «исполнением Листа».
Игрой он творил искусство.
Чистый ренессанс.
Перфекционист Рихтер бывал недоволен своей игрой, даже если концерт – ошеломительно успешен, а критики кричат: «величайший».
Недолюбливала его только одна женщина – гениальная пианистка Мария Юдина. Называла «пианистом для Рахманинова».
Кто уж тут поспорит, что гениям свойственно ошибаться👤
Однажды Фурцева обратилась к Рихтеру с просьбой: «На даче у Ростроповича живет этот человек. Это вредит ему. Вы не могли бы с ним поговорить?».
«Этим человеком» был Солженицын, и его проживание у Ростроповича и Вишневской было скандалом. Рихтер ответил: «Конечно, я с ним поговорю. Этот человек может переехать к нам».
Фурцева, конечно, осознавала величие Рихтера. При ее содействии появился «Дом на Оке» – знаменитая дача в Тарусе. Деревянный двухэтажный – очень странный, но превосходный – дом с балкончиком над рекой. Сидя на нем писала стихи Белла Ахмадулина – они с Мессерером часто гостили на тарусской даче Рихтера. В доме не было электричества, не было удобств.
🕯Рихтер жил при свечах – ну а как ещё?
Святослав Теофилович – из числа тех великих, кто не терпел показухи и был безразличен к благам.
Концерты тоже часто давал в темноте. Это производило потрясающее впечатление: сцена, Рихтер, рояль, руки – всё в темноте, кроме партитуры. Говорил, это помогает слушателям сконцентрировать внимание на произведении и замысле композитора.
Хотя наблюдать за игрой Рихтера (даже в записи) – завораживающий кайф, гипноз, театр.
Святослав Теофилович как-то сказал: «Главное в музыке – ощущение пауз».
Кажется, не только в музыке.
Паузы нужны нам всем, чтобы ярче звучать.
Кстати, Рихтер играл на похоронах Юдиной.
Играл Рахманинова.