Найти тему
iluminary | лингвистика

Изучение иностранного языка изменяет человеческий мозг

90-е годы ознаменовались активным изучением процессов функционирования мозга. С тех пор количество ежегодных открытий исчисляется тысячами, что стало возможным, в том числе благодаря развитию технологий, которые позволяют заглянуть внутрь мозга, изучить его физическую структуру и отследить его активность. Подобные исследованию могут дать ценную информацию о процессе обучения и внести свой вклад в процесс преподавания и изучения иностранного языка.

Человеческий мозг весит примерно полтора килограмма и представляет собой совокупность нервных клеток, которые контролируют нашу деятельность. Он является одним из самых загадочных чудес на планете. Современные знания о процессе получения и обработки информации говорят, что полученная информация проходит через мозг от таламуса к коре головного мозга и изменяется на своем пути. Таламус и миндалевидное тело играют важную роль при изучении второго языка, контролируя эмоциональную реакцию на процесс обучения. Обработанная информация поступает в лобную долю коры головного мозга, и в этот момент мозг старается осмыслить информацию, которую он получил от органов чувств. Значимая информация сохраняется в различных частях коры головного мозга.

Исследования показывают, что человеческий мозг может выращивать новые клетки в гиппокампе, создавать бесконечное количество нейронных соединений, которые укрепляют работу мозга. Жизненный опыт человека способствует росту нейронов, иными словами мозг конструирует себя в ответ на вызовы окружающей среды. Поэтому, чем больше стимуляций, тем лучше результаты обучения.

Как объясняет М.С. Дайамонд, окружающая среда изменяет нейронные сети. Время, повторение, новизна, мотивация - необходимые элементы обучения. Кроме того, на процесс обучения влияют физическое и эмоциональное благополучие ученика. Указанные данные сочетаются с гипотезой аффективного фильтра Крашена, который утверждал, что для успешного изучения языка нужно обладать мотивацией, уверенностью в себе, низким уровнем тревожности.

Итак, мозг меняется на протяжении всей жизни человека. С рождения и до трех лет дети расширяют свои знания о мире благодаря органам чувств, накапливая информацию, связанную с изображениями, звуками, запахами, вкусами и прикосновениями и пытаясь понять свое окружение. К четырем годам, чтобы стать более эффективным в востребованных сферах, мозг перестает использовать некоторые связи, которые не применяются ребенком. Рост мозга замедляется к 5-6 годам, в 7 лет мозг снова начинает активно расти, а в возрасте от 10 до 11 лет он снова растет медленнее. В 14-15 лет мозг снова перестает использовать некоторые функции и сосредотачивается на эмоциональном развитии. В 16-20 лет в лобных долях развиваются прочные связи, отвечающие за решение проблем и навыки мышления более высокого уровня. Они продолжают свое развитие и во взрослом возрасте, но медленнее, чем в юности. Мозг функционирует не полностью до достижения возраста 23-29 лет. Структура и размер мозга наделяют человека уникальными качествами, которые сформировались благодаря природе и социальной среде.

Интересное исследование было проведено с участием 12 здоровых билингвов в Мемориальном онкологическом центре Слоуна-Кеттеринга, которое показало, что место хранения способности говорить на иностранном языке различается в зависимости от того, когда человек научился говорить на втором языке. У детей-билингвов способность говорить на втором языке хранится там же, где и на родном; а у взрослых - в отдельной части мозга. Таким образом, в ответ на действия по овладению вторым языком и его использованию мозг человека претерпевает изменения, чтобы приспособиться к многоязычию либо путем изменения существующих отделов, которые применяются для родного языка, либо путем создания сети новых кортикальных нервных клеток в отдельных смежных частях коры головного мозга для управления определенными функциональными аспектами второго языка. Следует упомянуть, что научные исследования показывают подверженность нарушениям способности использования языка у человека из-за повреждений головного мозга.

Учеными было разработано множество теорий, направленных на определение оптимального возраста для изучения второго языка. Обычно они сводятся к тому, что чем раньше человек начинает знакомиться с новым языком, тем выше вероятность приобретения произношения как у носителя языка, а также достижения уровня владения языком, свойственного носителю языка. С. Бегли сообщает, что эффективное обучение иностранному языку возможно в возрасте от 0 до 10 лет, причем с каждым годом возможности ребенка ослабевают. Другие исследователи утверждают, что успешное изучение синтаксиса возможно только до 5-6 лет, усвоение новых слов успешно происходит на протяжении всей жизни, способность различать все звуки этого мира утрачивается младенцем по достижении 6-месячного возраста.

Дополнительные исследования показали, что мозг двухлетнего ребенка имеет гораздо больше синапсов, чем мозг взрослого человека. Молодой мозг должен начать их использовать, иначе они будут утрачены.

Исследования показывают, что англоговорящему человеку необходимо потратить тысячи часов на непосредственное общение, чтобы достигнуть способности бегло говорить на испанском или французском языке на обширное количество тем, для свободного общения на арабском, японском, корейском, китайском или русском языках ему потребуется в 4-5 раз больше времени. Институт зарубежной службы (основное учебное заведение для дипломатов США) подтвердил, что для успешного овладения вторым языком взрослому с высокими способностями к усвоению языка нужно 720 часов интенсивного обучения.

Несмотря на вышесказанное ряд исследователей полагает, что является заблуждением мнение о том, что процесс овладения иностранным языком проходит у детей проще, чем у взрослых. Установлено, что дети старшего возрасти на первоначальных этапах легче осваивают второй язык по сравнению с детьми младшего возраста, поскольку обладают более обширными фоновыми знаниями и навыками обучения, они быстрее изучают грамматические правила и улавливают связи между словами родного и изучаемого языка. Однако младшие школьники в долговременной перспективе более успешны, особенно это касается произношения.

В целом, можно обратить внимание на следующие факты, которые удалось установить относительно связи мозга и процесса изучения языка: обработка языковой информации осуществляется благодаря функционированию органов чувств, в том числе зрения, на протяжении всей жизни человека; время обучения и возраст человека оказывают значительное влияние на процесс изучения языка; эмоции управляют вниманием человека, а внимание способствует более эффективному обучению. Средний период хранения новой информации составляет 24 часа, поэтому необходимо создавать условия для переноса данных в долговременную память. Хорошо способствует этому процессу работа в малых группах, где учащиеся могут практиковать осмысленную устную речь. Время занятий должно учитывать периоды подъема и спада внимания (обычно цикл составляет 20 минут). Многочисленные повторения, в том числе творческого характера стимулируют мозг человека. В целом отмечается, что человек должен встретиться со словом от 40 до 80 раз в разных контекстах, чтобы усвоить его. Также исследования показывают, что изучение языка в процессе изучения других предметов существенно повышает развитие вербального и невербального интеллекта. Для более успешного обучения навыку различения слов на слух необходимо знакомство с лексикой начинать через слушание, то есть письменная форма слова должна представляться после того, как человек услышал его.

Среди рекомендаций по организации процесса обучения второму языку, выводимых на основе представленных фактов, можно выделить следующие:

1) обрабатываемая информация обязательно должна подаваться в контексте, не стоит изучать лексику по спискам слов хотя бы на первоначальном этапе изучения языка. Позже изучать слова через списки можно, но не путем простого сопоставления со словом из родного языка, а например, через определение, данное на изучаемом языке.

2) переходу к следующей теме должны предшествовать осмысление и обобщение пройденного, обсуждение или просто высказывание в письменной или устной форме по поводу изученного материала.

3)стимуляция памяти осуществляется за счет создания различных инструментов, которые служат своеобразными зацепками для мозга. Такими зацепками являются, например, жесты, картинки, изучение целых предложений, которые описывают последовательные действия.

4)необходимо постоянно повторять пройденное, но при этом нужно сохранять элемент новизны, важно использовать разные методы и подходы обучения.

Спасибо за прочтение и лайки:)