Компания «Соллерс» запустила серийное производство дизельных двигателей на заводе в ОЭЗ «Алабуга». В рамках проекта на предприятии наладили выпуск 2-литрового мотора мощностью 130 л.с. (288 Нм), а также двигателя объемом 2,7 литра мощностью 150 л.с. (355 Нм), которые соответствуют экологическому стандарту «Евро-6».
Напомним, завод двигателей в ОЭЗ «Алабуга» был создан совместным предприятием «Соллерс Форд» в 2015 году. Инвестиции в проект составили более 275 млн долларов. Предприятие выпускало три версии бензинового двигателя: 1,6 л Duratec – 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. – для Ford Transit, сборка которого осуществлялась на этой же производственной площадке в Татарстане. После ухода компании Ford с российского рынка осенью прошлого года на заводе «Соллерс Алабуга» наладили выпуск легких коммерческих автомобилей под брендом Sollers – Atlant и Argo (производство последнего недавно было перенесено на мощности УАЗа), за основу которых были взяты модели JAC Sunray и JAC N25/N35.
Кстати, локализованные в Татарстане дизельные двигатели так же являются разработкой этого китайского производителя. Они имеет ряд конструктивных решений (цепной привод ГРМ, чугунная головка блока цилиндров и т.д.), позволяющих обеспечить надежную работу автомобиля в любых условиях эксплуатации.
Запуск производства дизельных двигателей позволит компании не только максимально локализовать коммерческие автомобили Sollers, но также модернизировать модельный ряд автомобилей УАЗ, оснастив их новым 2-литровым мотором. Дизельный УАЗ «Патриот» уже проходит заводские испытания и в следующем году встанет на конвейер.
Как отмечает руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh , по сравнению с ранее выпускавшимися в Татарстане моторами Ford китайские дизели являются более мощными.
- Применение новых двигателей на моделях УАЗа потребует очень масштабных изменений как в компоновке моторного отсека, так и в сопряжении с трансмиссией и приводами. Это сложная и большая работа, – комментирует независимый консультант индустрии «Автомобили и транспорт» .
Максимальная мощность моторного завода в Татарстане составляет 50 тысяч силовых агрегатов в год. При этом на предприятии заявляют, что производство малолитражных дизельных двигателей рассчитано как для автомобилей группы «Соллерс» и нужд российского автопрома в целом, так и для других отраслей, в том числе специального и энергетического машиностроения, производства сельскохозяйственной техники, судостроения и т.д.
По мнению Евгения Житнухина, помимо собственных потребностей и производителей российских внедорожников свои моторы «Соллерс» может поставлять и на КАМАЗ для оснащения среднетоннажника «Компас», который является перелицованной версией грузовика JAC N-серии.
В свою очередь обозреватель «Дрома» полагает, что заявленные 50 тысяч двигателей более-менее отвечают собственным потребностям «Соллерса». Если потребность в двигателях вырастет, компания сможет удовлетворить ее за счет продукции Заволжского моторного завода. В любом случае часть китайских грузовиков, выходящих под маркой Sollers, и часть автомобилей УАЗа останутся с моторами ZMZ.
На моторном заводе в ОЭЗ «Алабуга» будут локализованы все ключевые технологические операции - от литья, поковки и механической обработки базовых деталей двигателя до его сборки и контрольных испытаний. Проект также предусматривает широкую кооперацию по технологическим операциям с другими российскими автопроизводителями и поставщиками с целью максимальной унификации компонентной базы и загрузки созданных в России мощностей по литью, мехобработке и другим переделам. В перспективе ближайших двух лет планируется освоить производство чугунных отливок, коленвалов и поршневой группы. Общий объем инвестиций в проект составляет 2,2 млрд рублей.
Как говорит Сергей Цыганов, локализация связана с привлечением множества поставщиков различных деталей. Мотор состоит из 150-160 компонентов, локализовать можно те из них, что уже производит российская промышленность. Это стартеры, генераторы, приводные ремни, некоторые изделия из пластика. При максимальном объеме производства, который составляет 50 тысяч двигателей в год, локализовать остальные детали нерентабельно. Соответственно, глубокая локализация, если «Соллерс» пойдет на нее, приведет к тому, что моторы станут ощутимо дороже.
По оценкам обозревателя «Дрома» , стоимость дизельных версий УАЗа будет на 150-250 тысяч рублей выше, чем бензиновых. Во-первых, производство дизельного мотора в принципе дороже, а во-вторых, на стоимость повлияет длительный процесс локализации. Под «дизель» придется модернизировать трансмиссию «Патриота», а это дополнительные затраты. К тому же у модели отсутствует автоматическая трансмиссия, поэтому сомнительно, что покупатели оценят дизельный «Патриот».
- Сэкономить можно на логистике, а именно на доставке комплектующих в Россию из Китая. Правда, сэкономить много не получится: оставшиеся детали, которые будут поставляться на завод после локализации блока цилиндра, головки и коленвала, занимают мало места при транспортировке. Стоимость же моделей «Соллерса», на которые будут ставить локализованные дизели, не изменится, – завершил Сергей Арбузов.