Найти в Дзене

Биография Суворова. 23. Война с Барской конфедерацией (часть 13). Капитуляция гарнизона краковского замка 1772 г.

Теперь генерал-майор Суворов переходит к иной тактике. Он целиком и полностью сосредотачивается на ведении осады, поставив себе задачу вынудить конфедератов сдаться. В блокированном замке между тем уже едят конину и ворон. Разгадав замысел Суворова, командующий возмутителями де Виомениль буквально наводняет окрестности Кракова своими отрядами, с целью прорыва блокады краковской цитадели, нанесения отряду Суворова поражения и захвата крупного города. Александр Васильевич лично руководит отражением наиболее дерзких налетов конфедератов. Однажды, когда Суворов отбивал атаку маршала Косаковского, в разгар боя на Александра Васильевича налетел офицер мятежников. Он выстрелил в Суворова из двух пистолетов, но оба раза, к счастью, промазал. Александр Васильевич отважно схватился с конфедератом на клинках. В этот момент подоспел на выручку Суворову русский карабинер и одним выстрелом уложил вражеского офицера. В апреле 1772 года под начало Суворова прибывают орудия большого калибра. Скрытно от
Краков XIX век.
Краков XIX век.

Теперь генерал-майор Суворов переходит к иной тактике. Он целиком и полностью сосредотачивается на ведении осады, поставив себе задачу вынудить конфедератов сдаться. В блокированном замке между тем уже едят конину и ворон.

Разгадав замысел Суворова, командующий возмутителями де Виомениль буквально наводняет окрестности Кракова своими отрядами, с целью прорыва блокады краковской цитадели, нанесения отряду Суворова поражения и захвата крупного города. Александр Васильевич лично руководит отражением наиболее дерзких налетов конфедератов.

Однажды, когда Суворов отбивал атаку маршала Косаковского, в разгар боя на Александра Васильевича налетел офицер мятежников. Он выстрелил в Суворова из двух пистолетов, но оба раза, к счастью, промазал. Александр Васильевич отважно схватился с конфедератом на клинках. В этот момент подоспел на выручку Суворову русский карабинер и одним выстрелом уложил вражеского офицера.

В апреле 1772 года под начало Суворова прибывают орудия большого калибра. Скрытно от неприятеля, Александр Васильевич возводит брешь-батарею. Батарея обрушивает часть стены и зажигает в замке ряд пожаров. Одновременно окончены минные галереи. В краковской цитадели очень сильно голодают, постоянно растет число раненых и больных, процветает дезертирство. Ко всему прочему, голодные французы-наемники затевают заговор. Подполковник Шуази мятеж раскрывает и расстреливает зачинщиков, но кардинально повлиять на растущую с каждым днем безысходность не в состоянии. В отчаянии, он пишет письмо к де Виоменилю с требованием немедленной поддержки и ночью скрытно посылает гонца. При переправе через реку Вислу гонец попадает в плен к русским.

Вражеское донесение расшифровывают, и Суворов узнает о безнадежном положении осажденного им гарнизона. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, Александр Васильевич отменяет штурм, и решает взять краковский замок бескровно, при помощи переговоров. Чтобы завязать диалог с запертыми в крепости конфедератами, Суворов отправляет парламентером капитана Веймарна с объявлением о том, что все готово к штурму, и что если гарнизон не сложит оружия, то будет весь истреблен.

Ночью 19 апреля 1772 года к Суворову является офицер Галибер от командующего гарнизоном замка подполковника Шуази. Александр Васильевич принимает его преувеличенно ласково и диктует довольно выгодные условия капитуляции, чем разжигает в осажденных конфедератах надежды на еще большие уступки от русских.

Когда на следующее утро французский офицер Галибер приходит на переговоры, Суворов опять любезно принимает его и даже угощает хорошим завтраком. Наконец, разговор заходит о капитуляции, но Галибер начинает артачиться и выражать возражения. Александр Васильевич же как раз был готов именно к такому повороту дел, поэтому сразу же грубо прерывает Галибера и объявляет французскому офицеру свои новые условия, которые уже жестче тех, которые предлагались ему накануне. И строго добавляет, что если Галибер явится еще раз без полномочий принять акт капитуляции, то условия сдачи гарнизона будут еще хуже. На размышление французам отводятся одни сутки.

Французский подполковник Шуази понимает свою ошибку и присылает Галибера даже раньше означенного срока с полным согласием на условия капитуляции.

Рано утром 26 апреля 1772 года гарнизон краковского замка сдался. Три месяца длившаяся осада благополучно закончилась полной победой Александра Васильевича Суворова. Пленных взято 700 человек, из них 8 офицеров и их командир подполковник Шуази. Все французы по условиям сдачи признаны не военнопленными, а пленными и, поскольку открытой войны между Россией и Францией нет, то не подлежат обмену. Таковы были условия Суворова. С пленными Александр Васильевич между тем обошелся милостиво. У офицеров шпаг не принял. Накормил. Обласкал. Раненых взял на излечение.

Блестящее взятие Суворовым краковской цитадели нанесло сильный моральный удар движению конфедератов. Вместе со своим форпостом в тылу русских войск возмутители потеряли 1000 элитных французских пехотинцев, составлявших костяк их бандформирований. И это не считая 8 опытных офицеров и энергичного подполковника Шуази. Вожди конфедератов растеряны и убиты горем.

Императрица Екатерина II очень довольна быстрым и бескровным взятием такой сильной крепости, как краковский замок. Она награждает Александра Васильевича 1.000 золотых червонцев, а его верному войску жалует 10.000 рублей!