Одно из первых в Самаре футбольных полей появилось в начале 1910-х в окрестностях железнодорожного вокзала, на месте нынешней Комсомольской площади. Позже, в начале 1920-х, участок передали под строительство здания Управления Самаро-Златоустовской железной дороги.
В это же время городской Совет физической культуры, созданный в 1919-м одним из первых в РСФСР, задумался о создании в губернской столице стадиона. Изначально строительство планировалось на месте нынешнего Дома Промышленности, затем в Заволжской слободе, но в итоге, с учетом пожеланий футболистов, утвердили место рядом с бывшим «стихийным» полем - вблизи железнодорожного вокзала. Надо сказать, строился «объект» трудно. Помимо того, что возводить подобные сооружения тогда просто не умели, сказывалась непростая экономическая ситуация, «утяжеленная» последствиями голода.
Добавил проблем сложный рельеф: для трамбовки грунта физкультурники, как писала газета «Коммуна», буквально «должны били на себе доставить с берега Волги особый железный каток в несколько сот пудов весом». В продолжение следующих двух лет «народная стройка» десять раз останавливалась из-за нехватки средств.
Для работ, не требовавших особой квалификации, нанимали безработных, присланных с биржи труда. Если у подрядчика – самарского треста «Горстрой» - не было средств для оплаты, организовывались пионерские и комсомольские субботники. Члены физкультурных кружков раз в неделю вместо тренировок помогали строителям – копали арыки, носили землю, разгружали подводы с булыжником.
В 1925-м году были завершены земляные работы, построены деревянные трибуны, помещения для раздевалок – и документально стадион открылся.
Правда, фактически это была всего лишь спортплощадка, где шли городошные соревнования и занимались физподготовкой красноармейцы. К маю 1927-го наконец убрали строительный мусор, высадили деревья, 12-го июня состоялось торжественное открытие первого в городе «Красного спортивного стадиона», и в первом матче футбольная сборная Самары обыграла сборную Ульяновска со счетом 7:1. Пафосное название спортивной арены в ноябре того же года сменили, в связи с юбилейной датой, на «Стадион имени десятилетия Октября»
11 августа 1929 года стадион приниял первый международный матч между командой самарских рабочих-«ЗИМовцев» и французской профсоюзной командой ФСТ, состоявшей из рабочих и служащих «левых» взглядов. Хозяева победили со счётом 1:0, а спустя два дня повторно разгромили гостей уже сборной города со счётом 13:0.
Вскоре после этой встречи губернский Совет физической культуры передал спорткомплекс на баланс профсоюза железнодорожников, поскольку дальнейшая достройка велась силами и средствами Самаро-Златоустовской железной дороги. Старое название сохранялось еще семь лет и только в 1936 году стадион стал «Локомотивом». В честь этого события состоялся парад физкультурников Куйбышевского края.
Архитектурный ансамбль тех лет включал деревянный административный корпус в стилистике конструктивизма, памятник В.И. Ленину на входе и парашютную вышку для любителей экстремального спорта.
« Локомотив» к этому времени стал не просто стадионом, а главным развлекательным центром города под открытым небом – с летним театром, танцплощадкой и буфетом «ресторанного типа». Вход стоил 20 копеек, для спортсменов и железнодорожников был бесплатным.
Летом 1937 года на стадионе был поставлен довоенный рекорд по посещаемости - на 1/32 финала Кубка СССР между куйбышевским «Спартаком» и московским «Торпедо» пришло более 10 тысяч зрителей.
Жизнь на «Локомотив» не останавливалась и во время войны. Несколько раз в год проходили военно-физкультурный праздники. На одном из таких мероприятий , 3 мая 1942-го, команда авиационного завода (будущие «Крылья Советов») сыграла свой первый матч в истории. На матче присутствовали страстный футбольный болельщик, посол Великобритании в СССР Ричард Стаффорд Криппс и советско-венгерский гроссмейстер Андре Лилиенталь.
Вскоре стадион железнодорожников стал домашней ареной «Крыльев». Команда провела здесь дебютные матчи в чемпионате и Кубке СССР, а после выхода в Высшую лигу, к чемпионату 1946-го было решено провести вторую реконструкцию, фактически ставшую строительством нового спорткомплекса – с трибунами на 20 тысяч зрителей, баскетбольной, волейбольной, городошной площадками и теннисным кортом позади стадиона.
После войны «Локомотив» снова стал центром притяжения окрестных жителей. Жизнь кипела с утра: возрастная публика сражалась в домино, более молодая – в теннис, баскетбол и футбол. Особенно многолюдно бывало по воскресеньям на матчах первенства города, когда от каждого клуба выступало по 6 команд разных возрастов.
В 1967 году на территории стадиона железнодорожники построили один из первых в городе крытых бассейнов.
Запоминающийся матч прошел 28 июня 1984-го года, когда куйбышевские журналисты встретились с командой «Авось» московского театра «Ленком». За матчем наблюдали больше 5 тысяч зрителей, в составе команды «Авось» на поле вышли Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцев, Евгений Леонов и Виктор Проскурин, а с трибун за матчем наблюдали Ирина Алферова и Татьяна Пельтцер. Вдохновлял игроков театральный оркестр.
Вообще, благодаря РЖД, «Локомотив» работал всегда - даже в лихие 1990-е. Помимо разнообразных спортивных состязаний, здесь проводились общественный мероприятия, выступления эстрадных звезд разных стран, выставки, авто-мото-шоу.
В октябре 2004 в спорткомплексе прошел «Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева»
В 2016 году акционерное общество "Российские железные дороги" продало спорткомплекс Самарской области, после чего он был передан Спортивной школе олимпийского резерва №6. Здесь по-прежнему проходят соревнования по легкой атлетике, кроссу и мини-футболу, работает бассейн, солярий, теннисные корты, детские спортивные секции фехтования, регби, карате и тенниса. В зимнее время заливается каток.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете