Гипотетическая новая гуманитарная дисциплина, долженствующая исследовать возрастающее влияние культурных и, в первую очередь, творческих явлений на структурирование человеческой вселенной, получила условное название геопоэтика. Таким образом, уже как минимум терминологически мы отталкиваемся здесь от геополитики, вот уже около столетия являющейся основным методом анализа традиционной парадигмы мироустройства, однако до сих пор не приобретшей статуса точной науки.
В арсенале геопоэтики накоплены новейшие изящные теории и великие концепции прошлого, как например остроумные диаграммы корреляции между длиной государственной границы и её политической ценностью отца геополитики - Фридриха Ратцеля; так называемая «географическая ось истории» Х. Д. Маккиндера с её «сердцевинной землей» в виде России; концепция государства как разумного существа Р. Челлена и доктрина «континентально-океанического противостояния» К. Хаусхофера.
Теории геополитики: концепции
Как было отмечено выше, существует, как минимум, четыре основных теории. Коротко о каждой и её авторе.
Фридрих Ратцель — немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии, геополитики, а также создатель теории диффузионизма и один из основоположников теории культурных кругов.
Его основные работы: «Народоведение» (1882–1899) и «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение» (1881). Как отмечает Ф. Ратцель в своей первой работе: «На обязанности народоведения тем более лежит изучение забытых, более глубоких слоёв человечества. Кроме того, понятие человечества не должно быть для нас чем-либо поверхностным, каким оно выработалось в тени возвышающихся над всеми другими культурных народов, но именно в этих низших слоях мы должны искать промежуточные пункты, которые привели к нынешнему, более высокому развитию. Народоведение должно не только знакомить нас с человечеством, каково оно теперь, но и с тем, как оно стало таким, насколько для нас уцелели следы его разнообразного прошлого. Только таким путём мы можем установить единство и целость человечества». То есть, Ф. Ратцель подчёркивает, что независимо от рас и локации, человечество – одно целое и всё произошло от одной культуры — основы, фундамента, на основе которой образовались, сформировали свой каркас другие, существующие и по сей день. Однако, единство всё же не однообразие, но общность, доказанная свидетельствами во всех областях народной жизни. Ф. Ратцель выделяет 3 фактора движения человечества к морю (возможна интерпретация как переселение):
- Транспортный фактор: сначала простое мореплавание, затем изобретение парохода — активное мореплавание
Изобретение судоходства, первые проявления которого давно потеряны для нас (во всех частях земли мы находим высокие степени развития мореплавательного искусства рядом с полным незнанием его), прежде всего сделало возможным распространение человечества почти по всем пригодным для обитания областям земли.
- Вода, как источник питания
Широкое распространение воды доставило человеку обширные источники питания, и вследствие этого именно на её берегах произошло сгущение населения. Оно дало возможность сношения с отдалёнными странами, которое в древние времена не могло совершаться сплошь по суше, повсюду населённой врагами. Таким образом, более высокая культура с берегов могла распространяться внутрь страны. Вода оказывала также на дух человека замечательное действие, заключающееся в том, что морской горизонт отражается повсеместно во всех представлениях о мире, где бы они ни создавались. По большей части земля в них является островом в широком море, и далеко в море находится местопребывание душ. <…> Души должны направляться по воде. Отсюда исходят ладьеобразная форма гроба, погребение в лодках или маленький челнок в виде памятника даяков.
- Положительное воздействие на дух человека
Единство человеческого рода есть теллурический или планетный признак, отпечатлевшийся на высшей ступени творения. Существует только один человеческий вид, изменения которого многочисленны, но не глубоки. Человек — гражданин земли в самом обширном смысле слова. Он проникает даже туда, где не может жить постоянно. Почти весь земной шар ему известен. Из всех существ, связанных с почвой, он — одно из самых подвижных. Отдельные движения сплетаются между собою, и из них с течением времени исходит великое движение, субстратом которого является всё человечество. Так как эта связь необходима и прочна, она поднимает отдельные движения в сферу высшего значения. В конечном результате является не только обширное пространственное распространение, но и всё возрастающее взаимное проникновение частей человечества, живущих в этих пределах, до полного совпадения их в существенных чертах. Это последнее составляет достояние целого, а особенности являются местными.
Интересно, что касательно государства и государственности по мнению Ф. Ратцеля все НЕевропейские государства были управляемы вторгшимися в них завоевателями-чужеземцами. Сознание национальной связи возникает лишь позднее и прокладывает себе дорогу в виде государствообразующей силы, когда вступают в дело и умственные интересы народа.
В своём труде «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение» Ратцель утверждает, что «первые зачатки географии появились в поясе сухих воздушных течений: междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамии), Египте. Ибо там появились первые астрономы, наблюдавшие за звёздами». При этом Ратцель пишет: «не из национального самолюбия, а из чувства справедливости мы несколько дольше остановимся на географических исследованиях и открытиях русских, которым в этом отношении должно быть отведено одно из первых мест». В этом труде он также утверждает, что возможно установить человеческое и животное единство, ведь «ограничение всего развития жизни на Земле одним определённым пространством привело к концентрации в узкие границы всей жизнедеятельности живого мира и всех внешних влияний, которым жизнь подвергается». Также он приводит разграничение двух понятий нация и национальность. Нация — народ в его политической самостоятельности. Национальность — несамостоятельная часть известного народа.
Хэлфорд Джордж Макиндер — географ по образованию, Макиндер преподавал в Оксфордском университете, был директором Экономической Школы в Лондоне, занимался политической деятельностью, побывал в качестве посланника во время гражданской войны (1919—1920-е гг.) в Южной России. Его, пожалуй, самый яркий труд и оригинальная, революционная мысль о политической истории мира была «Географическая ось истории» (исходный текст 1904 г., авторское переиздание в 1943 г.).
В своём труде Макиндер утверждал, что главным и выигрышным акцентом государства является его центральное или по-другому срединное положение, поэтому «сердце мира» находится, с планетарной точки зрения, на Евразийском континенте: «На протяжении десяти веков несколько волн кочевников-всадников выходило из Азии через широкий проход между Уралом и Каспийским морем, пересекая открытые пространства Юга России и, обретя постоянное местожительство в Венгрии, попадали в самое сердце Европы, внося таким образом в историю соседних с ними народов момент непременного противостояния: так было в отношении русских, германцев, французов, итальянцев и византийских греков. То, что они стимулировали здоровую и мощную реакцию вместо разрушительной оппозиции при широко распространенном деспотизме, стало возможным благодаря тому, что мобильность их державы была обусловлена самой степью и неизбежно исчезала при появлении вокруг гор и лесов», - именно эта территориальная позиция наиболее удачная территория для контроля за всем миром.
В исходном тексте континентальные массы Евразии получили название HEARTLAND, и являлись осевой областью истории: «именно благодаря давлению внешних варваров Европа сумела создать свою цивилизацию. <…> Наиболее важный контраст, заметный на политической карте современной Европы это контраст, представляемый, с одной стороны, огромными пространства ми России, занимающей половину этого континента, и группой более мелких территорий, занимаемых западноевропейскими странами с другой. С физической точки зрения здесь, конечно, тоже существует подобный контраст между нераспаханными низинами востока и богатствами гор и долин, островов и полуостровов, составляющих в совокупности остальную часть этого района земного шара». Причины непобедимости HEARTLAND в том, что морской флот не может вторгнуться в эту зону, а попытки войск морских стран покорить огромные пространства Евразии всегда кончались крахом.
Главным тревожным регионом учёный выделял Россию и Германию, а особенно их «континентальность»: «Нарушение баланса сил в пользу осевого государства, выражающееся в его экспансии на пограничные территории Евро-Азии, позволяет использовать необозримые континентальные ресурсы для постройки флота. Благодаря этому скоро перед нашим взором явится мировая империя. Это может случиться, если Германия захочет присоединиться к России в качестве союзника». Однако, Макиндер уверен, что Россия сначала добьется полного господства в Евразии, потом — в более обширном регионе «Мирового острова», и тем самым поставит все природные и людские ресурсы «острова» на службу своим интересам. А эти интересы Россия распространит на весь оставшийся мир, утвердит в нем свое господство: «Россия заменяет Монгольскую империю. Ее давление на Финляндию, Скандинавию, Польшу, Турцию, Персию, Индию и Китай заменило собой исходившие из одного центра набеги степняков. В этом мире она занимает центральное стратегическое положение, которое в Европе принадлежит Германии. Она может по всем направлениям, за исключением севера, наносить, а одновременно и получать удары. Окончательное развитие ее мобильности, связанное с железными дорогами, является лишь вопросом времени. Да и никакая социальная революция не изменит ее отношения к великим географическим границам ее существования. Трезво понимая пределы своего могущества, правители России расстались с Аляской, ибо для русской политики является фактическим правилом не владеть никакими заморскими территориями, точно так же как для Британии – править на океанских просторах».
В 1943 г. Макиндер почти кардинально видоизменяет свою модель: союз СССР, Великобритании, США, а HEARTLAND теперь включал в себя и Северную Атлантику. На основе своих трудов, Макиндер сконструировал геополитическую концепцию, которая полагала, что:
- Географические факторы оказывают непосредственное воздействие на ход исторического процесса;
- Географическое положение во многом определяет потенциальную силу или слабость государства;
- Технический прогресс изменяет географическую «среду обитания» государств и влияет на их потенциальное могущество;
- Евразия — центр глобальных политических процессов.
Рудольф Челлен был автором понятия «геополитика» и ввёл его в обращение. Также он предложил четыре дополнительных термина: экополитика, демополитика, социополитика и кратополитика. Р. Челлен был шведским профессором истории и политических наук в университетах Уппсалы и Гетеборга, активно участвовал в политике: являлся членом парламента, отличаясь подчеркнутой германофильской ориентацией. Он не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, отталкиваясь от работ Ф. Ратцеля, как часть политологии.
Основной труд Р. Челлена «Государство как форма жизни» (1918 г.) представляет собой переработку трудов Ф. Ратцеля о «континентальном государстве» применительно к Германии, указав, что в европейском контексте, Германия является динамическим пространственным элементом, и призвана структурировать вокруг себя остальные европейские державы.
Рудольф Челлен также закрепил намеченную Ф. Ратцелем геополитическую максиму интересы Германии (как и интересы Европы) противоположны интересам западноевропейских держав (особенно Франции и Англии).
Карл Хаусхофер - немецкий географ и социолог, основоположник германской школы геополитики. Хаусхофер разработал вариант евразийства — военно-геополитическую доктрину «Континентального блока (союза)» («Ось Берлин — Москва — Токио»), который должен был объединить государства Евразии, такие как: Испания, Италия, Франция, Германия, Россия и Япония— будучи Восточным противовесом и альтернативой Западному англосаксонскому миру: Британской империи и США. Однако, из-за его, порой, противоречивых взглядов и текстов, его взгляды сближались с взглядами национал-социалистов, в некоторых радикально расходились, в зависимости от периодов нацистского правления, - геополитика долгое время считалась лженаукой.
Всего Карл Хаусхофер написал 6 трудов: «О геополитике: Работы разных лет», «Границы в их географическом и политическом значении», «Панидеи в геополитике», «Статус-кво и обновление жизни», «Континентальный блок: Центральная Европа — Евразия — Япония» и «Геополитическая динамика меридианов и параллелей». В «Границы в их географическом и политическом значении» Карл Хаусхофер заключил, что: «В результате чрезмерной жестокости договоров и принуждения с помощью лукавой казуистики многие люди фактически связывают свои надежды на светлое будущее в огромной мере с разрушением границ, установленных несправедливым насилием. И отсюда в условиях общей угнетенности рано или поздно между Советским Союзом, Китаем и паназиатами, а также между другими угнетенными, униженными, эксплуатируемыми и каждодневно оскорбляемыми народами возникает чувство единения и как следствие возможность совместных действий.
Даже такая одержимая пацифизмом личность, спокойно мирящаяся с сохранением современного правового состояния неслыханного унижения древних крупных культурных народов, недостойно стесненных в пространстве, как поборник пан-Европы граф Куденхове-Калерги, категорически признает, что он и представить себе не может, каким образом должен сам собой, без войны, решиться спор о разграничении цветных и белой рас в индо-тихоокеанском пространстве – между столь густо заселенными, испытывающими давление резерватами людей и столь мало заселенными, крайне нуждающимися в людях резервными пространствами Земли, как соответственно муссонные страны и Австралия, или между тихоокеанским англосаксонством, империалистически наступающим на Тихий океан. Он только верит, что его пан-Европа – несмотря на обременительную принадлежность к ней бельгийской, нидерландской и французской колониальных империй – сможет остаться в стороне от этого спора. Но какое у нас, в подвергающейся непомерной эксплуатации Внутренней Европе, есть основание помогать своим молчаливым согласием сохранению во владении враждебных и безжалостных к нам эксплуататоров, запертых для нас заморских эксплуатируемых земель, участвуя, скажем, в союзах, которые хотят увековечить такую несправедливость? Мы когда-нибудь предъявим миллионам людей, заинтересованных в крушении нынешней системы фиктивных границ, самые общие данные статистики и тогда увидим, сколь ужасающе велико численное превосходство таких людей, а следовательно, чем может обернуться подлинно демократическое волеизъявление по вопросам существующего распределения власти и пространства на Земле и их разграничений!»
Кратко рассмотрев основные теории прошлого века, можно заметить, что в каждой из них рассматривались в основном территориально-морские аспекты, как аргументы гегемонии, а экономическо-социальные факторы почти не присутствуют при анализе. Также, почти каждая из теорий сводится к человеческому единству, как к ограниченному набору факторов отличий и совместимости в одном происхождении. Часто, авторы совмещали зависимость человека от природы и могущество отдельных территорий от локального ландшафта, который делал государства или империи непобедимыми. Но несмотря на то, что все авторы вложили весомый вклад в геополитику и геопоэтику – на данный момент их постулаты, как минимум, устарели, однако, благодаря этим трудам в геопоэтике появился базис основных проблем.