Директор ЦРУ публично высказался и сделал выводы, что Китай не уверен, сумеет ли он выиграть, если будет проведено полномасштабное вторжение на Тайвань «с приемлемыми для Пекина затратами». По времени совпадают выводы, которые делают комментаторы о частном визите 100-летнего американского политика Генри Киссинджера: его приняли по самому высокому классу. Если сравнивать с недавним приездом действующего госсекретаря Блинкена, тут даже говорить нечего: лично Си Цзиньпин, глава минобороны, главный дипломат и всё, как положено. Сюда же добавлю еще одну новость: сегодня прозвучало заявление-предупреждение со стороны Северной Кореи. Они говорят, что в случае захода американской стратегической подлодки в порт Южной Кореи Пусан будет применено ядерное оружие. Это заявление главы Минобороны. Они говорят: «Если будет установлено, что ядерная атака на нашу страну была осуществлена и была неизбежна». У них так написано в Доктрине. А лодка, между прочим, отправлена в сторону Пусана американцами. КНДР нагнетает: их многие не берут в расчет, мол где-то на отшибе они существуют. А они очень сильно задираются. Себя ли они защищают или за Китай?
Сергей Михеев: Сначала про Киссинджера: да, его встретили на очень высоком уровне. Но должен сказать, что он уже полумифическая фигура, в том числе для китайцев. Во-первых, он когда-то приложил руку к налаживанию отношений между Китаем и США. Во-вторых, он довольно долго играл серьезную роль во всей этой политике. В-третьих, он считается «патриархом» политического консультирования, многолетним советником. Плюс, его приняли достаточно высоко из уважения к его возрасту.
Самое важное: привез ли он какое-то послание? Потому что то, что он сам говорит по поводу Китая, и так понятно. Он периодически давал интервью и даже что-то писал, когда мог писать, и комментировал. Заявление директора ЦРУ может быть встроено в попытку нормализовать отношения с Китаем, хотя оно звучит не очень дружественно. Оно требует со стороны китайцев опровержения. Он сказал, что китайцы не уверены в своих силах. Это какой-то намек? В публичном поле это звучит не очень хорошо. Это одна из проблем американцев. Если вы хотите наладить отношения, иногда надо просто помолчать. Иногда надо сделать какие-то реверансы и не делать других движений, посмотреть на реакцию и т.д. А американцы постоянно «ставят ногу на грудь», как пел Цой. Он не хотел ставить ногу на грудь, а они хотят. Даже тех, кого записывают в свои партнеры, они все время унижают и постоянно дают понять, кто должен быть сверху, а кто снизу.
Киссинджер вам может быть привез какие-то предложения, а мы на всякий случай вам говорим, что вы слабаки, вы не сможете. То есть надо заодно оскорбить, заставить съесть это оскорбление. Если это перевести в житейские отношения, это не по-человечески. Нормального человека такая тактика бы отталкивала, а вовсе не стимулировала к тому, чтобы наладить отношения. Это звучит как: а. немного закамуфлированное оскорбление; б. и немного закамуфлированная угроза. Потому что я считаю, что Китай может справиться с Тайванем. Другое дело, что для этого Тайвань, возможно, придется полностью уничтожить. Для современного Китая не проблема уничтожить Тайвань и сравнять его с землёй. Всё, что американцы туда поставляют, - это ерунда. Они опять используют ту же самую тактику, но даже с китайцами напрямую в лоб они не готовы сталкиваться. Почему бы не потратить на это время Тайвань? «Давайте потратим Тайвань, а потом, когда он будет полыхать, начать вопить на весь мир, что Китай надо изолировать, что амбиции Китая угрожают миру, построенному на правилах, давайте санкции и пр.».
Схема захода абсолютно понятная: «Здесь мы расходуем украинцев, а там давайте будем расходовать тайванцев и на этом выстраивать свою тактику. Хорошо бы, чтобы это длилось как можно дольше, чтобы Китай тратил на это свои ресурсы». Я думаю, что технически Китай давно способен решить вопрос Тайваня. Конечно, морская десантная операция, как говорят военные, - это всегда тяжело и очень затратно. Но при возможностях Китая можно вообще обойтись без десантной операции, если надо просто решить вопрос Тайваня. А еще считаю, что Китай внутренне готов к довольно высокому уровню потерь. Американцы очень опасаются любых прямых столкновений. После поражения во вьетнамской войне это стало очень болезненной точкой в американском сознании. Они всегда крайне аккуратно к этому относятся и стараются в эти вещи влезать только тогда, когда есть почти стопроцентная гарантия победы, в отличие от нас.