Найти тему

Эмоциональный интеллект ребенка и как его развить

Оглавление

Чем больше книг о воспитании читаешь, тем больше общих моментов в них находишь. Наверное, это должно расстраивать, ведь хочется чего-то новенького. С другой стороны, понимаешь, что некоторые идеи, методы и подходы стали фундаментальными, а их эффективность многократно доказана.

Джон Готтман – выдающийся ученый-практик, который десятилетиями исследует семейные проблемы, в том числе вопросы воспитания детей. Наверное, никто в мире не проводил такие масштабные многолетние исследования (эксперименты, наблюдения, опросы) в сфере семейных отношений как он.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это понятие, которое стремительно вошло в современный лексикон педагогов, воспитателей, менеджеров и многих других. Только на русском языке можно найти уже десятки книг на эту тему. Об эмоциональном интеллекте (ЭИ) говорят как об одном из важнейших умений человека.Некоторые эксперты утверждают, что ЭИ (EI) важнее, чем коэффициент интеллекта (IQ), что именно он во многом определяет качество жизни человека – его взаимоотношения с другими, карьеру, личные достижения.

ЭИ – это умение различать и понимать свои эмоции, контролировать их. Причем ЭИ это не только работа со своими, но и с чужими чувствами. Важно понимать, что чувствуют другие и, что особенно ценно, исходя из этого, принимать правильные решения.

-2

4 типа родителей

Автор выделяет четыре типа родителей, причем первые три из них показывают, как воспитывать не надо.

1. Отвергающие — это те, кто не придает значения отрицательным эмоциям детей, игнорирует их или считает пустяком («Это неважно. Через минуту ты об этом забудешь. Не думай об этом и все. Это ерунда, не надо из-за этого переживать»). Такой подход к воспитанию довольно опасен, поскольку дети приучаются к тому, что их чувства неправильные. Они учатся скрывать свои эмоции, боятся выражать их.

2. Неодобряющие — родители, которые критикуют своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать. («Тебе должно быть стыдно за это! Дурак, не стоит из-за этого переживать. Еще раз заплачешь в магазине, получишь ремня»). Этот подход вреднее, чем первый, так как он заставляет детей еще сильнее прятать свои эмоции, находится в постоянном страхе, что его накажут, начинает думать, что у него какие-то врожденные недостатки, что он «весь неправильный».

3. Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают ограничения в поведении своих детей («Я вижу, что тебе больно. Мне очень жаль. Тебе грустно. Я тебя понимаю»). Этот подход гораздо лучше предыдущих, но детям таких родителей бывает сложно регулировать свои эмоции. И неудивительно, ведь родители просто не научили их этому.

4. Эмоционально воспитывающие. Именно этому стилю воспитания автор посвящает большую часть своей книги. В чем же его суть – родители должны сочувствовать своим детям, помогать справиться с негативными чувствами (вроде страха, гнева, печали), создавать взаимное доверие и привязанность.

5 шагов эмоционального воспитания

Ученый предлагает 5 последовательных шагов, позволяющих обеспечить эмоциональное воспитание.

1. Понять эмоцию ребенка. Сначала мы стараемся определить, что чувствует ребенок – страх, боль, зависть, ревность и т.п.

2. Отнестись к эмоции (пусть и негативной, неприятной, обидной) как к возможности для сближения и обучения. Это один из базовых принципов всех современных теорий воспитания: любая проблема – это шанс чему-то научить ребенка и укрепить взаимную привязанность.

3. Выслушать и признать чувства ребенка. Такой принцип (его часто называют отзеркаливанием) в России уже давно популяризовала Ю.Б. Гиппенрейтер, о нем писали хорошо известные большинству воспитателей и учителей Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Очень часто ребенку просто надо выговориться, ему необходимо услышать, что родители (воспитатели) понимают, что ему стыдно, страшно, что он злится, недоволен, обижен и пр. И здесь гораздо лучше не спрашивать «что с тобой», а просто заметить «я вижу, что ты устала и у тебя плохое настроение».

4. Помочь ребенку правильно назвать эмоцию. Интересно, что это еще одна общая идея, которую можно встретить чуть ли не в каждой современной книге по воспитанию детей. Называйте чувства, проговаривайте их, пусть дети знают, как называется то, что они сейчас испытывают.

5. Вместе с ребенком обсудить, как можно выражать эту эмоцию (обозначить пределы допустимого) и помочь решить проблему.

Здесь мы пришли к самому интересному месту. И, к счастью, автор не оставляет этот вопрос без подробных ответов. Он предлагает множество вариантов того, как вместе с ребенком решать возникающие проблемы. Описать все в рамках одной статьи, конечно, невозможно, поэтому если я все-таки смог вызвать ваш интерес и ваше любопытство, то вы обязательно прочитаете эту книгу сами.

Что конкретно делать?

Но оставлять читателей совсем без авторских предложений тоже было бы неверно. Так что некоторые из них здесь:

  • Не запрещайте чувствовать: позвольте ребёнку ощутить весь спектр эмоций. Помните, что все эмоции допустимы и нормальны. Например, гневаться – это нормально. Но не все способы выражения гнева допустимы.
  • Говорите об эмоциях, называйте их: «Вот сейчас ты завидуешь!», «Я вижу, как ты счастлив».
  • Посочувствуйте, помогите выразить то, что на душе.
  • Говорите об эмоциях во время игр, прогулок, чтения книг (автор, завершая книгу, советует несколько десятков детских книг, помогающих развить ЭИ).
  • Играйте в настольные игры, которые учат распознавать эмоции.
  • Хвалите ребенка за каждый маленький успех ребенка, чтобы повысить его уверенность в себе и подтолкнуть к переходу на следующий уровень компетентности.
  • Предоставляйте ребенку выбор всегда и везде, когда и где это возможно (выбор одежды, обуви, десерта, напитка и пр.).

А завершить эту статью хочется замечательными словами автора: «Ключ к успешному воспитанию стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем понимании и сопереживании своему ребенку. Сочувствуя своим детям и помогая им справиться с негативными эмоциями, вы формируете взаимное доверие и привязанность. И только из чувства любви и связи могут родиться уступчивость, послушание и ответственность».

3 причины прочитать эту книгу:

1. Подробные и развернутые тесты, чтобы определить свой стиль воспитания и не только.

2. Пошаговый алгоритм действий как развить эмоциональный интеллект (т.е. умение понимать свои и чужие чувства и управлять ими).

3. Множество конкретных советов и рекомендаций для детей разного возраста.

Алихан ДИНАЕВ

Учитель года России - 2018

Ещё больше интересных и полезных статей на моем блоге в "Мел.фм" https://mel.fm/blog/alikhan-dinayev/59632-emotsionalny-intellekt-rebenka-i-kak-ego-razvit

#ЭмоциональныйИнтеллект#Родители#Дети#УчительгодаРоссии#ЭИ#АлиханДинаев#ЧГПУ#Статья