Найти в Дзене

Сюрреализм как стиль живописи

В прошлой статье я писала про художника Владимира Новожилова, работы которого являются отличным примером сюрреализма. Сейчас же мне захотелось побольше узнать об этом стиле и поделиться основной информацией (крупными мазками, так сказать) с вами, которая будет понятна и таким же чайникам как я :) Для начала почитаем что написано в Википедии (хотя источник на самом деле так себе, но нужно же с чего-то начать). Сюрреали́зм (от фр. surréalisme, букв. — «сверхреализм», «надреализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. Отвлечемся пока на слово "авангардизм" и разберемся что это такое. Авангардизм - движение в искусстве, для которого характерны новаторские, экспериментальные идеи и радикальные способы их воплощения. То есть авангардисты ушли от традиционного (академического) стиля живописи, в котором писали Рафаэль Санти, Тициан, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и т.д. Да и вообще модер

В прошлой статье я писала про художника Владимира Новожилова, работы которого являются отличным примером сюрреализма. Сейчас же мне захотелось побольше узнать об этом стиле и поделиться основной информацией (крупными мазками, так сказать) с вами, которая будет понятна и таким же чайникам как я :)

Для начала почитаем что написано в Википедии (хотя источник на самом деле так себе, но нужно же с чего-то начать).

Сюрреали́зм (от фр. surréalisme, букв. — «сверхреализм», «надреализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма.

Отвлечемся пока на слово "авангардизм" и разберемся что это такое.

Авангардизм - движение в искусстве, для которого характерны новаторские, экспериментальные идеи и радикальные способы их воплощения. То есть авангардисты ушли от традиционного (академического) стиля живописи, в котором писали Рафаэль Санти, Тициан, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и т.д. Да и вообще модернизм как стиль появился после изобретения фотоаппарата, так как уже "не было смысла рисовать реальность как она есть".

Тициан, "Любовь Земная и Небесная"
Тициан, "Любовь Земная и Небесная"

А теперь вернемся к сюрреализму.

Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924).

Андре Бретон, французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма
Андре Бретон, французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма

В 1924 году мир видит Первый манифест сюрреализма. Тут его «папа» — Андре Бретон, дает определение стилю: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

На развитие стиля огромное влияние имел очень популярный на то время психоанализ Зигмунда Фрейда, особенно его анализ сновидений. По Фрейду, сновидение - работа подсознания, которое вырывается на волю, когда сознание отдыхает. Сюрреалисты разделяли соображения ученого о важности подсознания и его неисчерпаемости. Настоящее искусство сюрреалисты видят в отторжении собственной сознательной мысли, ведь мысль субъективна, а искусство должно быть наоборот — объективным. Именно таким является подсознание - сон. Сон - это продолжение реальности, но реальности объективной, которая не навязана определенными идеями сознания и не скованная Супер-Эго или так называемой цензурой сознания.

В общем, это интересно, но очень скучно. Возможно когда-нибудь будут статьи на философские темы, но сегодня мы говорим немного о другом (хотя, несомненно, все в этом мире взаимосвязано, и одно вытекает из другого).

Одними из важнейших ценностей сюрреалистов являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений.

Что объединяет работы сюрреалистов?

  • Перспектива, передача света и тени соседствуют с фантастическими абстракциями. Хоть содержание и отдалено от материального мира, работы подчиняются законам классической академической живописи.
  • Парадоксы в сочетании форм, размеров и цветов. В работах встречаются «жидкие» камни, животные с удлиненными конечностями, люди без лица - будто герои и предметы выпали из сна.
  • Аллюзии и визуальный обман. Предмет может оказаться не тем, чем кажется на первый взгляд.
  • Внешняя фантасмагория сюжетов. На первый взгляд, работа выглядит как визуальный бред, но на самом деле у каждого предмета есть объяснение, основанное на внутренних страхах и желаниях художника.
  • Свобода и иррациональность. Эпатажность, стремление бросить вызов общественным устоям, морали, религии, традиционному искусству.

А теперь рассмотрим примеры.

1. "Влюбленные", Рене Магритт

-3

Один из самых известных бельгийских художников в истории нашей планеты создавал наводящие на размышления изображения, которые в итоге стали одними из самых узнаваемых картин в мире.

Идея его искусства всегда заключалась в том, чтобы зритель задавался вопросом о том, что же мы все воспринимаем как наивысшую реальность. Реально ли это? Или же это просто образ чего-то, что мы привыкли считать реальным? К 1960-ым годам картины Магритта уже были всемирно известны и использовались в самых различных средствах массовой информации (СМИ).

«Влюблённые», также известная как «Любовники», одна из самых своеобразных картин в карьере Магритта, но она имеет несколько более глубокий смысл, чем можно представить на первый взгляд. Первый и самый очевидный смысл заключается в том, что она изображает на себе уже холодные и давно далёкие отношения между двумя когда-то влюблёнными друг в друга людьми. Это подчёркивается ещё и тем, что на их головы надета ткань, через которую невозможно целоваться.

Ещё более пугающая версия заключается в том, что на полотне изображается родная мать живописца, которая в годы, когда он был ещё маленьким, покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке. Когда её бездыханное тело вытаскивали на берег, платье женщины закрывало её лицо, подобно той самой ткани, которая покрывает лица двух влюблённых. Юный Магритт видел всё это своими глазами, и это могло немного повлиять на его дальнейшее творчество.

2. "Сон", Сальвадор Дали

-4

«Сон» - одна из самых популярных картин Сальвадора Дали (Salvador Dali), ставшая воплощением его параноидальных фантазий. В центре композиции находится огромная уродливая голова на фоне пустынного пейзажа, зависшая в воздухе посредством тонких подпорок. Этот монстр - воплощение сна, излюбленного мотива гениального испанского художника.

Картина наводит зрителя на размышления о тяжести и одновременно хрупкости сновидений. Они обрушатся, стоит убрать у пугающего существа только один костыль. С другой стороны, опоры — это связи с реальностью, которые не дают полностью уйти в подсознание. Голова ассоциируется с мозгом, который никогда не освобождается от воспоминаний, поэтому здесь появляются образы собаки, лодки. На холсте доминирует голубой цвет, он подчеркивает нереальность изображаемого.

3. "Люди ничего не узнают", Макс Эрнст

-5

Эрнст написал эту картину под влиянием работы Фрейда, изучавшего параноика Шребера. Несчастный хотел спасти мир и вернуть ему былое блаженство. Для этого нужно было всего лишь превратиться в женщину.

В 1920-е годы это произведение просто шокировало общественность, а в наше время оно по-прежнему остается загадкой. Каждый зритель, применяя свою буйную фантазию, по-своему трактует образы.

4. "Ностальгия по бесконечному", Джорджо де Кирико

-6

Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) (1888–1978), итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико прославился своими работами в стиле так называемой «метафизической живописи». Основным методом метафизизма стал контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, что создавало ирреальный эффект.

Еще есть очень классный современный американский художник Алекс Гросс, темы работ которого включают глобализацию, коммерцию, красоту, мрачный хаос и течение времени.

-7
-8
-9

В настоящее время, после смерти оригинальных представителей движения, продолжают работать эпигоны. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешние признаки направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920—30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется.

Спасибо, что дочитали статью :) Информация взята из Интернета.