Найти тему
Беерот Ицхак

Траур по разрушенному Храму

Photo by Bruno Aguirre on Unsplash
Photo by Bruno Aguirre on Unsplash

Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн. Перевод: рав Овадья Климовский

Пять событий, случившихся 17 Таммуза

Мудрецы сказали (Таанит, 26б): «Пять событий произошли с нашими отцами 17 Таммуза: были разбиты Скрижали, было прекращено ежедневное жертвоприношение тамид, были проломлены стены Города (Иерусалима), Апостмос сжег свиток Торы, и в Храме был установлен идол». Из-за этих событий мудрецы постановили поститься в день 17 Таммуза.

Первые и вторые Скрижали

Первое событие – «разбитые Скрижали» – произошло так. Наш учитель Моше поднялся на гору Синай, чтобы получить Тору, и пробыл там 40 дней и 40 ночей. 17 числа месяца таммуза Моше спустился, держа в руках две Скрижали. Когда он увидел, что народ Израиля создал золотого тельца, он бросил Скрижали и разбил их. Следует понять: что такого в том, что Скрижали были разбиты – ведь потом были получены вторые Скрижали, а также в чем разница между первыми и вторыми Скрижалями.

В словах наших мудрецов мы видим, что разница есть: первые Скрижали были выше уровнем, чем вторые, как сказано (Эрувин, 54а): «Почему написано «высечены на скрижалях»? Это намекает, что если бы первые Скрижали не были разбиты, сыновья Израиля никогда не забыли бы Тору». Раши объясняет: «высечены» означает, что не могут быть стерты – благодаря Скрижалям, Тора была как будто «высечена» [на сердце] у евреев, и они никогда уже не могли бы забыть ее. То есть, у первых Скрижалей было особое свойство: они влияли на изучающих Тору так, чтобы те не могли забыть выученное, вторые же Скрижали таким свойством не обладали.

Мы находим еще одно отличие между первыми и вторыми Скрижалями: первые были сделаны Всевышним, и заповеди были написаны на них Его рукой, о вторых же мудрецы сказали (Шмот раба, 47б): «»Напиши себе [так Всевышний сказал Моше, когда велел ему сделать вторые Скрижали]» – Святой, благословен Он, сказал Моше: «Первые Скрижали написал Я (как сказано: «записаны пальцем Б-га»), вторые же напиши ты, и хорошо еще, если Я приложу к ним руку»». Мы видим, что вторые Скрижали не обладали всеми достоинствами первых.

После того, как евреи согрешили, создав золотого тельца и поклонившись ему, они больше не заслуживали, чтобы первые Скрижали оказывали на них свое чудесное воздействие, не дающее им забывать Тору. Поэтому Моше и разбил эти Скрижали, бросив их наземь. Об этом говорится в Талмуде (Шабат, 87а), что Моше рассудил так: если о пасхальной жертве, вкушать от которой – лишь одна из 613 заповедей, Тора велела, чтобы «никто чуждый (т.е отчужденный от Торы) не ел от нее», то в этом случае, когда на Скрижалях содержится вся Тора [наши мудрецы учат, что в Десяти заповедях содержится квинтэссенция всей Торы] – и весь народ Израиля считается сейчас оставившим Тору [подпадая, таким образом, под определение «посторонних»] – тем более не должны получить эти Скрижали. Творец согласился с его умозаключением и сказал: «Молодец, что разбил их».

Беды приходят из-за прегрешений

Выходит, что Скрижали были разбиты из-за того, что народ Израиля согрешил. Все остальные события, случившиеся с нашими отцами 17 Таммуза, тоже были результатом прегрешений: о «прекращении жертвоприношения тамид» Раши пишет, что власти запретили приносить его, и этот запрет был следствием грехов, в результате совершения которых сыновья Израиля потеряли право ежедневно умиротворять Всевышнего, принося тамид. То же касается и «проломленных стен» Иерусалима – причиной тому, что враги сумели пробить стену города и войти в ворота Иерусалима, были грехи Израиля.

«Сожжение Апостмосом свитка Торы» также являлось следствием пренебрежения евреев к Торе и нерадивым исполнением ее заповедей. Поэтому, согласно принципу «мера за меру», были сожжены свитки Торы – об этом говорил гаон рав А. Й. Л. Штейнман, цитируя «Сефер Хасидим» (п. 209): «Если увидишь дом праведника (или синагогу) разрушенным, или, если в нем обитают нечестивцы – знай, это значит, что евреи, которые жили там раньше, вели себя постыдно. Также и Дом учения, в котором допускают легкомысленное поведение, в конце концов попадает в руки нечестивцев, согласно логике «достаточно рабу, если будет как господин» – ведь даже иноверцы не позволяли себе легкомысленное и позорное поведение в Храме, пока так не стали вести себя евреи, о чем сказано: «Разве пещерой [укрытием для] распутников стал в глазах ваших Дом этот?» (Ирмеяу, 7:11), а уже потом случилось «и обирают ее все прохожие» (Теилим, 80:13). Никогда иноверцы не причинят зла, пока евреи, которые среди них, не начнут делать зло друг другу; и знатоки Торы не будут опозорены, пока не начнут сами позорить друг друга или пока не увидят поношение Торы и промолчат».

По поводу «установленного в Храме идола» Раши пишет, что это сделал царь Менаше. В таком случае возникает вопрос: ведь это личное преступление Менаше, не общенародное! Но в действительности и это было результатом прегрешений народа Израиля – ведь иначе Менаше не посмел бы содеять такое осквернение Имени Всевышнего – водрузить идола в Храме. Он смог это сделать только потому, что сыновья Израиля и так уже грешили идолопоклонством.

Что же делать теперь

Поэтому в покаянных молитвах Слихот мы упоминаем о пяти событиях, случившихся 17 Таммуза – потому что они произошли вследствие грехопадения того поколения, поколения разрушенного Храма. И хотя мы не несем ответственности за их поведение, мы виновны в том, что продолжаем совершать те же грехи, как сказали мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Йома, 1:1): «Каждое поколение, не отстроившее Храм, рассматривается как разрушившее его», то есть если Храм не отстроен, это признак того, что текущее поколение продолжает совершать прегрешения поколения Разрушения, вследствие чего это разрушение продолжается. В связи с этим следует всячески просить прощения и раскаиваться.

Это ясно видно и у Рамбама, который пишет (Законы поста, 5:1): «Есть дни, когда весь Израиль постится из-за постигших его бедствий, чтобы пробудить сердца и открыть путь к раскаянию и исправлению. И это должно стать напоминанием о наших дурных поступках и о поступках наших отцов, которые были подобны нашим, что привело к бедствиям, постигшим их и нас. Вспоминая об этом, мы вернемся на путь добра, как сказано: «Исповедаются в своих преступлениях и в преступлениях отцов» (Ваикра, 26:40)». Следовательно, цель поста в том, чтобы пробудиться и исправить прегрешения, ставшие причиной Разрушения, и оставить дурные поступки, унаследованные от отцов. И пока мы не исправим грехи, повлекшие за собой Разрушение, мы задерживаем восстановление Храма.

Какие прегрешения привели к Разрушению, объясняется в Талмуде (Йома, 9б): Первый Храм был разрушен из-за трех вещей: из-за служения идолам, прелюбодеяния и кровопролития. А Второй Храм был разрушен из-за распространившейся в то время беспричинной ненависти. И там же (69б) рассказано, что мужи Великого Собрания своими молитвами отняли силу у дурного начала, влекущего людей к идолопоклонству, они также ослабили вожделение к прелюбодеянию. Осталось только стремление к убийству, поэтому в эпоху Второго Храма не было идолослужения и прелюбодеяния, одна лишь беспричинная ненависть, а она способна довести и до кровопролития.

Надежда на Избавление

В трактате «Макот» (24б) рассказывается, как однажды раббан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья, раби Йеошуа и раби Акива шли по дороге… Дойдя до Храмовой горы, они увидели лисицу на том месте, где прежде была Святая Святых. Трое мудрецов заплакали, а раби Акива улыбнулся.

– Почему ты улыбаешься? – спросили его остальные.

– А почему вы плачете? – спросил тот в ответ. Они сказали:

– Перед нами – то место, о котором сказано: «Постороннего, который приблизится, ожидает смерть» (Бемидбар, 1:51), а теперь здесь гуляют лисицы. Как мы можем не плакать?

Раби Акива сказал им:

– Этому я и радуюсь, ибо сказано: «И взял я себе надежных свидетелей: Урию, священнослужителя, и Зехарью, сына Йеверехъяу» (Йешаяу, 8:2). Писание связывает пророчества Урии и Зехарьи. Урия предсказывал то же, что до него Миха: «…Из-за вас, словно поле, вспахан будет Цион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом» (Миха, 3:12), а Зехарья говорит: «…Еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи…, и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими (там)…» (Зехария, 8:4, 5). Пока не сбылось пророчество Урии, я боялся, что и пророчество Зехарии не исполнится. Теперь же, когда слова Урии сбылись, нет сомнения в том, что исполнится и предсказание Зехарьи.

Мудрецы согласились, что это – настоящее утешение.

В чем смысл бедствий и изгнания

Однако с тех пор, как исполнилось пророчество о разрушении Храма, минуло много лет, а мы все еще не удостоились Избавления. Причина же в том, что сейчас это в наших руках, как сказали мудрецы [толкуя несколько загадочные слова пророка Йешаяу (60:22): «…вовремя приведу его быстро»]: «Удостоятся – Избавление придет быстро [то есть раньше конечного срока, может быть, прямо сейчас], не удостоятся – придет вовремя [то есть еще неизвестно сколько его ждать]» (Санедрин, 98а). Это значит, что если народ Израиля сделает тшуву, Всевышний поторопится привести Избавление, а если не сделает – тогда Всевышний поставит над ними царя, который издаст такие же страшные указы, как во времена Амана, вследствие чего Израиль раскается – так этот царь вернет их на истинный путь (там же, 97б).

В этом смысл изгнания и бедствий, которые мы переживаем во всех поколениях – вернуть народ к тшуве. Например, ужасная Катастрофа, в которой погибли шесть миллионов евреев, была волей Провидения, чтобы евреи раскаялись, так сказал однажды гаон рав Э. М. Шах, благословенна память праведника. Были места, где евреи оставались цельными в служении Всевышнему и богобоязненными, и усердно занимались Торой, поэтому они пострадали от Катастрофы меньше других. Например, Ешива Мир.

Чувствовать скорбь в сердце

Главная часть тшувы – это укрепить занятия Торой. Но есть и еще одна деталь, о которой говорили мудрецы (Гитин, 57а) – следует скорбеть о Иерусалиме. Там сказано, что жители египетской деревни Сеханья, несмотря на то, что были большими праведниками, были наказаны, так как не скорбели. Это звучит странно: ведь, будучи большими праведниками, они, несомненно, выполняли все обычаи, связанные с трауром, и держали положенные посты – как же о них сказано, что они не скорбели о Иерусалиме? По-видимому, претензия к ним заключалась в том, что они не скорбели в сердце, а ведь главное в скорби – это чувствовать сердцем, чего нам не хватает, пока разрушен Храм. Они же выполняли все обычаи траура, как положено Законом, но недостаточно сокрушались сердцем о разрушенном Храме.

Следует признать, это непростая задача. Надо обладать высоким уровнем, чтобы ощущать, что, пока разрушен Храм, чего-то не хватает. Это видно из рассказа Талмуда (Бава кама, 59б) об Элиэзере Зеира, который шел по улице в черных ботинках, как было принято у скорбящих. На вопрос, почему он обут в черное, он ответил, что скорбит по Иерусалиму.

Его спросили:

– Ты считаешь себя настолько важным, что тебе подобает скорбеть по Иерусалиму?

Его задержали и поместили в заключение, потому что это не было так просто – скорбеть по Иерусалиму. Задержавшие его считали, что он проявляет неуместную гордыню, проявляя прилюдно скорбь о Храме, которой на самом деле не ощущает в сердце. Только когда он доказал им, что является знатоком Торы, ему поверили, что он по-настоящему скорбит.

Природа человека устроена так, что, когда он изучает Тору, молится, и он здоров и обеспечен материально – он не ощущает, что ему не хватает Храма. Он не понимает, зачем нужен Храм, и для того, чтобы достичь этого понимания и прочувствовать отсутствие Храма, приходится долго и глубоко размышлять. В книге «Месилат йешарим» приводится цитата из «Тана девей Элияу» о том, что нужно всегда переживать из-за изгнания и Разрушения Храма, ведь это как будто уменьшает почет Всевышнего, и об этом сказали: «Кто называется хасид (благочестивый)? Тот, кто делает хесед (добро) Своему Творцу».

Напоминание о трауре

В эти дни мы скорбим по разрушенному Храму. Природа человека такова, что, пока он не задумается, — не может ощутить глубины утраты. Он здоров, обеспечен, получает удовольствие и радуется изучения Торы – такому человеку очень непросто ощутить настоящую боль от того, что Храм разрушен. Ему нужно долго обдумывать и прилагать усилия для осознания, чего именно не хватает – тогда он сможет искренне сожалеть об утрате.

Во многих случаях Закон требует вспоминать о разрушении Храма. Например, перед произнесением Биркат а-мазон (Благословения после трапезы) следует читать псалом «На реках Вавилона…». Это нужно, чтобы прочувствовать, что было утеряно с разрушением Храма, как сказано в строках этого псалма: «…Там мы сидели и плакали, вспоминая Сион». В субботу же, когда не разрешается грустить, читают Шир а-маалот – «Песнь восхождения. Когда вернул Г-сподь пленников Сиона, мы были, как во сне». Этим мы напоминаем себе, что ждем Избавления, но не упоминаем о грустном и не плачем.

В книге «Мишна брура» (глава 1, пп. 11) написано, что главное во время чтения этих псалмов – это кавана, душевный настрой. Человек должен понимать и чувствовать, что он произносит. Для этого нужно находиться на высоком духовном уровне и по-настоящему горевать из-за Разрушения. Однако тот, кто усердно изучает Тору, может легче достичь ощущения этого горя, так как святость Торы влияет на его душу и сердце, когда он думает об этом, глубоко исследуя тему Разрушения.

Чувствовать скорбь по Храму – высокий уровень

Следует внимательно изучить слова мудрецов в Талмуде и мидрашах о том, что происходило при Разрушении, и о страданиях Шхины из-за разрушения Храма и изгнания. К примеру, автор книги «Шла» (раздел, посвященный трактату «Швуот») рассказывает, как однажды раби Йосеф Каро (составитель сводов законов «Бейт Йосеф» и «Шулхан арух») и группа его учеников учили Тору в ночь Шавуота (праздника Дарования Торы) и услышали голос с Небес. Голос сказал им, что, если бы они могли постичь хотя бы одну миллионную, или даже одну стомиллионную часть от страданий Шхины, в их сердце уже никогда не смогла бы проникнуть радость.

Это, однако, весьма высокий уровень, когда человек способен по-настоящему скорбеть о разрушенном Храме и сочувствовать горю Шхины. Во время чтения кинот [траурных элегий, оплакивающих разрушение Храма и гибель еврейских общин] 9 Ава, если вдумываться в смысл текста, можно немного прочувствовать это горе, но обычно по-настоящему горевать из-за разрушения Храма тяжело. Поэтому нам надо понять, что же мы можем сделать на нашем невысоком уровне.

Что может сделать каждый из нас

Мудрецы сказали: «Каждый, кто веселит жениха и невесту, как будто отстроил одно из разрушенных зданий Иерусалима» (Брахот 6б). Здесь сказано, что человек может отстраивать разрушенный Иерусалим тем, что веселит жениха и невесту. Мы должны понять, какая связь между весельем новобрачных и разрушенным Иерусалимом, и как с помощью первого отстраивается последний.

Простое объяснение таково. Веселя жениха и невесту, человек выполняет заповеди делать людям добро и любить их. Рамбам пишет в «Законах траура» (14:1), что так выполняется заповедь «люби ближнего, как самого себя», потому что молодых веселят из любви и желания делать им добро, а этим исправляется грех, повлекший за собой Разрушение – беспричинная ненависть.

И хотя мудрецы указывают на случай с Камцой и Бар Камцой как на причину разрушения Иерусалима, это было скорее естественным развитием событий. Бар Камцу публично опозорили из-за беспричинной вражды, существовавшей между ним и хозяином трапезы, [с которой он при всех был изгнан], после чего Бар Камца отправился к римскому кесарю и наклеветал ему на евреев, якобы они восстали против него. Однако же, настоящей причиной Разрушения была беспричинная ненависть, распространенная во всем обществе, о чем сказали мудрецы в трактате Йома (9б), что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти.

Получается, что среди них была распространена беспричинная ненависть, а она является корнем всех дурных качеств человека: ненависть пробуждает злобу, заставляет человека злословить – что и произошло в истории с Камцой и Бар Камцой, начавшейся с напрасной вражды и закончившейся доносом кесарю на еврейский народ. Об этом мудрецы говорили, что «ненависть к людям выводит человека из этого мира» (Авот, 2:11). Исправить же это можно, развивая любовь к людям, которая является корнем всех хороших качеств. Поэтому, совершая добрые поступки из любви к людям, человек отстраивает разрушенный Иерусалим.

Почему же мудрецы сказали «как будто отстроил одно из разрушенных зданий Иерусалима»? Можно объяснить это так: если человек обладает особо хорошими качествами характера (слава Б-гу, «Израиль не овдовел» – и в наши дни есть множество хороших людей, которые делают другим добро из любви к добру и к людям, не считая это какой-то особой своей заслугой и не претендуя на почести, да еще и поощряют других заниматься благотворительностью), он отстраивает только «одно» из разрушенных зданий Иерусалима – то есть имеется уже одна причина отстроить его.

Но есть также и другие люди в народе Израиля, которые своими поступками приводят к тому, что Разрушение продолжается, как сказано в  Иерусалимском Талмуде (Йома, 1:1): «Каждое поколение, не отстроившее Храм, рассматривается как разрушившее его», то есть поскольку люди продолжают вести себя так, как подсказывают им их дурные качества и беспричинная ненависть, из-за которых и был разрушен Храм, – он не восстановлен и поныне. А чтобы отстроить весь разрушенный Иерусалим (а не только что-то «одно»), требуется, чтобы весь народ Израиля раскаялся и исправил прегрешения, повлекшие за собой Разрушение.

Поэтому, если мы хотим добиться восстановления Храма, самое легкое, что мы можем сделать – это укрепить свои хорошие качества характера и любовь к людям, и этим будут исправлены грехи, ставшие причиной Разрушения – беспричинная ненависть и дурные качества характера. Каждый, кто ведет себя соответственно положительным чертам характера, мостит еще один ряд на дороге к Избавлению. И хотя Разрушение продолжается, поскольку есть другие люди, поведение которых диктуется беспричинной враждой, этот человек исправил то, что должен был исправить он, и тогда продолжение Разрушения уже не будет лежать на его совести.

Источник

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц