Найти тему
inkazan.ru

Черная Метка Зиганшина: кто потопил речной вокзал Казани

Оглавление

Стремление увидеть реку, которая течет издалека долго, приводит казанцев к речным воротам города, порту пяти морей или попросту в стеклянную заброшку, которая пылится почти 20 лет. О том, почему пустует здание городского порта — в материале Inkazan.

    Стремление увидеть реку, которая течет издалека долго, приводит казанцев к речным воротам города, порту пяти морей или попросту в стеклянную заброшку, которая пылится почти 20 лет. О том, почему пустует здание городского порта — в материале Inkazan.
Стремление увидеть реку, которая течет издалека долго, приводит казанцев к речным воротам города, порту пяти морей или попросту в стеклянную заброшку, которая пылится почти 20 лет. О том, почему пустует здание городского порта — в материале Inkazan.

Полундра! Почему вокзал ушел на дно

Здание казанского речного вокзала построили в середине XX века по проекту архитектора Исмагила Гайнутдинова. Тогда это был крупнейший речной порт в Волжском бассейне. Комплекс состоял из вокзала, кассового помещения и павильона для пассажиров пригородных и межрегиональных рейсов. В главном здании располагались два зала ожидания, ресторан на 120 мест, комната матери и ребенка, почта, телеграф, комбинат бытового обслуживания и радиоузел.

Но с наступлением 90-х речпорт стал терять пассажиров, а в 1993 году он попался в сети ГУП «Татфлот» — объект приватизировали. С этого момента начинается «черная полоса» в судьбе Казанского речного порта.

В 2005 году, спустя полвека, его решили обновить — поводом стало тысячелетие Казани. Тогда правительство республики выделило на реконструкцию солидный кредит — более 30 млн рублей. Над проектом реставрации здания работало ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» — проектный и научно-исследовательский институт.

В те же годы решили увеличить объем вокзала за счет двух надстраиваемых этажей. Внешний вид должен был преобразиться за счет остекления общей площадью 1 800 квадратных метров. В здании обновленного вокзала предполагалось разместить гостиницу на 87 номеров, комфортные залы ожидания со всеми удобствами, кафе, бары, ресторан.

Закончить реконструкцию предполагалось в 2006 году. Однако к тысячелетию Казани удалось только завершить остекление, да и то не полностью. Затем все работы были прекращены, а само здание законсервировано. Причина, которую назвали собственники — «нехватка средств». Тогда инженеры проекта жаловались, что их работа оказалась бесполезной и даже не была оплачена.

В 2013 году про речной порт заговорили вновь. Главное здание хотели переоборудовать в отель, однако все так и осталось на стадии разговоров. Спустя 10 лет главный архитектор столицы Татарстана Ильсияр Тухватуллина заявила, что вокзал все же реконструируют. Кто это будет делать и в какие сроки, неизвестно.

В пресс-службе министерства транспорта Inkazan ответили, что этот вопрос находится в ведении исполкома Казани. Однако в городской администрации заявили, что здание речного вокзала не является муниципальной собственностью, и все вопросы стоит адресовать его владельцу.

Сейчас главное здание речпорта стоит в пыли и грязи, дверная ручка заросла паутиной, бетонную плитку победили сорняки, а по ее центру сквозь асфальт проросли настоящие клумбы.

Как выглядит Речной вокзал Казани

Тысяча чертей: кто владеет зданием

Долгие годы владельцем речного вокзала Казани был «Татфлот». По данным «Контур.Фокус», компания на 25% принадлежит республике и на 75% Револю Исмагилову. Его считают человеком Равиля Зиганшина, владельца и гендиректора одиозного ПСО «Казань», которое строило космодром «Восточный», стадионы к ЧМ-2018 и гостиницы-долгострои под «Миллениумом».

За долгие годы работы СК «Татфлот» периодически испытывал нападки со стороны кредиторов, которые пытались обанкротить компанию. Причины были. О том, что состояние речного хозяйства оставляет желать лучшего, говорилось еще в госпрограмме о развитии транспортной системы Татарстана на 2014–2025 годы.

Тогда республиканские власти заявляли, что развитие водного потенциала сдерживается из-за отсутствия инфраструктуры, что «сооружения и материально-техническая база портов, грузовой флот физически изношены и морально устарели». Но результатов программа не дала, и теперь в минтрансе готовят новую госпрограмму — с горизонтом планирования до 2030 года.

Сейчас речной порт Казани не успел покритиковать только ленивый. В одном из своих последних интервью мэр Казани Ильсур Метшин назвал его «стыдом и срамом». О проблеме говорила и глава комитета по туризму Казани Дарья Санникова.

«Должна произойти революция, касающаяся здания, проходов, предоставления причальных стенок, сервиса. Онлайн-бронирование запустилось, но не работает. Получаем безмерное количество жалоб. Надо делать дорожную карту и начинать с речного порта», — заявляла она.

Перемены пришли весной 2023 года. В субъекте создали компанию «Флот Республики Татарстан» со 100% участием региона в уставном капитале. Будущее татарстанского флота отдали в руки Романа Лизалина — легендарного капитана, спасшего выживших пассажиров с затонувшего теплохода «Булгария».

Ему достались 50–60-летние теплоходы «Татфлота», обветшалый речной порт и дряхлые дебаркадеры. А вместе с этим и беспрецедентные 2 млрд рублей. На эти средства планируется поднимать татарстанский флот.

От «Метеора» до лайнера: как выглядят мечты Татарстана о речном флоте

Раз пятнадцать он тонул…

Депутат Казгордумы Алексей Серов заявил, что объективно финансы не позволяли содержать такой большой речной вокзал. При всем потенциале речных перевозок, они имеют сезонность, и бизнес далеко не всегда окупается.

«Но если мы говорим о престиже, о речных воротах, то казанская инфраструктура сильно отстает. Но казанская история — не уникальна. В Москве, с ее большими финансами, реконструкция вокзала началась только несколько лет назад», — заявил он.

При этом народный избранник отметил, что проблемная компания «Татфлот» — это наследие Зиганшина, которое использовалось неэффективно. С приходом новых владельцев инфраструктура должна работать круглый год.

«Если это будет простаивать, то сколько угодно государственных или инвестиционных денег туда вложишь, толку не будет», — заявил он.

По мнению гендиректора турагентства AVT Travel Азамата Сабирова, причина заброшенности речного вокзала кроется в плохом собственнике.

«Посмотрите, кто был собственником речного вокзала, и вы поймете, почему он им не занимался. Он умеет что-то забрать или отжать, но нанять команду и правильно спроектировать — не умеет, примерно поэтому теперь будут сносить недостроенные строения под Миллениумом. Все зависит от собственника, речному вокзалу в этом плане не повезло», — заявил он.

По словам Сабирова, он общался на эту тему с главой комитета по туризму Татарстана Сергеем Ивановым, но тот ответил, что не может на это повлиять, так как у здания есть собственник. При этом, спикер считает, что у татарстанского речного туризма есть большой потенциал.

«У нас речная и береговая линия такая огромная, что Татарстан может даже создать конкуренцию Сочи», — считает он.

При этом глава Ассоциации туристических агентств Татарстана Рамиль Мифтахов считает, что здание речного вокзала в принципе не важно для туристов.

«Для туристического рынка он что есть, что нет — это вообще не актуально. Это не объект туристического характера, а просто объект по продаже билетов, такой же, как ж\д вокзал. С точки зрения туристической инфраструктуры все равно, есть он там или нет его», — заявил он.

Мифтахов считает, что пассажиры теплоходов этим зданием пользоваться не будут. Сейчас они обходят причальную стенку и идут к автобусам на экскурсии. Продажа билетов происходит в соседнем маленьком здании, которого, по его словам, достаточно для Казани, так как по сравнению с другими городами объемы речных перевозок в столице Татарстана мизерные.

Но на проблемы здания нынешних касс неоднократно жаловались как другие туроператоры, так и горожане. Хотя цивилизация потихоньку пыталась проникнуть в эти стены.

С этого года билеты на речной транспорт можно купить онлайн, но сделать это возможно лишь за 3 дня до поездки и далеко не с первой попытки. Еще одной новинкой 2023 года для речпорта стало то, что расплатиться за билет можно картой, раньше транспортники принимали только наличные деньги. Да и внешний вид помещения вызывает вопросы.

Вероятно, гостям и жителям Казани придется ждать еще ни одно десятилетие, пока благоустройство дойдет до этой окраины города.

Ссылка на статью: https://inkazan.ru/news/2023-07-24/chernaya-metka-ziganshina-kto-potopil-rechnoy-vokzal-kazani-2991179