Найти в Дзене

С ТОПОРОМ НА «БУКЕРА»

Елизаров, Михаил. Библиотекарь: Роман. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2010. – 432 с.
Елизаров, Михаил. Библиотекарь: Роман. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2010. – 432 с.

В 2008 году этот роман популярного в эстетских кругах Михаила Елизарова получил престижнюю премию «Русский Букер», что окончательно утвердило фигуру писателя на позиции одого из лидеров современного литературного процесса. А заодно – перманентного участника все существующих и существовавших конкурсов и премий. Я даже намеревался отдать должное сему таланту путем чтения его последней по времени книги под названием «Земля». Но вот случился сериал «Библиотекарь» и захотелось лично прочесть текст того, кого иные называют «надеждой российской словесности».

Пошел в библиотеку (а куда еще идти за романом с названием «Библиотекарь»?) и достаточно быстро получил в руки искомый том. Подозревая автора в постмодернизме и будучи заочно знакомым с основной идеей книги, я не удивился, когда, начав чтение, узнал подробности биографии некоего советского писателя Дмитрия Громова, результаты творчества которого публиковались во времена СССР. Но оказали влияние на многие тысячи людей уже после его смерти и распада Советского Союза. Автор «Библиотекаря» даже не скрывает, что выдумал подобного персонажа. Тем самым ловко задав условия текстовой игры для читателя. Фокус, тем не менее, заключается в том, что Михаил Елизаров, маскируя стилистику рассказа о судьбе книг Громова и причастных к ним читателей под этакие очерки из провинции (действие романа разворачивается в городишке Урмут), на самом деле творит некий ироничный эпос о том, какую роль в жизни человека могут играть книги и процесс их чтения.

Лукавая притча постороена на допущении фантастического факта о влиянии сочинений того самого Громова на читателей, и далее – на хранителей этих изданий.

В миру громовские тексты назывались – «Пролетарская» (1951), «Счастье, лети!» (1954), «Нарва» (1965), «Дорогами труда» (1968), «Серебряный плес» (1972), «Тихие травы» (1977). То есть вполне традиционный для отечественной литературы периода социалистического реализма тренд отражения разных аспектов жизни советского человека в прозе. Только в том мире библиотекарей и читателей, который выдумал писатель Михаил Елизаров, они получили совсем иные номинации – Книга Силы, Книга Власти, Книга Ярости, Книга Терпения, Книга Радости, Книга Памятия и Книга Смысла.

Можно было принять подобный формат нарратива за некую глубоко законспированную глоблаьную издевку на всей советской цивилизацией, включая известный тезис о том, что Советский Союз был самой читающей страной в мире. И как не вспомнить известное изречение «буревестника революции» о том, что «всем хорошим во мне я обязан книгам». Порою это кажется привычной фигурой речи. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что русская циилизация всегда была цивилизацией слова. И Елизаров это не только почувствовал, но и показал нам, как рождается смысл жизни в сознании совершенно разных людей, объединенных творчеством одного автора по фамилии Громов.

А вот конструкция «Библиотекаря» демонстрирует умение автора преодолевать любые традиции и шаблоны как жанра, так и формата. Текст книги разделен на три неравномерные части, озаглавленные – «Книги» «Широнинская читальня», «Хранитель Родины». В первой части нас знакомят с феноменом влияния книги уже упомянутого Громова. Во второй разворачивается разворачивается настоящее приключенческое повествование о борьбе разных кланов и сообществ за книги Громова, в центре которого оказывается главный герой Алексей Вязинцев, от лица которого и ведется в этой части текста повествование. Третья, завершающая часть романа, выглядит неким смысловым довеском. По ее прочтении сложилось устойчивое ощущение: Михаилу Елиазрову просто позарез надо было как-то завершить фабульную интригу и привести своего героя к разрешению его судьбы прямо в тексте романа. Но эта часть и есть самая похожая на современную традицию, описывающую чувства персонажа, находящегося в изоляции. Реальный сюжет завершился чуть ранее, когда войско, представляующее читальню в Широнино, по защите очередной громовской книги, было разгромлено их врагами. Так герой, ставший библиотекарем по праву наследования (его умерший дядя как раз и был лидером широнинцев), оказывется заключенным. При этом, безо всяких перспектив изменения собственного статуса.

А ведь как эпично, в стиле русских былин Елизаров описывает во второй части романа действияя широннцев во главе с Алексеем. Порою чувствуещь странность: будто бы ты реально присутствуешь при очередной рабзорке поклонников Громова всех мастей со всей России. Настолько кинематографично и почти осязаемо ввиду обилия натуралистических реалий выглядят батальные сцены в романе. При всей кровавости подробностей они выглядят как некое отстраненное во времени и пространствн летописное описание. Энергетика текста становится настолько мощной, что ты забываешь об остальных темах книги и о первопричине таких столкновений, Топоры и копья против булав и цепов, разящих всех и вся – таков истинный «хруст» и «звук» схваток и поединков, каковые нам предъявил автор «Библиотекаря» в главной части романа.

Отныне автор этих строк готов к восприятию одноименного сериала, который обязательно будет отсмотрен и отрецензирован. А пока читайте «Библиотекаря» Михаила Елизарова и цените книгу – источник знания!.

Сергей Ильченко