В творчестве талантливой итальянки сплелись классицизм, неистовство, эксцентричность и остроумие. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Для нее не существовало ничего невозможного. Она открыла один из первых в мире бутиков и заложила основы и принципы того, что в будущем станет именоваться «прет-а-порте»
Имя этой талантливой женщины сегодня несколько подзабыто, но в 20-30-х гг. ее ставили в один ряд с самыми знаменитыми мастерами высокой моды.
Эльза Скиапарелли родилась в Риме, выросла в интеллектуальной и несколько эксцентричной среде, что наложило свой отпечаток на творчество модельера. Достаточно сказать, что ее дядя – знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «каналы» на Марсе.
Безоблачное детство сменили суровые будни юности. Брак Эльзы оказался неудачным, и после развода она осталась в Париже одна, с маленькой дочерью на руках. Но она была молодой, решительной и уверенной, что найдет собственное место в жизни.
Однажды у нее гостил друг из Америки, и Эльза обратила внимание на его свитер, простой и вместе с тем элегантный. Как выяснилось, такие свитеры вяжет живущая буквально в двух шагах армянская эмигрантка, которая и стала первым соратником Скиапарелли. Вместе они разрабатывали модели свитеров и платьев. Сегодня шерстяное платье черного цвета, украшенное белым бантом наподобие бабочки, кажется достаточно заурядным, но в 1927 году такой наряд был настоящим откровением.
Еще большего успеха Эльза добилась, работая со спортивной одеждой. Ей удалось получить большой заказ от магазина «Strauss». Над его исполнением трудилась чуть ли не вся армянская община Парижа. Точнее, ее женская часть. Заказ принес Скиапарелли известность, а армянское семейство, с которым она многие годы поддерживала дружбу, смогло даже открыть собственную фабрику трикотажных изделий.
Модный дом Скиапарелли начал свою жизнь в трех комнатках на Рю-Де-Ля-Пе. Над входом была вывеска: «Для спорта», через несколько лет ее знал уже весь мир.
В первой коллекции свитеров Эльза использовала мотивы африканского искусства и работы художников-кубистов. Следующая коллекция вызвала шок – ее Скиапарелли выполнила по рисункам матросских татуировок. Там были змеи, якоря, сердца, пронзенные стрелами и т.п. она же первая ввела рисунок, получивший название «рыбий хребет», и изображение омаров, которые с трикотажных изделий впоследствии перешли на шелк и купальные костюмы.
Скиапарелли увлекалась авиацией. После перелета Чарльза Линдберга через Атлантику (1927г.) она показала серию моделей, которые легли в основу стиля пилот, дожившего до нашего времени.
К середине 90-х гг. талант Эльзы Скиапарелли достиг расцвета. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Например, она начала использовать застежки-молнии. Выглядели они в те времена несколько грубо, и поэтому эффект от них был для публики неожиданным и новым.
Эльза была первой, кто превратил обычное дефиле в яркое, праздничное шоу.
Увлечение сюрреализмом отразилось на творчестве Эльзы. Особенно поражали головные уборы: шляпа-барыня, отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп… всего не перечислить. Клапаны карманов на костюмах напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали.
Дали придумал для нее сумку в виде телефона из черного бархата и золотой вышивкой Кокто – мотивы для вышивок, а Жан Хуго изобрел пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры. Она и по сей день являются маркой Дома Скиапарелли. Пожалуй, самую сюрреалистическую вещь сделали Луи Арагон и Эльза Триоле – они собрали ожерелье из таблеток аспирина.
Война вмешалась в судьбы миллионов людей, в том числе и в жизнь Эльзы Скиапарелли. В 1939 году она сокращает производство, а с началом оккупации Парижа (1940 год) уезжает в США, где у нее было много друзей. Несколько лет работает в Америке, оставив в Париже своим заместителем менеджера. После освобождения Франции (конец 1944 года) Эльза возвращается, чтобы снова взять бразды правления в свои руки.
Но времена изменились, в конце 40-х гг. взошла звезда Кристиана Диора. Стиль нью-лук завладел умами всех женщин. Скиапарелли решила, что ей пора уйти из мира моды.