Начал я было изучать историю ацтеков, как обнаружил, что Мезоамерика – очень дружный коллектив. Каждая последующая цивилизация основывалась так или иначе на достижениях предыдущих, поэтому отдельно от остальных ацтекский путь рассматривать можно, но зачем. К тому же, в Мезоамерике кроме майя и ацтеков были и другие интересные ребята: каждая из цивилизаций заслуживает не то что отдельной статьи – отдельного канала.
Сначала я думал сделать одну общую статью про все наиболее заметные цивилизации Мезоамерики, которые были до ацтеков, но получилась простыня. Поэтому превращу-ка я лучше это дело в небольшой цикл статей, в каждой из которых мы познакомимся с одной из таких цивилизаций.
И раз уж мы вообще начали это путешествие, почему бы не начать с самого начала: откуда вообще в Америке взялся народ?
Доисторический период
Очень краткая антропологическая справка: первый человек появился в Африке, потом распространился на Ближний Восток, далее в Европу и в Азию, Австралию. Наиболее ходовая теория появления человека в Северной и Южной Америках состоит в том, что охотники из Азии перешли по суше через Берингов пролив и со временем расселились по обоим континентам.
Представим, что сейчас на дворе где-то 10 000 год до нашей эры. Первые люди Америки жили в небольших группах охотников-собирателей, переходящих с места на место в поисках еды. После окончания последнего Ледникового периода вымерли многие животные, на которых охотились эти люди: мамонты, мастодонты, а ещё лошади и даже верблюды (в Америке когда-то были верблюды!), и растительная еда стала занимать куда большую часть рациона.
Со временем (к 6 000 году до н.э.) человек научился выращивать чили-перчик, авокадо и тыкву, то есть одомашнил их, что позволило перейти к полуосёдлому образу жизни (жить на одном месте, но иногда уходить на охоту или для собирательства). Люди поняли, что можно расчистить участок земли, посадить семена в землю, а из них что-то вырастет. Позже освоили бобовые и кукурузу, появились зернотёрки, или метате (от metatl на науатле), с пестиками для помола зёрен и другие инструменты.
Принцип работы метате прост, можно посмотреть на видео с 1:21 (испанский знать не обязательно). Метате делаются из вулканической породы, а пестик называется метлапиль (metlapil – буквально «сын метате»)
Ого, уже где-то 3 400 год до н.э., а люди научились обеспечивать себя едой, оставаясь на одном и том же месте – так появлялись первые центры осёдлости. Около 2 300 года до н.э. появляется керамика – у людей всё больше свободного времени из-за более доступной еды, которую теперь нужно в чём-то хранить. И вот уже 1 800 год до н.э. (быстро движемся, а?): наряду с рыбалкой, охотой и собирательством человек умеет сеять целые огороды еды. Количество поселений и их размер стремительно растёт по всей Мезоамерике.
Одно из самых ранних поселений этого времени – Чьяпа-де-Корсо. Бывал я там и должен вам сказать, я не понимаю, как человек вообще выжил в этих краях: температура под 40, дышать нечем, а если ветерок и бывает, то он как из горячего фена. А уж если польёт, так на совесть. Неудивительно, что в это время в регионе возникает культ дождя: дикие чередования засух и ливней сделали божеств дождя и воды самыми важными среди остальных, и эта важность потом прослеживается у разных цивилизаций.
У археологов и антропологов есть термин «урбанистическая революция» – это когда маленькие поселения становятся большими городами.
Как же это всё произошло? Ведь немало времени прошло. Городскими стали все общины. И у них на это 10 причин:
1) более высокая плотность застройки;
2) общность населения по территории, а не по родству;
3) налоги - платятся;
4) масштабные общественные здания (храмы, например) - строятся;
5) население на классы - делится;
6) наличие социальных ролей-профессий;
7) наличие внешней торговли;
8) развитие изобразительного искусства;
9) наличие письменности; и
10) развитие точных наук.
Население растёт, хочет больше еды и воды – растёт и социальное неравенство. Почему? Когда количество ртов увеличивается гораздо быстрее, чем успевают готовить, то кушают хорошо те, кто сидит с тарелками у самой раздачи. Вот мы и пришли к появлению первых обществ, основанных на классовом делении. И наиболее крупным среди первых были ольмеки.
Ольмеки
Первая ассоциация, которая может возникать при слове «ольмеки» – это огромные каменные головы (возможно, ещё текила), но за этим словом скрывается целая цивилизация, причём очень даже загадочная, существовавшая примерно с 1 500 по 400 гг. до н.э.
До сих пор неизвестно наверняка, кто это такие, откуда пришли и даже как себя называли, ведь они не оставили никаких письменных свидетельств. Слово «ольмеки» происходит из науатля – olmecatl (ед.ч. – olmecah), что буквально означает «резиновые люди» или «люди резины» (вероятно, у них ацтеки покупали каучук). Многим своим соседям ацтеки давали свои названия – и поскольку оригинальных самоназваний мы не знаем, эти народы известны сегодня под ацтекскими именами.
Ольмеки – первая крупная мезоамериканская цивилизация со своей письменностью, календарём и отличительным стилем в искусстве, влияние которого потом будет встречаться по всей Мезоамерике у разных культур.
Всё началось около 1700-1600 гг. до н.э. с болота – торфяного болота в местечке Эль-Манати, которое служило для жителей местом проведения ритуальных церемоний. Торф известен тем, что хорошо сохраняет древности (и даже органику!), и вот в этом болоте нашли очень много интересных вещичек: деревянные фигурки, резиновые мячи, церемониальные топорики и даже кости новорождённых.
Найденные резиновые мячи были в таком прекрасном состоянии после стольких лет пребывания под землёй, что ольмеков серьёзно заподозрили в изобретении вулканизации (это, грубо говоря, когда из мягкого и жидкого каучука делают прочную и твёрдую резину). Прогрессивно, а? До этого считалось, что процесс был открыт в XVIII веке. Ну и наличие таких мячей намекает на существовании ритуальной игры в мяч ещё у ольмеков - а эту игру любили по всей Мезоамерике.
Детские кости, найденные как в виде целых скелетов, так и со следами расчленения, намекают на наличие у ольмеков практики человеческих жертвоприношений, хотя прямых доказательств этому нет.
Первым поселением городского типа всея Мезоамерики считается ольмекский Сан-Лоренсо, основанный в районе 1 500 года до н.э. в каких-то 15 км от Эль-Манати. Именно здесь в районе 1 250 года до н.э. ольмеки начали создавать свои знаменитые огромные головы из базальта, причём ближайшее месторождение находилось в 70-80 км от города – скорее всего, глыбы сплавляли по реке. Считается, что эти головы изображают великих ольмекских правителей – все в шлемах (возможно, как раз для ритуальной игры в мяч). Как и в случае с деревянными фигурками из болота, все лица разные.
К 1 000-900 гг. до н.э. город был навсегда покинут, а все изваяния – закопаны в разрушенном или повреждённом виде: либо из-за набегов злобных соседей, либо в результате ритуального «убийства» своих монументов (чтобы враги не завладели их силой). Но наиболее вероятная причина – изменения в климате, заставившие ольмеков переселиться.
В это же время достаточно крупным городом становится Ла-Вента – также ритуальный центр, где к тому же находится самая древняя пирамида Мезоамерики (и самая большая для своего времени). По какой-то причине пирамиду так и не раскопали, а ведь есть подозрение, что под ней находится сеть туннелей или гробница. К 400-300 гг. до н.э. и этот город был покинут. С монументами поступили так же, как в Сан-Лоренсо.
Здесь, помимо алтарей-тронов, мозаик, захоронений и ещё нескольких базальтовых голов, найдено самое древнее изображение пернатого змея в Мезоамерике.
Наконец, третим важнейшим поселением ольмеков (почти в одно время с Ла-Вентой) было Трес-Сапотес. Здесь была найдена фигурка, на которой помимо неких иероглифов есть дата майянского календаря – эта дата соответствует 32 году до н.э. Что делает майянская дата (а до расцвета майя на тот момент было очень далеко) в землях ольмеков? Непонятно. Поэтому создание календаря в Мезоамерике, возможно, тоже дело рук ольмеков (хотя и это неточно).
В районе 400-350 гг. до н.э. численность населения в регионе ольмеков резко упала – скорее всего, они начали переселяться в другие места. Среди возможных причин всё те же климатические изменения, а ещё высокая вулканическая активность.
Что ж, осталось упомянуть и показать нефритовые и обсидиановые маски ольмеков и их фигурки, которые находили по всей Мезоамерике. Одним из наиболее часто встречающихся религиозных символов был человек-ягуар. Ольмеки считали, что когда-то женщина жила с ягуаром, и от них пошла династия людей-ягуаров, правителей ольмеков.
Культуру ольмеков называют «культура-мать Мезоамерики» - ольмекские черты встречаются в разных районах: от западного побережья современной Мексики до Сальвадора. Была ли у ольмеков империя, развитая сеть торговли, а может они вообще были местными колонизаторами? И ещё важнее – что на самом деле с ними случилось, куда они пропали? До сих пор это неизвестно, исследования продолжаются и сегодня.
Разумеется, это далеко не всё, что можно сказать про ольмеков. Но надеюсь, что статья дала вам некоторое представление о почти мифической первой крупной цивилизации Мезоамерики.
Спасибо за внимание! Если материал понравился - поставьте 👍 и подпишитесь, впереди много интересного! Буду рад вашим вопросам и мыслям в комментариях.
(c) mexicalli
Источники изображений:
Для карты за основу взята карта Мезоамерики - © Sémhur / Wikimedia Commons / CC BY-SA-3.0, or Free Art License
Изображения голов - Сан-Лоренсо (Monument 1, Monument 2, Monument 3, Monument 4, Monument 5, Monument 17, Monument 61, Monument 66, Monument 89), Ла-Вента (Monument 1, Monument 2, Monument 3, Monument 4), Трес-Сапотес (Monument A, Monument Q), Ла-Кобата