В долине Налон находится одно из наиболее важных мест концентрации палеолита в Кантабрийском регионе с хорошо известными пещерами и убежищами в скалах, такими как Сан-Роман-де-Кандамо, Ла-Винья, Лас-Кальдас, Льюэра I и II, Санто-Адриано, Эль-Конде и т.д. и т.п.
По крайней мере, в десяти пещерах сохранилось наскальное искусство. «Стиль Налона», состоящий из гравюр, - так назвали расположенные в вестибюлях пещер и укрытий, наскальные рисунки, петроглифы. Они очень ценятся археологами и сторонниками наскального искусства. Лань, зубр, козел и лошадь представлены очень немногими глубокими линиями, вырезанными на известняке.
Пещера Сан-Роман-де-Кандамо или просто пещера Кандамо является одним из главных памятников наскального искусства на севере Испании. Когда входите в пещеру, то открывается большая полость-камера со Стеной гравюр и Малая камера. Фигуры и знаки животных окрашены в красный, черный и охристый цвета.
В пещере были обнаружены петроглифы, изображающие людей и животных, таких как зубр, олень, ласка и горный козёл. Но самым впечатляющим и лучше всех сохранившимся из всех представленных здесь доисторических рисунков является единственная лошадь карамельного цвета. Лошадь, в отличие от других изображений внутри пещеры, расположена высоко, почти под потолком. Некоторые учёные сделали предположение, что это указывает на особый статус животного в верованиях доисторических людей.
Пещера расположена у подножия известнякового холма и состоит из небольшой галереи, которая ведет в большую камеру общей длиной около 70 метров. Пещера и ее рисунки должны были иметь ритуально-магический смысл в соответствии с обычными интерпретациями этого вида искусства. Кроме того, внутри практически не было найдено никаких останков или предметов, указывающих на то, что пещера была обитаема.
Среди наскальных рисунков выделяются Стена гравюр, имеющая наибольшее количество изображений и наиболее сложную организацию с перекрытием, и так называемая Малая палата или углубление с высокой вогнутостью, с изображениями лошадей и крупного рогатого скота, расположенными так, чтобы их можно было увидеть из прямо из входа самой камеры.
Научное открытие этого места произошло в 1914 году двумя независимыми учеными: Э. Эрнандесом Пачеко и графом Вега дель Селья. Они исследовали пещеру и задокументировали ее наскальные рисунки в 1915 году.
Пещера Кандамо имеет длину около 60 метров (200 футов). По данным ученых, картины относятся к солютрейскому периоду, верхнему палеолиту, примерно 18 000 лет назад.
Солютре́йская культу́ра — археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и северной Испании. Сменила ориньякскую и перигорскую культуры и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой
Важность открытого искусства в пещере была быстро признана и объявлена Национальным памятником в 1942 году. Подготовленные для публичных посещений и без эффективного контроля над ними, состояние гравюр и картин быстро и серьезно ухудшалось. Поэтому в 1980 году пришлось закрыть пещеру и провести исследования, направленные на сохранение и восстановление пещеры. После более чем десятилетнего отдыха и восстановления внутреннего равновесия пещера была вновь открыта для публики в конце 90-х годов прошлого века, хотя и с ограничением посещений из-за деликатных характеристик сохранности пещеры.
ЗАЛ ГРАВЮР
Самым важным панно пещеры Ла-Пенья является Стена гравюр, где была выполнена сложная композиция фигур.
В первой из них, и самой сложной, около шести метров в длину и около восьми метров в высоту, находятся три большие группы и наложения картин и гравюр, по-видимому, объединенных какими-то изолированными фигурами, причем на естественном красноватом фоне.
В первой группе представлены олени, зубры, серна и странная гравированная фигура, изображающая черты животных. Эти типы фигур не очень часты в искусстве охотников-собирателей предыстории.
Голова серны служит переходом ко второму набору, в котором мы снова находим изображения оленя, козла, полорогих, фигуры звериного антропоморфного аспекта с очень выраженным полом. Странная гравюра на голове большого быка была интерпретирована как печать.
За пределами набора, в верхней части, голова крупного рогатого скота и лань можно увидеть как переходные фигуры к последнему большому набору, в котором мы снова находим несколько полорогих (включая бизонов), большого оленя и лошадей. Наконец, чуть выше только что описанного набора есть небольшая группировка полорогих и признаков, которые их перекрывают.
КОМНАТА КРАСНЫХ ВЫВЕСОК
В расположенной справа от входа в пещеру, небольшой комнате изображена серия красных точек и линий. Появляются и другие знаки, среди которых есть то, что кажется треугольником. Согласно некоторым интерпретациям, это может быть группировка женских и мужских знаков.
РИЗНИЦА (EL CAMARÍN)
Это самый впечатляющий набор пещеры: тот, который находится в так называемой Камарине. Ниша между двумя впечатляющими сталагмитовыми колоннами, которая открывается в самой верхней части Зала гравюр.
Композиция из нескольких фигур показывает нам изображения разных лошадей, с которыми связан бык. Здесь подчеркивается фигура лошади, окрашенная в цвет серны, которая благодаря мастерству художника всегда считалась эмблемой пещеры Кандамо. Создается впечатление от его мазков, что фигура в подлинном движении. Фигура накладывается на другую фигуру черной лошади, большего размера. В центре обеих фигур расположена голова лошади, окрашенная в красный цвет. В верхней части в качестве дополнения к этой композиции лошадей была представлена незавершенная фигура быка, красноватого цвета.
Прежде, чем посещать саму пещеру, начать осмотр лучше с Центра интерпретации пещеры Кандамо и образовательной выставки, которые расположены в отреставрированном особняке Вальдес-Басан в деревне Сан-Роман. Это великолепный образец гражданской архитектуры 17-го века, где выставлены полномасштабные репродукции сокровищ пещеры вместе с мультимедийной системой, которая объясняет пещерное и наскальное искусство в северной Испании.
Центр для посетителей находится во дворце Вальдес Базан в Сан-Роман-де-Кандамо. Панели дают информацию об эволюции человека и культурных периодах палеолита. Объясняется наскальное искусство в пещере с репродукциями картин и гравюр. Аудиовизуальная презентация информирует о пещере и ее важности.
Больше фотографий в небольшом видеоролике.
Если моя статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…