Велосипеды – это здорово. Они не загрязняют воздух, не создают пробок, не требуют бензина и парковки. Велосипеды – это будущее городского передвижения. Так думали многие китайцы, когда в 2016 году появились сервисы велошеринга, которые позволяли арендовать двухколесного друга за небольшую плату и оставлять его где угодно. Но вскоре выяснилось, что идея не так уже и проста.
Меня зовут Аделя Хайдарова. Я занимаюсь стратегическим консалтингом, упаковкой личного бренда и его монетизацией в социальных сетях, делаю запуски под ключ. Во всех проектах беру на себя полную ответственность за результат, с нуля выстраиваю весь цикл продаж (чаще всего на холодном трафике). И в конце этой статьи я тоже буду продавать, так что будьте готовы 😉
Велосипедный пузырь: как все началось
Велошеринг – это практически прокат, однако в отличие от традиционной схемы, шеринг не имеет пунктов сдачи и выдачи велосипедов – их передают от одного человека другому. Для этого нужно лишь скачать специальное приложение на смартфон, зарегистрироваться, привязать банковскую карту и отсканировать QR-код на раме велосипеда. После этого можно ехать куда угодно и оставлять велосипед там, где удобно.
Идея понравилась миллионам китайцев, которые стали активно пользоваться новым сервисом. Вскоре по улицам крупных городов Китая стали кататься яркие велосипеды разных цветов и фирм.
Самыми популярными стали Ofo (желтые) и Mobike (оранжевые). За ними последовали другие компании, такие как Bluegogo (голубые), Xiaoming (зеленые), Coolqi (золотые) и многие другие.
Всего за два года на рынке появилось около 70 компаний велошеринга, которые предложили своим клиентам более 23 миллионов велосипедов. Это был настоящий бум, который привлек внимание инвесторов и СМИ. В 2017 году Ofo и Mobike получили по миллиарду долларов финансирования от таких гигантов, как Alibaba и Tencent. Все предсказывали скорое развитие и расширение рынка.
Велосипедный коллапс: как все закончилось
Однако скоро стало ясно, что велошеринг имеет свои проблемы. Одна из них – это перенасыщение рынка. Из-за жесткой конкуренции компании стали снижать цены за аренду до нуля или даже давать бонусы за использование своих велосипедов. Это привело к тому, что люди стали брать несколько велосипедов одновременно или оставлять их в неподходящих местах, таких как дороги, тротуары, парки, мосты или даже реки.
В результате в городах образовались огромные свалки велосипедов, которые мешали движению транспорта и пешеходов, портили вид и загрязняли окружающую среду. Коммунальные службы стали конфисковывать брошенные велосипеды и складировать их на специальных площадках, которые напоминали кладбища. Некоторые из них занимали территорию в несколько футбольных полей.
Другая проблема – это убыточность бизнеса. Из-за низких цен и высоких затрат на обслуживание, ремонт и логистику компании велошеринга стали терять деньги. К тому же многие пользователи стали жаловаться на плохое качество велосипедов, сложности с возвратом залога или невозможность найти свободный велосипед в нужном месте. Все это привело к снижению спроса и доверия к сервисам.
В 2018 году начался кризис в отрасли. Многие компании объявили о банкротстве или сокращении штата. Например, Bluegogo закрылась, оставив без работы 700 сотрудников и без залога 20 миллионов пользователей. Xiaoming также прекратила свою деятельность, не выплатив зарплаты своим работникам. Ofo и Mobike вынуждены были сократить свое присутствие на рынке и повысить цены.
Велосипедный урок: что можно извлечь
История велошеринга в Китае – это пример того, как хорошая идея может оказаться убыточной из-за плохой реализации. Велосипеды как средство передвижения имеют много преимуществ, но для того, чтобы они были эффективными и удобными, нужно учитывать многие факторы, такие как спрос и предложение, инфраструктура, законодательство, культура и экология.
Возможно, в будущем велошеринг сможет возродиться в Китае или других странах, если будут устранены его недостатки и найдены новые решения. Например, можно использовать более качественные и безопасные велосипеды, установить специальные станции для парковки и зарядки, ввести систему штрафов за нарушение правил, разработать алгоритмы оптимизации распределения велосипедов по городу и т.д.
В любом случае, велошеринг – это интересный эксперимент с экологичным транспортом, который показал как его потенциал, так и его проблемы. Может быть, он станет поводом для размышления о том, как мы можем улучшить нашу жизнь и окружающий мир с помощью инноваций и технологий :)
Делитесь в комментариях, используете ли вы велосипеды для передвижения? Или предпочитаете самокаты?) Или что-то ещё?
А специально для тех, кто дочитал эту статью до конца, у меня есть подарок: бесплатный доступ на три дня к мини-курсу по продажам на сверхвысокий чек через консультации “NEW MONEY”: https://t.me/adele_salebot
Программа рассчитана на интенсивный формат работы. Всего три дня активной практики помогут вам сформировать понимание целой индустрии продаж. Каждый день вы будете получать новую порцию полезной информации и практических заданий. Вас ждёт:
— Анализ рынка фриланса в 2023 году и рекомендации по дальнейшей стратегии развития для экспертов.
— Пошаговый сценарий продающей консультации, позволяющий переходить к презентации своих предложений без страха озвучить ценник или получить отказ;
— Разбор затыков и белых пятен, из-за которых вы теряете деньги каждый год.
Количество мест ограничено! Переходите по ссылке прямо сейчас и вступайте в новую эру своей жизни – эпоху NEW MONEY: