Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Один из основоположников русского лирического пейзажа — Максим Никифорович Воробьев

В становлении русского национального пейзажа значительная доля заслуг принадлежала Максиму Никифоровичу Воробьеву (1787-1855) и его школе. М.Воробьев явился одним из основоположников русского лирического пейзажа. Природа для Воробьева, говоря словами Тютчева, "не слепок, небездушный лик". Внимательно всматриваясь в натуру, наблюдая черты местности, освещения, воздушной среды, Воробьев старался угадать "душу", понять "язык" природы. Он стремился передать в своих картинах "настроение ", свойственное пейзажу в конкретных условиях, предпочитал искать эти условия в самой природе. Он обогатил тематику пейзажа разнообразием мотивов: появление первых "марин", ровно как и первых лесных пейзажей, связано с именем Воробьева и его учеников: М.Лебедева, братьев Чернецовых, И. Айвазовского, Л.Лагорио, А.Боголюбова и др. Нигде в других произведениях художника не выражены с такой силой поэтические черты его творчества, как в петербургских видах. "У нас Нева — красавица, - говорил Воробьев, — вот мы

В становлении русского национального пейзажа значительная доля заслуг принадлежала Максиму Никифоровичу Воробьеву (1787-1855) и его школе.

Воробьев Максим Никифорович: Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств. 1835 Холст, масло. 75 x 111 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович: Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств. 1835 Холст, масло. 75 x 111 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

М.Воробьев явился одним из основоположников русского лирического пейзажа. Природа для Воробьева, говоря словами Тютчева, "не слепок, небездушный лик". Внимательно всматриваясь в натуру, наблюдая черты местности, освещения, воздушной среды, Воробьев старался угадать "душу", понять "язык" природы. Он стремился передать в своих картинах "настроение ", свойственное пейзажу в конкретных условиях, предпочитал искать эти условия в самой природе. Он обогатил тематику пейзажа разнообразием мотивов: появление первых "марин", ровно как и первых лесных пейзажей, связано с именем Воробьева и его учеников: М.Лебедева, братьев Чернецовых, И. Айвазовского, Л.Лагорио, А.Боголюбова и др.

Воробьев Максим Никифорович: Восход солнца под Невой. 1830 Холст, масло. 40 x 65 см Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Воробьев Максим Никифорович: Восход солнца под Невой. 1830 Холст, масло. 40 x 65 см Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Воробьёв, Максим Никифорович: "Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью". 1835. Третьяковская галерея
Воробьёв, Максим Никифорович: "Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью". 1835. Третьяковская галерея

Нигде в других произведениях художника не выражены с такой силой поэтические черты его творчества, как в петербургских видах. "У нас Нева — красавица, - говорил Воробьев, — вот мы и должны её воспевать; на тона надо смотреть, на тона..."

Воробьев Максим Никифорович: Лунная ночь в Петербурге. 1839, х.м., Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович: Лунная ночь в Петербурге. 1839, х.м., Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург

Северная летняя ночь в картине "Летняя ночь в Петербурге". Двойной свет — луны, скользящей за облаками, и сумеречной белой ночи - окутывает прозрачной дымкой панораму Невы и набережных. Зеркальная поверхность воды едва колеблет отражение кораблей и зданий. Справа передний план образует берег и бастион Петропавловской крепости, слева - плот и судно с убранными парусами. Иллюзия большой глубины картины достигнута Воробьёвым средствами линейной и воздушной перспективы. Непогрешимое чувство пропорций, контрасты теневых и освещенных сторон, тщательно проверенные соотношения тонов с удивительным мастерством применены здесь художником. Из совокупности мастерства и знаний, наблюдения и чутья художник создавал образ города, полный поэзии и жизни.

И главное - он очеловечил монументальный образ Петербурга, выразил в нем новое, лирическое понимание красоты города.

Максим Никифорович Воробьев: Петропавловская крепость. Конец 1820-х — начало 1830-х Холст, масло  51 х 74,5 Государственный Русский музей
Максим Никифорович Воробьев: Петропавловская крепость. Конец 1820-х — начало 1830-х Холст, масло 51 х 74,5 Государственный Русский музей

"Прозрачность красок, насыщенность их светом и теплотою, свежесть и постепенность в тенях", - восхищались картинами Воробьева его современники.

Воробьев Максим Никифорович: Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844 Холст, масло. 102 x 131 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович: Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844 Холст, масло. 102 x 131 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Максим Никифорович Воробьев: Подъем колонны на Исаакиевский собор, 1838 Государственный Эрмитаж
Максим Никифорович Воробьев: Подъем колонны на Исаакиевский собор, 1838 Государственный Эрмитаж
Максим Никифорович Воробьев:  Установка колонн главного купола Исаакиевского собора, 1838 Картон, масло, 42 х 36 Государственный Русский музей
Максим Никифорович Воробьев: Установка колонн главного купола Исаакиевского собора, 1838 Картон, масло, 42 х 36 Государственный Русский музей

А. Г. Горавский.  Портрет М. Н. Воробьёва. 1854 Кремовая бумага, итальянский и графитный карандаши, растушка, белила. 37,7 × 29 см Третьяковская галерея, Москва
А. Г. Горавский. Портрет М. Н. Воробьёва. 1854 Кремовая бумага, итальянский и графитный карандаши, растушка, белила. 37,7 × 29 см Третьяковская галерея, Москва

"Солдатский сын" Максим Никифорович Воробьев родился в городе Пскове в 1787 году. Его отец, Никифор Степанович служил в Санкт-Петербургском пехотном полку, затем в корпусе иноверцев. В 1791 году его произвели в унтер-офицеры, в 1796 году перевели на службу в Академию художеств "смотрителем материалов". В 1798 году при дополнительном приеме в Академию был записан воспитаником 1-го возраста его десятилетний сын Максим Воробьев.

Учителями Воробьева в Академии были по пейзажной живописи Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов, Том де Томон (перспектива). Он окончил Академию исполнением программы по перспективному классу. Воробьева назначили помощником к Ф.Я.Алексееву к работе "по снятию различных видов губернских городов".

В 1813-1814 годах Воробьев состоял художником при Главной квартире русской армии во время заграничного похода в Германию и Францию и присутствовал при занятии русскими войсками Парижа. По возвращении в 1814 году в Россию он получил звание академика за картину "Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV в присутствии союзных войск, также стечении многочисленного народа". Местонахождение картины в настоящее время не установлено.

В следующем году Воробьев был определен помощником Ф.Алексеева в Академию художеств для преподавания в живописном классе архитектуры и перспективы. Так началось его сорокалетняя педагогическая деятельность, прерванная смертью художника.

Воробьев Максим Никифорович: Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста). 1819 Холст, масло. 42 x 65 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воробьев Максим Никифорович: Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста). 1819 Холст, масло. 42 x 65 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воробьев Максим Никифорович: Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста). 1818 Холст, масло. 42 x 67 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воробьев Максим Никифорович: Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста). 1818 Холст, масло. 42 x 67 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1817-1818 годах Воробьев работает над двумя картинами с видами Кремля, которые впоследствии не раз повторял. Вместе с тем он пишет к президенту ИАХ А.Н.Оленину, прося помощи: "... труды мои остаются втуне. Недостаток ныне зажиточных любителей, могущих удовлетворять вкус их к художествам, без лишнего себе отягощения, причиною, что все мои труды остаются на моих руках". При всем старании Оленина, ответом через полтора года было велено отправить картины в Эрмитаж за небольшую плату.

Воробьев Максим Никифорович: Босфор. 1829 Холст, масло. 111 x 184 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович: Босфор. 1829 Холст, масло. 111 x 184 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

Зато правительство решило привлечь Воробьева "архитектора и живописца" к дипломатической экспедиции Д.В.Дашкова по Ближнему Востоку: Турции, Сирии, Палестине. Материальная часть была решена: 2 тыс. рублей в год и 300 червонных на путевые издержки. В собраниях Третьяковки и Русского музея хранится несколько десятков его рисунков, исполненных в то время.

Максим Никифорович Воробьев: Интерьер церкви Рождества Христова в Вифлееме, 1835 холст, масло, 109,5 см х 150 см Национальный музей в  Варшаве
Максим Никифорович Воробьев: Интерьер церкви Рождества Христова в Вифлееме, 1835 холст, масло, 109,5 см х 150 см Национальный музей в Варшаве

Уверенный рисунок, лёгким абрисом передающий форму и движение, часто подсвеченный прозрачной и легкой акварелью, позволяет судить о превосходном даровании Воробьева. Знаток перспективы, он с большой иллюзорностью строил пространство в своих сложных архитектурных композициях, никогда не засушивая их унылым черчением.

Максим Никифорович Воробьев: Итальянский приморский пейзаж, 1840-е
Максим Никифорович Воробьев: Итальянский приморский пейзаж, 1840-е

В серии работ на Востоке, Воробьев проявил себя как тонкий и замечательный художник моря.

Реализацию "дорожных" трудов начал в 1821 году с подготовки картин на звание профессора Академии: "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" и "Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи".

В 1823 году Академия художеств присвоила Воробьеву звание профессора перспективной живописи.

Воробьев Максим Никифорович: Дуб, раздробленный молнией. 1842 Аллегория на смерть жены художника. Холст, масло. 100 x 130  Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воробьев Максим Никифорович: Дуб, раздробленный молнией. 1842 Аллегория на смерть жены художника. Холст, масло. 100 x 130 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тяжелым потрясением для художника явилась неожиданная смерть жены. Под впечатлением этой утраты Воробьев создал картину "Дуб, пораженный молнией", в которой выражено душевное состояние художника. Дерево, надломленное бурей, выглядит величественным и могучим. Ураган гнёт его ветви. Ударом молнии расщеплена большая ветвь. Почти незаметная в ночном мраке, одинокая фигура бросается в море. В картине выражены чувства отчаяния и обреченности.

Воробьев Максим Никифорович: Неаполитанский залив. 1846 Металл, масло. 28 x 43 см Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова
Воробьев Максим Никифорович: Неаполитанский залив. 1846 Металл, масло. 28 x 43 см Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова

Воробьев сумел побороть тяжелый душевный кризис и вернуть себя к интенсивной творческой работе. На пороге старости в 1844-45 гг. он совершил поездку в Италию, где в это время находился его старший сын — Сократ Воробьев, пенсионер ИАХ.

Воробьев Максим Никифорович: Закат солнца в окрестностях Петербурга. 1832 Холст, масло. 40 x 65 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович: Закат солнца в окрестностях Петербурга. 1832 Холст, масло. 40 x 65 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

Воробьев очень любил музыку и прекрасно играл на скрипке. Однажды, рассказывая какому-то французу, что мысль о волнах на его картине была подсказана ему музыкой, он сыграл на скрипке Моцарта и поверг в изумление слушателя, не ожидавшего столь тесной связи музыки с живописью.

(В статье использованы материалы Г.В.Смирнова).

🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.