Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Один из основоположников русского лирического пейзажа - Максим Никифорович Воробьев.

В становлении русского национального пейзажа значительная доля заслуг принадлежала Максиму Никифоровичу Воробьеву (1787-1855) и его школе.

Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств. 1835
Холст, масло. 75 x 111 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств. 1835 Холст, масло. 75 x 111 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855

М.Воробьев явился одним из основоположников русского лирического пейзажа. Природа для Воробьева, говоря словами Тютчева, "не слепок, не бездушный лик". Внимательно всматриваясь в натуру, наблюдая черты местности, освещения, воздушной среды, Воробьев старался угадать "душу", понять "язык" природы. Он стремился передать в своих картинах "настроение ", свойственное пейзажу в конкретных условиях, предпочитал искать эти условия в самой природе. Он обогатил тематику пейзажа разнообразием мотивов: появление первых "марин", ровно как и первых лесных пейзажей, связано с именем Воробьева и его учеников: М.Лебедева, братьев Чернецовых, И. Айвазовского, Л.Лагорио, А.Боголюбова и др.

Восход солнца под Невой. 1830
Холст, масло. 40 x 65 см
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Восход солнца под Невой. 1830 Холст, масло. 40 x 65 см Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855
"Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью". 1835.
Третьяковская галерея
Воробьёв, Максим Никифорович
"Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью". 1835. Третьяковская галерея Воробьёв, Максим Никифорович

Нигде в других произведениях художника не выражены с такой силой поэтические черты его творчества, как в петербургских видах. "У нас Нева - красавица, - говорил Воробьев, - вот мы и должны её воспевать; на тона надо смотреть, на тона..."

Лунная ночь в Петербурге. 1839
Холст, масло
Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Лунная ночь в Петербурге. 1839 Холст, масло Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855

Северная летняя ночь в картине "Летнея ночь в Петербурге". Двойной свет - луны, скользящей за облаками, и сумеречной белой ночи - окутывает прозрачной дымкой понораму Невы и набережных. Зеркальная поверхность воды едва колеблет отражение кораблей и зданий. Справа передний план образует берег и бастион Петропавловской крепости, слева - плот и судно с убранными парусами. Иллюзия большой глубины картины достигнута Воробьевым средствами линейной и воздушной перспективы. Непогрешимое чувство пропорций, контрасты теневых и освещенных сторон, тщательно проверенные соотношения тонов с удивительным мастерством применены здесь художником. Из совокупности мастерства и знаний, наблюдения и чутья художник создавал образ города, полный поэзии и жизни.

И главное - он очеловечил монументальный образ Петербурга, выразил в нем новое, лирическое понимание красоты города.

Максим Никифорович Воробьев 
Петропавловская крепость
Конец 1820-х — начало 1830-х
Холст, масло  51 х 74,5
Государственный Русский музей
Максим Никифорович Воробьев Петропавловская крепость Конец 1820-х — начало 1830-х Холст, масло 51 х 74,5 Государственный Русский музей

"Прозрачность красок, насыщенность их светом и теплотою, свежесть и постепенность в тенях", - восхищались картинами Воробьева его современники.

Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844
Холст, масло. 102 x 131 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844 Холст, масло. 102 x 131 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855
Подъем колонны на Исаакиевский собор, 1838
Государственный Эрмитаж 
Максим Никифорович Воробьев
Подъем колонны на Исаакиевский собор, 1838 Государственный Эрмитаж Максим Никифорович Воробьев
Максим Никифорович Воробьев 
Установка колонн главного купола Исаакиевского собора, 1838
Картон, масло, 42 х 36
Государственный Русский музей
Максим Никифорович Воробьев Установка колонн главного купола Исаакиевского собора, 1838 Картон, масло, 42 х 36 Государственный Русский музей

А. Г. Горавский. 
Портрет М. Н. Воробьёва. 1854
Кремовая бумага, итальянский и графитный карандаши, растушка, белила. 37,7 × 29 см
Третьяковская галерея, Москва
А. Г. Горавский. Портрет М. Н. Воробьёва. 1854 Кремовая бумага, итальянский и графитный карандаши, растушка, белила. 37,7 × 29 см Третьяковская галерея, Москва

"Солдатских сын" Максим Никифорович Воробьев родился в городе Пскове в 1787 году. Его отец, Никифор Степанович служил в Санкт-Петербургском пехотном полку, затем в корпусе иноверцев. В 1791 году его произвели в унтер-офицеры, в 1796 году перевели на службу в Академию художеств "смотрителем материалов". В 1798 году при дополнительном приеме в Академию был записан воспитаником 1-го возраста его десятилетний сын Максим Воробьев.

Учителями Воробьева в Академии были по пейзажной живописи Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов, Том де Томон (перспектива). Он окончил Академию исполнением программы по перспективному классу. Воробьева назначили помощником к Ф.Я.Алексееву к работе "по снятию различных видов губернских городов".

В 1813-1814 годах Воробьев состоял художником при Главной квартире русской армии во время заграничного похода в Германию и Францию и присутствовал при занятии русскими войсками Парижа. По возвращении в 1814 году в Россию он получил звание академика за картину "Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV в присутствии союзных войск, также стечении многочисленного народа". Местонахождение картины в настоящее время не установлено.

В следующем году Воробьев был определен помощником Ф.Алексеева в Академию художеств для преподавания в живописном классе архитектуры и перспективы. Так началось его сорокалетняя педагогическая деятельность, прерванная смертью художника.

Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста). 1819
Холст, масло. 42 x 65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста). 1819 Холст, масло. 42 x 65 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855
Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста). 1818
Холст, масло. 42 x 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста). 1818 Холст, масло. 42 x 67 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855

В 1817-1818 годах Воробьев работает над двумя картинами с видами Кремля, которые впоследствии не раз повторял. Вместе с тем он пишет к президенту ИАХ А.Н.Оленину, прося помощи: "... труды мои остаются в туне. Недостаток ныне зажиточных любителей, могущих удовлетворять вкус их к художествам, без лишнего себе отягощения, причиною, что все мои труды остаются на моих руках". При всем старании Оленина, ответом через полтора года было велено отправить картины в Эрмитаж за небольшую плату.

Босфор. 1829
Холст, масло. 111 x 184 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Босфор. 1829 Холст, масло. 111 x 184 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855

Зато правительство решило привлечь Воробьева "архитектора и живописца" к дипломатической экспедиции Д.В.Дашкова по Ближнему Востоку: Турции, Сирии, Палестине. Материальная часть была решена: 2000 рублей в год и 300 червонных на путевые издержки. В собраниях Третьяковки и Русского музея хранится несколько десятков его рисунков, исполненных в то время.

Интерьер церкви Рождества Христова в Вифлееме, 1835
 холст, масло, 109,5 см х 150 см
Национальный музей в  Варшаве
Максим Никифорович Воробьев
Интерьер церкви Рождества Христова в Вифлееме, 1835 холст, масло, 109,5 см х 150 см Национальный музей в Варшаве Максим Никифорович Воробьев

Уверенный рисунок, лёгким абрисом передающий форму и движение, часто подсвеченный прозрачной и легкой акварелью, позволяет судить о превосходном даровании Воробьева. Знаток перспективы, он с большой иллюзорностью строил пространство в своих сложных архитектурных композициях, никогда не засушивая их унылым черчением.

Итальянский приморский пейзаж, 1840-е
Максим Никифорович Воробьев
Итальянский приморский пейзаж, 1840-е Максим Никифорович Воробьев

В серии работ на Востоке, Воробьев проявил себя как тонкий и замечательный художник моря.

Реализацию "дорожных" трудов начал в 1821 году с подготовки картин на звание профессора Академии: "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" и "Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи".

В 1823 году Академия художеств присвоила Воробьеву звание профессора перспективной живописи.

Дуб, раздробленный молнией. 1842
Аллегория на смерть жены художника
Холст, масло. 100 x 130 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Дуб, раздробленный молнией. 1842 Аллегория на смерть жены художника Холст, масло. 100 x 130 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855

Тяжелым потрясением для художника явилась неожиданная смерть жены. Под впечатлением этой утраты Воробьев создал картину "Дуб, пораженный молнией", в которой выражено душевное состояние художника. Дерево, надломленное бурей, выглядит величественным и могучим. Ураган гнёт его ветви. Ударом молнии расщеплена большая ветвь. Почти незаметная в ночном мраке, одинокая фигура бросается в море. В картине выражены чувства отчаяния и обреченности.

Неаполитанский залив. 1846
Металл, масло. 28 x 43 см
Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Неаполитанский залив. 1846 Металл, масло. 28 x 43 см Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855

Воробьев сумел побороть тяжелый душевный кризис и вернуть себя к интенсивной творческой работе. На пороге старости в 1844-45 гг. он совершил поездку в Италию, где в это время находился его старший сын - Сократ Воробьев, пенсионер ИАХ.

Закат солнца в окрестностях Петербурга. 1832
Холст, масло. 40 x 65 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Воробьев Максим Никифорович
1787 - 1855
Закат солнца в окрестностях Петербурга. 1832 Холст, масло. 40 x 65 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Воробьев Максим Никифорович 1787 - 1855

Воробьев очень любил музыку и прекрасно играл на скрипке. Однажды, рассказывая какому-то французу, что мысль о волнах на его картине была подсказала ему музыкой, он сыграл на скрипке Моцарта и поверг в изумление слушателя, не ожидавшего столь тесной связи музыки с живописью.

(В статье использованы материалы Г.В.Смирнова).

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.