В становлении русского национального пейзажа значительная доля заслуг принадлежала Максиму Никифоровичу Воробьеву (1787-1855) и его школе.
М.Воробьев явился одним из основоположников русского лирического пейзажа. Природа для Воробьева, говоря словами Тютчева, "не слепок, не бездушный лик". Внимательно всматриваясь в натуру, наблюдая черты местности, освещения, воздушной среды, Воробьев старался угадать "душу", понять "язык" природы. Он стремился передать в своих картинах "настроение ", свойственное пейзажу в конкретных условиях, предпочитал искать эти условия в самой природе. Он обогатил тематику пейзажа разнообразием мотивов: появление первых "марин", ровно как и первых лесных пейзажей, связано с именем Воробьева и его учеников: М.Лебедева, братьев Чернецовых, И. Айвазовского, Л.Лагорио, А.Боголюбова и др.
Нигде в других произведениях художника не выражены с такой силой поэтические черты его творчества, как в петербургских видах. "У нас Нева - красавица, - говорил Воробьев, - вот мы и должны её воспевать; на тона надо смотреть, на тона..."
Северная летняя ночь в картине "Летнея ночь в Петербурге". Двойной свет - луны, скользящей за облаками, и сумеречной белой ночи - окутывает прозрачной дымкой понораму Невы и набережных. Зеркальная поверхность воды едва колеблет отражение кораблей и зданий. Справа передний план образует берег и бастион Петропавловской крепости, слева - плот и судно с убранными парусами. Иллюзия большой глубины картины достигнута Воробьевым средствами линейной и воздушной перспективы. Непогрешимое чувство пропорций, контрасты теневых и освещенных сторон, тщательно проверенные соотношения тонов с удивительным мастерством применены здесь художником. Из совокупности мастерства и знаний, наблюдения и чутья художник создавал образ города, полный поэзии и жизни.
И главное - он очеловечил монументальный образ Петербурга, выразил в нем новое, лирическое понимание красоты города.
"Прозрачность красок, насыщенность их светом и теплотою, свежесть и постепенность в тенях", - восхищались картинами Воробьева его современники.
"Солдатских сын" Максим Никифорович Воробьев родился в городе Пскове в 1787 году. Его отец, Никифор Степанович служил в Санкт-Петербургском пехотном полку, затем в корпусе иноверцев. В 1791 году его произвели в унтер-офицеры, в 1796 году перевели на службу в Академию художеств "смотрителем материалов". В 1798 году при дополнительном приеме в Академию был записан воспитаником 1-го возраста его десятилетний сын Максим Воробьев.
Учителями Воробьева в Академии были по пейзажной живописи Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов, Том де Томон (перспектива). Он окончил Академию исполнением программы по перспективному классу. Воробьева назначили помощником к Ф.Я.Алексееву к работе "по снятию различных видов губернских городов".
В 1813-1814 годах Воробьев состоял художником при Главной квартире русской армии во время заграничного похода в Германию и Францию и присутствовал при занятии русскими войсками Парижа. По возвращении в 1814 году в Россию он получил звание академика за картину "Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV в присутствии союзных войск, также стечении многочисленного народа". Местонахождение картины в настоящее время не установлено.
В следующем году Воробьев был определен помощником Ф.Алексеева в Академию художеств для преподавания в живописном классе архитектуры и перспективы. Так началось его сорокалетняя педагогическая деятельность, прерванная смертью художника.
В 1817-1818 годах Воробьев работает над двумя картинами с видами Кремля, которые впоследствии не раз повторял. Вместе с тем он пишет к президенту ИАХ А.Н.Оленину, прося помощи: "... труды мои остаются в туне. Недостаток ныне зажиточных любителей, могущих удовлетворять вкус их к художествам, без лишнего себе отягощения, причиною, что все мои труды остаются на моих руках". При всем старании Оленина, ответом через полтора года было велено отправить картины в Эрмитаж за небольшую плату.
Зато правительство решило привлечь Воробьева "архитектора и живописца" к дипломатической экспедиции Д.В.Дашкова по Ближнему Востоку: Турции, Сирии, Палестине. Материальная часть была решена: 2000 рублей в год и 300 червонных на путевые издержки. В собраниях Третьяковки и Русского музея хранится несколько десятков его рисунков, исполненных в то время.
Уверенный рисунок, лёгким абрисом передающий форму и движение, часто подсвеченный прозрачной и легкой акварелью, позволяет судить о превосходном даровании Воробьева. Знаток перспективы, он с большой иллюзорностью строил пространство в своих сложных архитектурных композициях, никогда не засушивая их унылым черчением.
В серии работ на Востоке, Воробьев проявил себя как тонкий и замечательный художник моря.
Реализацию "дорожных" трудов начал в 1821 году с подготовки картин на звание профессора Академии: "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" и "Вид петербургский с Невы-реки во время лунной ночи".
В 1823 году Академия художеств присвоила Воробьеву звание профессора перспективной живописи.
Тяжелым потрясением для художника явилась неожиданная смерть жены. Под впечатлением этой утраты Воробьев создал картину "Дуб, пораженный молнией", в которой выражено душевное состояние художника. Дерево, надломленное бурей, выглядит величественным и могучим. Ураган гнёт его ветви. Ударом молнии расщеплена большая ветвь. Почти незаметная в ночном мраке, одинокая фигура бросается в море. В картине выражены чувства отчаяния и обреченности.
Воробьев сумел побороть тяжелый душевный кризис и вернуть себя к интенсивной творческой работе. На пороге старости в 1844-45 гг. он совершил поездку в Италию, где в это время находился его старший сын - Сократ Воробьев, пенсионер ИАХ.
Воробьев очень любил музыку и прекрасно играл на скрипке. Однажды, рассказывая какому-то французу, что мысль о волнах на его картине была подсказала ему музыкой, он сыграл на скрипке Моцарта и поверг в изумление слушателя, не ожидавшего столь тесной связи музыки с живописью.
(В статье использованы материалы Г.В.Смирнова).
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.