С 23 июня до 2 июля в Москве прошёл IX Международный Фестиваль Документального Кино «Докер». Спасибо, что были с нами, друзья. Здесь мы собрали ваши онлайн отзывы о фильмах, чтобы сохранить их в большом Докерском сердце!
Орфография и пунктуация авторов сохранены.
Вчера было открытие международного фестиваля «Докер»
И ведущая зацепила цитатой: «Государство без документального кино, как семья без фотоальбома». А ведь действительно, появлением кинокамеры, наряду с документами, историю стало фиксировать документальное кино.
«Обыкновенный фашизм», «Я и другие», «Рожденные в Советском союзе» я смотрела сама, показывала сыну. Они не только напоминают нам о нашей истории, но с каждым годом открывают какие-то новые грани в привязке к тому, что происходит вокруг.
Открывала фестиваль лента «Святая дилемм» (Венгрия).
Католический Священник нарушил обет безбрачия, завел семью. Девять лет он врет прихожанам (ну как врет, не афиширует), заставляет врать детей. Приход в одном городе, где он и живет. Жена и трое детей в 15 километрах в другом.
Он устает от вранья и решает снять с себя сан. Убила реакция прихожан:— зачем ты официально признался? У всех священников до тебя были семьи. Но они жили далеко, а мы делали вид, что не знаем. И все было хорошо.
— зачем ты признался? Это тебя жена заставила! Эгоистично с ее стороны.
Удивляет подход верующих людей. Даже епископ, узнав о двоих на тот момент детях, наложил епитимью — три дня молится и перестать навещать семью.
Никому не нужна правда.
Главный герой пытается спорить: «Но ведь дети — это совместная ответственность. Я знаю других священников, которые остались в приходе и живут тайной жизнью. У их жен и детей депрессия, они живут, скрывая правду и оставаясь как бы людьми второго сорта».
Но его не слышат.
Интересно, что отказываясь от сана ради того, чтобы проводить с детьми больше времени, уже через пару месяцев у него начинается депрессия. «Я привык, что к моим словам прислушиваются, люди спрашивали совета, я помогал». И выходом становится баллотирование на пост мэра.
Ну да, у мэра гораздо больше времени на семью. Тем более, что мэром он становится в том самом городе в 15 км от жилья его семьи.
Спорный хэппи-энд.
А сегодня , по удивительному совпадению , можно посмотреть две ленты — в одной «приговоренные к пожизненному заключению Винченцо и Антонио становятся на путь рестуционного правосудия, открывая диалог с потерпевшими и общественностью, чтобы отыскать возможность искупить вину».
Во второй — «в раздираемой Гражданской войной Центральноафриканской республике строится новый банк. Китайский прораб и местный рабочий оказываются втянутыми в водоворот событий, ставящих под угрозу их работу и надежды на лучшую жизнь».
А я выиграла билет на «Счастливые таблетки». Если в очередной раз мир не сойдёт с ума, надеюсь узнать, возможно ли купить в аптеке счастливую жизнь.
Наталья Чеснокова
Очень хорошие фильмы на этом фесте
Darya Khrenova
«Очень трогательное кино о выборе между долгом и долгом, только разной природы»
Тайная жизнь священника из Румынии в фильме открытия международного фестиваля документального кино «ДОКЕР-2023» (проходит уже 9-й год и собирает много престижных новинок) — «Святая дилемма» (2022). Примерный католический священник из Румынии очень успешно и деятельно служит в венгерском приходе, но долгие годы хранит особый личный секрет — у него есть любимая женщина и трое очаровательных детишек, и всё это при данном обязательном обете безбрачия. Высокое начальство готово смотреть сквозь пальцы на получившееся клятвопреступление, благо опыт «внебрачных» детей у его коллег имеется повсеместно. Молчи и работай — такова позиция, но главный герой документального фильма устал лгать прихожанам и скрывать от них семью, да и местные жители полушутя-полусерьёзно предлагают идти тогда в мэры, что ли.
Мало кто из людей готов искренне принять тот факт, что коллективная жизнь для человека менее важна, чем какие-то там дети и женщина (наверняка она во всём и виновата, тут к бабке не ходи, а они-то уже привыкли, прикипели душой к его кандидатуре, и менять ничего не хотят, их всё устраивает). На камеру криво улыбаются и говорят вежливые слова, но осуждают, осуждают, осуждают. Что ими вдруг пренебрегли.
Очень трогательное кино о выборе между долгом и долгом, только разной природы.
Екатерина Широкова
«В этих кадрах много неподдельных эмоций, которые пробиваются через экран»
Не святой отец: когда жизнь интереснее выдуманных историй
В прошлую пятницу в столичном кинотеатре «Октябрь» состоялось открытие 9-го фестиваля документального кино «Докер».
Фильмом открытия была выбрана работа венгерского режиссера-документалиста Мартона Визкелети — «Святая дилемма». Он смог лично прилететь в Россию и после показа ответил на вопросы зрителей.
В центре «Святой дилеммы» — история католического священника Роберта Полгара, который держит приход в местечке Муракерестур почти на границе Венгрии с Хорватией. За 9 лет своего служения ему удалось собрать вокруг себя большое и дружное сообщество из жителей деревушки.
Камера показывает отца Роби, который и играет в футбол с местными мужиками, и проводит уроки пения для молодежи, и собирает урожай на своем огороде, и, конечно, проводит мессу по воскресеньям в местном соборе. Но как только появляется время, Роберт садится в машину и держит долгий путь в другую деревушку, где его ждёт семья.
💡 В этом месте нужна небольшая, но важная ремарка
Если бы Роберт был православным или протестантским священником, то зритель бы просто порадовался за него, как за человека, у которого все получается, за что бы он ни брался. Но в католичестве все священнослужители должны соблюдать целибат — обет безбрачия. И, конечно же, иметь детей они тоже не могут. А у Роберта трое маленьких ребятишек, которые родились от большой любви. Он понимает, что такая двойная жизнь не может больше продолжаться и нужно принять тяжелое решение — снять с себя сан.
Дилемма, в общем, не простая. Как для Роберта, вынужденного оставить дело своей жизни, так и для жителей Муракерестура, которые за годы всем сердцем полюбили своего священника.
Но решение принято, и со слезами на глазах все прощаются с Робертом. В этих кадрах много неподдельных эмоций, которые пробиваются через экран. Очень проникаешься атмосферой маленького Муракерестура, где люди не боятся проявлять свои чувства, умеют любить и открыто говорить в лицо то, что думают.
Роберт возвращается домой к семье. Мы видим, что он устроился на работу, много времени проводит с детьми, но в разговоре с женой признается, что не чувствует себя до конца на своем месте.
💡 Тут повествование делает сюжетный поворот, который ожидаешь увидеть больше в игровом кино, но никак не в документальном
Роберт возвращается к идее, которую ему ранее подкинул дядюшка Яни из Муракерестура, о том, чтобы стать мэром их деревни. Он начинает свою предвыборную кампанию — кто-то из жителей его поддерживает и рад его возвращению, а кто-то не смог принять, что священник в свое время нарушил обет. Но в конце концов нас ждет хэппи энд — Роберт побеждает на выборах и становится мэром Муракерестура. Идея быть полезным для людей воплощается уже в новом для бывшего священника качестве.
Фильм идет полтора часа, но реальная история разворачивалась с 2016 по 2019 год, на протяжении которых рядом с Робертом была команда фильма. Сюжеты из жизни и вообще человеческие судьбы, как мы знаем, иногда бывают более интересными и захватывающими, чем истории, придуманные лучшими сценаристами. Так, мне кажется, случилось и с героями «Святой дилеммы». Роберт Полгар (кстати, фамилия переводится с венгерского как «гражданин») и сегодня занимает пост мэра Муракерестура, можете заглянуть на сайт этой венгерской деревушки — https://murakeresztur.hu/
А еще я рекомендую всем, кто любит настоящие истории и эмоции, заглянуть на сайт фестиваля «Докер» и выбрать фильм, на который вы сходите на этой неделе. В Москве фестиваль продлится по 2 июля. Но организаторы обещают также показы осенью в Петербурге и Ярославле, следите за новостями в соцсетях фестиваля, чтобы ничего не пропустить!
Анна Бочарова
Утром посмотрела программу дипломных работ ВКСР, днём сидела за монтажом и другой работой, вечером побывала на открытии «Докера» и показе фильма «Святая дилемма». Иду после показа по вечерней тёплой, чуть затуманенной мелкой моросью Москве, и думаю: «Как хорошо, что нет уроков, что можно заниматься тем, что по-настоящему любишь, и на что во время учебного года не хватает времени… денег, конечно, без уроков мало, но этот период отдыха от преподавания категорически необходим. Приду домой - сяду за монтаж, как хорошо!» Пришла домой, открыла новости… лучше бы не открывала.
Елена Чач
«Очень рада, что мне удалось посмотреть этот красивый, но сложный фильм»
В Москве 23 июня премьерой документальной драмы «Святая дилемма» открылся международный фестиваль «Докер-2023». Этот фильм — первый полнометражный документальный фильм Мартона Визкелеты как оператора и режиссёра, соавтором выступила режиссер и продюсер Джулианна Угрин.
Фильм рассказывает о двойной жизни католического священника, который решает взять судьбу в свои руки и открыть миру секрет, который он хранил долгие годы. Я и не знала, что католическому священнику нельзя иметь семью и детей.
Момент, когда Роберт сообщал своей пастве о непростом решении оставить духовный сан, был очень сложным. Прихожане не хотят отпускать священника, при котором в храм стали тянуться люди. Последняя месса и прощание — это было так трогательно!
Вот чем мне нравится смотреть документальные фильмы — в нем видишь настоящую жизнь у людей с другим укладом жизни, настоящие эмоции людей (а особенно детей, в этом фильме больше всего меня зацепили отношения Роберта и его детей).
Фильм снимался на протяжении нескольких лет, и можно проследить историю такой необычной семьи, когда детям нельзя было говорить, кем работает их отец. Хочется надеяться, что Роберту на новой должности удастся найти то, чего он лишился, отказавшись от духовного сана.
Очень рада, что мне удалось посмотреть этот красивый, но сложный фильм.
Nastyono4ka
Очень был мятежный и насыщенный день!
Две прекрасные документалистки на связи после показа их фильмов. СИРИЭЛЬ РЭНГУ из Португалии и ПАСКАЛЕ АППОРА-ГНЕКИНДИ из Центральноафриканской республики. Спасибо зрителям, мы были вместе. Ждем всех на Докере!
Настя Тарасова
Правда жизни
Выходные на ушедшей неделе для меня начались вечером в пятницу. В принципе, как и для большинства народонаселения необъятной. И ещё никто не подозревал, что им суждено стать длиннее на один день, который сейчас как раз и заканчивается. Но это уже совершенно иная история)).
По пятничным вечерам бОльшая часть народа либо сваливает на дачи, либо идёт по питейным заведениям. Мне же в этот раз предстояло отправиться на церемонию открытия IX Международного фестиваля документального кино Докер 2023. Происходило это в «Октябре», что на Новом Арбате — очень давно там не был, поэтому прогулялся туда с удовольствием. При этом с удовольствием посмотрел и фильм открытия. Просто потому, что документальное кино честнее игрового. Ведь в нём не актёры играют, а простые люди рассказывают истории из своей жизни. Ничего не придумано, ничего не притянуто за уши, никакой фальши или нелепости, никаких полутонов — всё как на ладони. Наверное, именно поэтому тенденция роста интереса в мире к документальному кино обусловила на последних Венецианском и Берлинском кинофестивалях победу именно документальных, а не игровых картин — последнего на сегодня Золотого Льва получила американская картина «Вся красота и кровопролитие», а Золотого Медведя — французская «На Адаманте».
Докер-2023 открылся венгерской картиной «Святая дилемма», поднимающей довольно непростой и даже деликатный вопрос — речь о стремлении католического священника иметь семью, но обязанность соблюдать целибат (безбрачие) препятствует этому. Поэтому священник стоит перед главным выбором своей жизни — остаться служить Богу и людям или отказаться от сана и жениться на любимой женщине. Ведь у него с нею уже отношения и даже трое детей, которых он поначалу скрывает от общественности. Но шила, как известно, в мешке не утаишь, поэтому его грех/тайна из неразрешимой дилеммы превращается в секрет Полишинеля. Паства готова простить ему это, но не готов он сам. Поэтому в итоге покидает лоно церкви, чем очень расстраивает своих прихожан, вскоре став мэром того самого городка, где ещё совсем недавно проповедовал. И продолжает служить людям. Но уже не Богу.
Картина очень показательна для современной Европы. Потому что вскрывает те противоречия, которые разрывают её сейчас. Противоречия и метания, неопределённость и неуверенность в себе. Взгляд в лицо тому выбору, который необходимо делать, но колебания не позволяют принять решение наверняка. Вместе с тем, фильм и о духовной деградации католической церкви. Она, деградация то есть, в католичестве началась ещё в XVI веке, с каждым столетием всё углубляясь и углубляясь. В итоге в XXI веке от католической церкви осталась лишь обёртка, совершенно утратившая начинку. Отсюда и неуверенность в себе воинов церкви и её опоры — священников. С другой стороны, кино о человеческой составляющей вопроса, когда священник между Богом и человеком выбирает любимую женщину и своих детей. Его можно осуждать за нестойкость и нарушения обета, даже можно обвинить в том, что поддался дьявольскому искушению, а его жену объявить суккубом... Но, если взглянуть в другой стороны, мы вспомним, что Бог две с небольшим тысячи лет назад пришёл к людям именно в виде человека, воплотившись в живом человеке, чтобы стать для людей более доступным и понятным. Божественная сущность, облечённая в материальную форму — Божий замысел во имя спасения всего людского рода. Рода, который должен «плодиться и размножаться». И, если многие миряне в той же католической Европе с некоторых пор предпочитают этого не делать, а заниматься тем, за что были сожжены Содом и Гоморра, то почему бы отрёкшемуся от сана священнику не продолжить людской род, увеличив его на трёх новых людей? Хотя бы так — уже неплохо.
Интересно было послушать вопросы из зала, которые задавались одному из режиссёров, присутствовавшему на открытии фестиваля — Мартону Визкелеты. Одна девушка спросила, например, почему герой картины не перешёл в православие, имеющее понятие о чёрном и белом духовенстве, последнему из которых совершенно легально разрешено заводить семьи и рожать детей. Но режиссёр несколько растерялся — это же католический священник, а, учитывая глубочайшую ненависть Ватикана ко всему православному на протяжении последних пятисот лет, переход из падре в батюшки немыслим. Так или иначе — уверен, герой «Святой дилеммы» сделал именно тот выбор, который был необходим, оставшись полезным и людям, и Богу.
Petrus_paulus
«Документалисты это настоящие современные писатели!»
В непростое время живем, что и говорить, но Докер продолжается, потому что настоящий док он же не про развлечение, он про важное, про настоящих людей, про жизнь, в которую можно нырнуть с головой и прямо в зале оказаться в монастыре в Китае, увидеть мир глазами ребенка, трястись на Уазике через сибирскую зиму или ждать сомалийских пиратов. Думаю, что документалисты это настоящие современные писатели!
Ниже обзор от Сноба, где, кстати, и о нашем фильме можно прочитать. А мы ждем вас 25 июня в 17.00 на премьере "ПУТЕШЕСТВИЕ ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА СКВОЗЬ ЗЕРКАЛО, И ЧТО ОН НАШЕЛ ТАМ".
Берегите себя!
Татьяна Соболева
Так здорово было встретить в числе спикеров Настю Аносову, с которой когда-то мы вместе закончили Чайковское музыкальное училище. Я помню как она начинала свой путь к заветной мечте — стать звукорежиссёром кино. Сегодня Анастасия Аносова — звезда российской киноиндустрии!
Татьяна Терентьева
Посмотрела в рамках фестиваля Doker удивительной красоты фильм. Фильм греческого режиссера Грегориса Рентиса «Дозор».
По сути 3 портрета служащих береговой охраны, которые противодействуют морскому пиратству у берегов Сомали. Начинающий спецназовец, глава отряда, и бывший спецназовец, тренерующий новобранцев. Будущее, настоящее и прошлое. Как рассказал режиссер потом в беседе, только предподготовка заняла у него 7 лет. Чтобы просто зайти в Дозор на суда с героями. Операторская работа на высоте. Можно в деталях разглядеть сильных, красивых людей, стоящих на страже. Звук, монтаж, пространство в фильме. Гигантские корабли и океан снято до невозможности все красиво, каждый кадр это отдельная фотография.
Во время просмотра я вспоминала собственный опыт. В свое время, работая лет 20 назад на одном из федеральных каналов мы поднимали эту тему в ТВ фильме «Пираты 21 века».
Тогда были захвачены наши моряки. Жены моряков, приезжая в Москву, даже останавливались у меня. И мы снимали тогда постановочные учения. Когда сами моряки и охранники должны были отрабатывать якобы нападения пиратов.
Вчерашний фильм также был построен на антитеррористических учениях с захватами, стрельбой, освобождением заложников. Ни одного живого и мертвого пирата в фильме мы не увидели. Тем более, как говорит один из последних героев, который уже больше хочет проводить время с сыном, нежели в Дозоре, пиратство уже не то. И если случается, то сейчас они начиняют свои лодки взрывчаткой и взрывают их вокруг судна, чтобы вызвать хаос и панику. Это уже больше контртеррористичкая операция.
Однажды, 16 лет назад я должна была лететь со съемочной группой снимать фильм про морских пиратов Сомали. Мы всей командой даже сделали прививки от молярии. Тема была полностью разработана, были договоренности, герои, но МИД нас тогда не выпустил. Это было слишком опасно.
Светлана Осипова
В столице — второе воскресенье, ну, что, друзья-москвичи, по кино?) Тем более, что продолжается стартовавший в минувшую пятницу Докер, 9-й международный фестиваль документалистики. Киносеансы, дискуссии, мастер-классы от ведущих специалистов киноиндустрии — всё это в рамках феста до 2 июля (ссылка на сайт — в комментарии).
Фильмы на Докере, по давней традиции, со всего света, разные по теме и стилистике, при этом одинаково интересные и актуальные. Открылся кинофорум картиной «Святая дилемма» венгерских режиссеров Джулианны Унгрин и Мартона Визкелетти, о которой стоит скажу так: удивительная, многослойная, посмотрите её, когда будет возможность. Это история о том, как священник Роберт Полгар, служивший в итальянском храме, нарушил обет безбрачия и почти 10 лет жил двойной жизнью. Церковники и прихожане не знали о жене и трёх детях, друзья и соседи — о роде его занятий (благо храм и дом находятся в разных странах).
Фильм кажется слишком уж толерантным ко лжи, которая если и во спасение, то собственного эго, с другой стороны — его безоценочность и почти бесконфликтность позволяет зрителю самому анализировать ситуацию и делать выводы. Любопытен феномен человека, который благодаря харизме и красноречию много лет водил за нос десятки людей. Знаете, где он нашёл себя, написав чистосердечное признание и уйдя из церкви? Посмотрите и всё поймёте, будет весело)
Жаннат Идрисова
«Абсолютно шикарная картина, эмоций куча и очень много всякого хвалебного и восторженного хочется сказать»
Сегодня в рамках кинофестиваля «Докер» были на премьере документальной картины Татьяны Соболевой «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашёл там», для которого мне посчастливилось записывать и сводить волшебную музыку Антона Силаева.
Абсолютно шикарная картина, эмоций куча и очень много всякого хвалебного и восторженного хочется сказать, но меня опередила жена, так что позорно считерю и просто украду её текст, ибо полностью согласен с каждым словом!
Отдельно хотелось бы отметить главного героя — Романа Соколовского, мы с Вами прошли весь этот путь от первой секунды до последней и хотелось идти дальше, теперь однозначно ехать в Сочи!)
Татьяна, огромное спасибо вообще за всё!!!)
Александр Перфильев
Прошло уже несколько часов после просмотра, а эмоции всё никак не поулягутся — я вся киплю, бурлю, искрюсь и лопаюсь от восторга!)))
А виной тому — фильм Татьяны Соболевой «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашёл там», премьера которого состоялась сегодня в «Октябре» в рамках фестиваля «Doker».
Удивительная картина! Редкой глубины и красоты кино!
Даже не знаю с чего и начать)) Начну, как водится, с содержания) Формально — это документальный фильм о поездке двух кукольников по маршруту путешествия Льюиса Кэрролла и Герри Линдона в Россию. ( Единственное заграничное путешествие писателя. Поводом стала дипмиссия: установления связи между Англиканской и Русской православной церковью).
А параллельно — о возникновении замысла и рождении кукольного спектакля «Алиса в зазеркалье или сквозь зеркало в Россию» по мотивам сказки и дневника Льюиса Кэрролла.
Но по сути — это в высшей степени художественное, поэтичное произведение, выходящее далеко за рамки привычного документального кино. В нём, несмотря на, казалось бы, несложный сюжет, мастерски, просто ювелирно, вплетено столько всего, что я даже не возьмусь перечислить эту бездну линий и смыслов!) При этом он ни чуточки не перегружен и смотрится на едином дыхании!
Его можно было бы причислить к каким-нибудь «экзистенциональным роуд-муви». (Хотя меня немного коробит такое определение)))
Зритель не просто отправляется в путешествие по следам писателя (Санкт-Петербург — Вышний Волочёк — Москва — Нижний Новгород), а скорее проникает в «четвертое измерение», погружаясь как вглубь истории, так и вглубь самого себя. Он получает уникальную возможность созерцать процесс рождения замысла, вынашивания идеи, творческого смятения и созидания. Привычные вещи демонстрируются нам под чуть смещённым углом, словно мы немного иностранцы, или же вооружены волшебными очками, сквозь которые видна иная реальность))
Однако, в детали сюжета вдаваться не буду, чтобы не спойлерить))
А что касается непосредственно киноязыка — то это просто песня!) Каждый кадр. Каждый!!! Не только потрясающе красив, но и поразительно содержателен. Всякая деталь, любая мелочь служит раскрытию образа, двигает сюжет, погружает. И широкие городские панорамы и мельчайшая безделица-вещица становятся проводниками на этом чудесном трансформирующем пути. (Совсем как у Кэролла))). Чистая магия, дивный сон!
А музыка! Какая музыка! Просто ворожба! Разумеется она — неотъемлемая часть такого согласного общего образного строя! Ключик ко всем дверям, волшебное снадобье! Антон Силаев — ты бесподобен!))
И, наконец, отдельный восторг — это главный герой фильма — основатель и художественный руководитель Театра кукол «Саквояж» Роман Соколовский. Исключительного магнетизма личность!
Просто находка! Весь зал любовался и отчаянно сопереживал!)
Кстати, спектакль, о котором идёт речь, можно увидеть в его Кукольном театре в Сочи (что мы непременно и сделаем!))
В заключение я низко кланяюсь Татьяне и всей группе, благодарю за несказанное удовольствие!!!
Остаюсь в глубоком убеждении что это большая работа Большого Мастера, и желаю ей широкого проката и Большого Зрителя!)
А мы, как безумные паломники, планируем путешествие в Нижний, чтобы там снова увидеть фильм на большом экране, поскольку пока — это единственная возможность. Ну а в сентябре будем прорываться в кукольный театр «Саквояж»!)))
Татьяна Треглазова
Докер’23: работаем не смотря ни на что 💪🏻
Впервые модерировала дискуссию в рамках «Док Терапии», и это было до мурашек мощно!
Альфия Васильева
«На фото — мэтры звукорежиссуры российского документального и игрового кино»
Звук — это магия кино. Он способен творить чудеса. А Вы в курсе, что часто звуки воссоздаются для кино альтернативными вариантами. Например, если надо изобразить хруст снега, а на дворе разгар июля, и снег в натуре — это проблема, берём крахмал складываем его в мешочки из фетра, и по очереди переминая воссоздаем этот хруст. А если нужен более рыхлый снег, то берём крахмал, перемешиваем его с песком и активируем его также при помощи рук. Если надо записать шум крыльев взлетающих птиц, можно это сделать это при помощи кожаных перчаток.... И всем этим в мире звука кино занимается — Foley Artist...
На фото — мэтры звукорежиссуры российского документального и игрового кино, ну и я с ними! Борис Венгеровский, Виктор Морс, Анастасия Аносова и другие )
Татьяна Терентьева
«Утончённо-художественное, психологичное и камерное»
Наталия
Изумительное кино посмотрела сегодня на «Докере». Утончённо-художественное, психологичное и камерное, со сдержанным драматизмом, точным, выявляющим глубинные смыслы монтажом, образное и светлое. И дело, на мой взгляд, не только и не столько в «церковной» теме (хотя тема и героиня многое дают), любую тему можно раскрыть по-разному, но в точно подобранной форме выражения и исключительном вкусе автора. Когда будет возможность посмотреть его в сети или ещё где-то — весьма рекомендую!
Елена Чач
Был сегодня в кинотеатре Октябрь, там проходит Международный Фестиваль Документального Кино «Докер», смотрел документальный фильм Таблетки счастья, — о том, как люди принимают фармакологию в современном мире. Приглашенным экспертом был Василий Бейнарович благодаря кому я туда попал. Мне фильм и обсуждение после него с Василием очень понравился, Фауст был великолепен. Меня поразило в фильме, что африканцам приходится принимать наркотические препараты как лекарство от усталости, — иначе не прокормиться.
Вячеслав Линник
«Фильм непростой, наблюдать за драмами людей сложно, но то что он заставляет задуматься — это точно»
В рамках программы «Док-Терапия» Фестиваля документальных фильмов «Докер-2023» я посмотрела фильм швейцарского режиссера «Таблетки счастья». Герои фильма в разных странах мира рассуждают, можно ли купить счастье в аптеке.
В фильме показаны истории из шести стран, где люди с помощью препаратов от антидепрессантов до опиоидов пытаются справится с разными жизненными ситуациями.
Льюис (Португалия и Швейцария — Пентобарбитал) страдает от рака, он хочет принять препарат, который поможет ему умереть. Это страшно, но боль терпеть страшнее.
Патрик (Швейцария — Сертралин и Теместа) принимает антидепрессанты, которые поддерживают в нем силы двигаться дальше.
Альзума (Нигер — Трамадол) — фермер и уличный торговец, который поддерживает способность работать благодаря болеутоляющему — «Наши родители использовали кору деревьев, чтобы продолжать работать, несмотря на усталость, сегодня этих деревьев больше нет. Теперь остались только таблетки». И это было жутко в фильме показано — бедные африканские деревни и куча упаковок с таблетками.
Марис (Израиль — Трувада) — член гей-сообщества Тель-Авива, который из страха заражения принимает профилактические таблетки, защищающие его от ВИЧ.
Юрика (Перу — Циклофем) — мать-одиночка с 4 детьми использует ежемесячные противозачаточные инъекции, чтобы избежать очередную беременность. Вот её логику я вообще не поняла, рассуждения о том, что презервативы старомодны, но при этом вредить здоровью инъекциями...
Эдди (Соединенные Штаты Америки — Амфетамин) — подросток из Массачусетса, которая казалось бы просто плохо училась в школе (но казалось бы сколько таких детей). И без таблеток она не может...
Фильм непростой, наблюдать за драмами людей сложно, но то что он заставляет задуматься — это точно.
Nastyono4ka
Нет здоровых, есть недообследованные
... гласит нам народная психиатрическая мудрость, и я с этим совершенно согласна. Вокруг меня несколько случаев, когда уже взрослые люди вдруг «обнаруживали» у себя модные диагнозы типа СДВГ или аутического спектра.
И это не от желания выпендриться (чего уж тут хорошего) или поиметь какие-то лулзы. Просто в Советском Союзе секса СДВГ не было! Как сказала недавно одна из участниц дискуссии — ты всю жизнь думал, что у тебя характер говно, а оказывается, что нет, это спектр.
А ведь когда ты точно знаешь свой диагноз, жить становится капельку проще. Почти все можно если не вылечить, то корректировать! И тут встает вопрос о них, маленьких помощниках мамы о таблеточках! (Фильм «Таблетки счастья»).
Меня эта тема немношк волнует, потому что это часть моей вселенной тоже. Сейчас вот надо как-то записываться к специалисту, брать новый рецепт — самое грустное не то, что мы взрослые, а то что взрослые теперь мы.
Кстати, таблетки помогают не только от депрессии! В фильме швейцарских режиссёров Арно Робера, Паоло Вудса показаны шесть «эпизодов» — шесть людей в шести странах пытаются с помощью если не вылечить свои болезни, то хоть как-то облегчить свою жизнь. Диагнозы разные — депрессия, ВИЧ, рак, проблемы с гинекологией. Еще 50 или 100 лет назад герои фильма умерли бы, а сейчас живут.
Фильм рекомендован и здоровым людям, кстати. Так, для осознания тщеты всего сущего.
Glukovarenik
Поздравляю с днем режиссера всех причастных и причастившихся) Втройне приятно провести этот день в компании коллег и прекрасных фильмов на фестивале Докер.
И вчера у нас успешно завершился краудфандинговый сбор средств на наш новый фильм, за три часа до окончания проекта мы собрали всю сумму. Вот как-то так все и совпало)))
Дарья Фёдорова-Вирова
«Очень тонко сделанная картина. Понимаешь проблемы героини»
Была вчера на просмотре фильма про женщину с расстройством психики в рамках фестиваля «Докер», очень тонко сделанная картина. Понимаешь проблемы героини.
После просмотра была дискуссия с психологом, психолог обронила фразу: «вашему ребенку кроме Вас никто не поможет». Было ощущение странное.
Дарья Юшманова
Два мира
Город и деревня — два непохожих мира, которые уже веками соседствуют друг с другом. Жителей деревни манит город, но, переехав туда, даже спустя годы на вопрос «Откуда ты?» они называют свою деревню. Они помнят её, берегут свои детские воспоминания.
Город — шумный, вечно спешащий, серый. Деревня — неспешная, зелёная, с океаном цвета солнца вместо неба, там действительно можно любить дождь, солнце и всё, что между ними. Горожан тянет в свою деревню, а после возвращения им, возможно, снятся бетонные джунгли города.
Рассуждения об этом безымянного архитектора из Дакки легли в основу документальной короткометражки режиссёра Мехеди Мостафы «Фантазия в бетонных джунглях» (Бангладеш, 2022). Он сравнивает многомиллионную Дакку и свою родную деревню, каких в Бенгалии много.
Несмотря на то, что дело происходит в такой экзотической стране, думаю, многие зрители найдут в этом фильме какие-то родственные мысли. Люди везде одинаковые, везде немалая часть горожан — «понаехи» из деревень, сёл, посёлков, небольших городков, у них тоже есть воспоминания о своей родине. Я и сам, наверное, с радостью вернулся бы в города своего детства, но и они изменились, и я уже не тот.
Pryanik
Побывала на фестивале документального кино «Докер» в кинотеатре «Октябрь», там прошел показ документального фильма про поселок Синегорье в Магаданской области («Между отчаянием и надеждой»). На фильм меня пригласила его автор — Анна Барсукова.
Фильм социальный, о полузаброшенном поселке гидростроителей Синегорье (там находится Колымская ГЭС — энергетическое сердце Магаданской области). Автор фильма показала как процветающий поселок пришел в упадок после распада СССР. В фильме есть немного про авиацию, про налаженное спустя 30 лет авиасообщение, где самолет — один из символов надежды возрождения российской глубинки...
Евгения Горкина
«Общение, просмотр фильмов, обсуждение! Здорово!»
Друзья, фестиваль документальных фильмов Докер, начавшийся в Москве неделю назад... Правильно, продолжается)
Фильмы замечательные — на актуальные темы, с интересными сюжетами и обаятельными персонажами.
В «Коллекционере» Сергея Климова пермяк Анатолий, работник завода по переработке бытовых отходов, вытаскивает из мусорных куч старые игрушки и приводит их в божеский вид. Зачем? Затем, что в этих вещицах тоже есть душа и уникальные истории, которые можно и нужно рассказывать другим.
«Я воспитан так, что жизнь должна иметь смысл», — говорит с экрана Константин, молодой фельдшер из алтайской глубинки, герой фильма «Хороший доктор» (режиссёр Сергей Лукьянченко). Он всегда приходил на помощь к своим пациентам-селянам, лечил и лекарствами, и словом, и вниманием. В октябре 2022-го Константин в рамках мобилизации был отправлен в зону СВО. Верится, что уважение и благодарность тех, кому он когда-то помог, станут его невидимыми оберегами.
Действие картины «Горькие дни» разворачивается в Центральной африканской республике — беднейшей стране, раздираемой гражданскими войнами. Жители небольшой прибрежной деревни пытаются выжить в этом хаосе, сохранить достоинство, создать крепкие семьи. Режиссёры Паскале Аппора-Гнекинди и Нингуи Сун рассказывают об этом с нескрываемой теплотой, участием.
На мой взгляд, нам сегодня стоит изучать всё, что связано с африканским континентом, хотя бы на уровне искусства. Африка — территория мощной энергетики, больших перспектив развития, особой красоты и загадок, которые хочется разгадать.
Жаннат Идрисова
Международной фестиваль документального кино ДОКЕР!!! Мой первый волонтерский опыт! Общение, просмотр фильмов, обсуждение!!! Здорово! #докер2023# СеребряныеволонтерыМосквы
Наталья Конищева
Как мы благодарны Антону Силаеву и Татьяне Соболевой за открытие нам мира документального кино, просто слов нет! Хотя, почему же нет? Есть! Спасибо люди добрые! Счастья-здоровья вам и спонсоров богатых!!!))
Вот стоим мы на пороге этой Вселенной как начинающие прозревать слепые котята, и ошарашенные многообразием окружающего, восторженно вертим башкой и пищим: «Мама!»
Это было ненужное лирическое отступление)) Пошутила я, но область для нас и правда малоисследованная, так что погружаемся!))
(Про благодарности — на полном серьёзе!))
Короче, мы продолжаем посещение международного кинофестиваля документального кино «Докер» уже своими инициативами, пытаясь, по возможности, но с переменным успехом, объять программу. Познакомились с иранским фильмом «Судьба», китайским «Долгая дорога домой», и двумя российскими: «Тонкий мир» и «Последний теплоход».
А сейчас ещё и билетики выиграли))
Спасибо «Докеру»
Едем вот))) «В Россию пешком или как закончить фильм» смотреть будем. Потом всё расскажу))
Татьяна Треглазова
Старик и море
Для кого-то Стамбул — разноцветный город-праздник, полный эмоций и впечатлений. Для героя фильма «Формальдегид» (режиссёр Огюз Йенен, Турция, 2022), старого рыбака, это в первую очередь город моря и одиночества. Возможно, когда-то у него была семья, но сейчас он всегда один — и в море, и на суше. Когда-то, уже скоро, его лодка окажется на кладбище подобных себе и будет так же неинтересна окружающим, как рыбы в формальдегиде.
Фильм очень короткий, всего 9 минут, в нём совсем нет слов, только картинка и музыка, но они настолько хорошо подходят друг другу, что слова в общем-то и не нужны.
Pryanik
«Клавдия Еланская»: пароход и люди его...
Морская и северная тема не отпускает...
Мировая премьера полнометражного документального фильма Ильи Желтякова «Последний параход» на «Докере». В фильме жизнь, смерть и правда, — впечатляющее сочетание.
Приспособленный к суровым условиям северных морей двухпалубник «Клавдия Еланская» выходит обходит Кольский полуостров — заходит в расформированный военный городок, где с каждым рейсом судна становится меньше и меньше жителей, идёт мимо замерших поморских деревень, останавливается у метеостанции, привозит ценные грузы в отдалённые рыбацкие сёла, где живут рыбаки, чьи отцы, деды и прадеды тоже были рыбаками. Значительная часть поселений канула в небытие. Но есть и живые, в них живут люди и ходят на промысел сёмги... Последние несколько лет в северные деревни потянулись люди, те, кто разыскивает свои корни.
Каждый год ведутся разговоры о том, что пятидесятилетнюю «Клавдию Еланскую» скоро спишут — в этом случае все населённые пункты будут упразднены: их жизнеобеспечение по воздуху невозможно...
В основе картины лежит реальная и не такая уж необычная сегодня история. На рейс «Еланской» входит молодой мужчина в костюме со старыми фотографиями одной из поморских деревень. Мужчина показывает карточки пассажирам корабля и экипажу, расспрашивает, знают ли они где сделаны снимки...
P.S. Я нашла расписание «Клавдии Еланской» на лето 2023 года. Это лето живём.
Первый пункт — военный городок. Бывший. Пассажир знакомится с парой, которая с молодости прожила здесь, а сейчас прибывает за вещами. Местность многим кажется знакомой, но вроде как и нет... В военном городке много кто родился за годы его существования, но корни героя нашего фильма гораздо глубже и дальше.
Теплоход забирает вещи отставника, школьников, которые трогательно прощаются друг с другом. И это только начало одиссеи нашего героя, который высадится на метеостанции, затем уедет дальше вдоль Кольского — будет расспрашивать местных до того момента, пока не останется в одной из деревень, где устроится в колхоз и сменит костюм на тельняшку. Каждый день наш герой общается, работает, постигает край, где жили его предки и ведет расследование — в какой из деревень сделана фотография. Версии расходятся, но до конца лета он должен найти свой дом. И это неотвратимо должно произойти.
Tuteyshaya
«Это всё моё, родное — сопки, море, чайки»
Последний теплоход
Напишу еще об одном российском фильме, участвующем в основной конкурсной программе фестиваля документальных фильмов «Докер-2023».
Меня этот фильм привлек тем, что буквально — на его месте должен был быть я. В том смысле, что я даже попыталась отыскать в действующих лицах фильма кого-то из своих друзей и знакомых :) Дело в том, что про «Клавдию Еланскую» я читала много-много раз! Этот теплоход всего три раза в год обходит вокруг Кольского полуострова, связывая с «большой землей» отдаленные населенные пункты побережья морей Северного Ледовитого океана. Поморские деревни, саамские погосты и военные гарнизоны ждут лета, чтоб теплоход привез им всё необходимое для жизни. И попасть на него туристом — большая удача. Есть и короткие рейсы, на них легко купить билет на сайте Морского вокзала Мурманска.
Но это реальность. А что же фильм? В фильме показана тоже реальная, но не вполне обычная жизнь «курортного» теплохода. Вот девочка-туристка из Питера (с рыжим котиком), вот мужчина, которые разыскивает по фотографии дом своего прадеда «где-то на Кольском полуострове». А вот то, что никогда не увидят пассажиры теплохода — работа машинного отделения и жизнь команды.
Как они все оказались на одном теплоходе, зачем? Красная нить сюжета — поиск. Мы все что-то ищем, куда-то спешим, чтобы найти. Но только пункты назначения (и на Кольском полуострове, и иногда в жизни) — упразднен, упразднен, упразднен.... Как Стрельна, Сосновец — последовательно все «порты» захода «Ксении Еланской».
Фильм обязателен (:)) к просмотру любителям северной природы. Это всё моё, родное — сопки, море, чайки. Это все мы видели (очень мало, хочется еще) в Мурманске и Териберке.
И это понятно. Ведь режиссер фильма Илья Желтяков родился в Мурманске-130. В 2008 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики (СПбГУИТМО), в 2014 окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (СПб ГАТИ), кафедра режиссуры кино и телевидения. Участник и победитель отечественных и зарубежных кинофестивалей, автор фильмов «Блоха», «Ягодник», «Вулкан блюз» и других.
На экране всё серое, выщербленное, изъеденное ветром и морем. Но такое прекрасное!
Glukovarenik
На международном фестивале документального кино Doker в этом году победил российский фильм — впервые за 9 лет существования ДОКера. Победил вполне заслуженно, да и в целом отечественная программа докфильмов в этом году на фестивале была поистине прорывной.
Возможность увидеть «Снегиря» или «Чебурашку» в принципе есть у каждого желающего — они весь год идут в прокате и в онлайн-кинотеатрах . А вот о том, как развивается российское документальное кино, у широкого отечественного кинозрителя обычно представление самое поверхностное — до телеэкранов обычно добирается лишь малая толика, Центр Документального Кино почил в бозе и перепрофилирован, рекламы у документальных проектов всегда недостаточно, поэтому основная масса документалистов живет от кинофестиваля к кинофестивалю. Труднообъяснимый, фатальный парадокс — производство документальных фильмов неплохо поддерживается государством, Министерство культуры, Фонд кино, Фонд поддержки регионального кинематографа вкладываются в создание социально значимого документального кино, оно снимается в преизрядном количестве и качестве, но до целевой аудитории практически не доходит. Тем не менее, российская документалистика в истекшем киногоду буквально фонтанирует великолепными работами, причём снимает их в абсолютном большинстве случаев многообещающая талантливая молодёжь.
Уроженец города Гаджиево, что на Баренцеве море, молодой, но уже опытный документалист Илья Желтяков, работающий на «Ленфильме», снарядил свою съёмочную группу в длительную экспедицию по Кольскому Северу. Выбрав в герои Романа, выходца из семьи рыбаков, пытающегося найти по пожелтевшей нечёткой фотографии место, где жили предки, команда пронзительного, поэтического роуд-муви «Последний теплоход» огибает вместе с ним Кольский полуостров на теплоходе «Клавдия Еланская» — слухи о том, что этот последний теплоходный маршрут вот-вот закроют, окончательно уничтожив пассажирское сообщение между отдаленными поселками на побережье Баренцева и Белого морей, разжигают у участников экспедиции поисковое, исследовательское любопытство. Обезлюдивание деревень, посёлков и даже маленьких городов пугает своими темпами и своей неумолимой неизбежностью, люди перебираются на «большую землю», остаются самые стойкие. С помощью анимации авторы фильма рисуют карты скитаний героя — из Мурманска мимо раскрученной и благодаря этому имеющей хоть какой-то шанс на выживание Териберки в Островной, затем на остров Сосновец, затем в Чапому, затем в Чаваньгу.... Сегодня эти топонимы мало что говорят тому, кто не живет в Мурманской области, а в советское время ЗАТО Островной был обычной Гремихой, но при этом в нынешнем ЗАТО осталось от силы 1300 человек, а в советской Гремихе было от 40 до 60 тысяч — это была база подводных лодок Северного флота. Сегодня — ни лодок, ни базы, только город-призрак с пустыми глазницами окон и единственной школой, немногочисленные выпускники которой на выпускном вечере поют гимн СССР — они его не застали, но инстинктивно чувствуют, что с ним был связан расцвет их суровой земли. Населённые пункты исчезают с карты вместе с жителями — в 1999 году село Сосновец с 20 тысячами жителей, восточных кольских лопарей, было упразднено, теперь Сосновка — огромный саамский погост. Двадцать человек, оставшихся жить в несуществующей по документам Сосновке — одновременно и оленеводы, и рыболовы, всё умеют, выживут при любых обстоятельствах. А обстоятельства невесёлые — поморские сёла, где раньше были богатые сёмужные колхозы, потихоньку ликвидируют, промысел умирает. Герой картины Роман, упорно не отказывающийся от поисков своих корней, устраивается в единственный сохранившийся рыбный колхоз — помогать немногочисленным жителям готовиться к Дню рыбака — его малая родина, поселок Стрельна, которую удается опознать по фото, давно упразднена, осталось одно название.
Дарья Митина
Заботы и радости жизни
Как и чем живут люди?
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, ведь род деятельности и уклад жизни зависит не только от местности, характера человека, но так же от увлечений и возможностей. Все люди разные, кто-то предпочитает мегаполис, где каждый день новые развлечения, а некоторым ближе природа, забота о близких, занятие своим хобби, которое дарит душевное тепло не только ему, но и другим.
Женщина-охотница
Надежда Прокофьевна Златина живет в тайге. Здесь она родилась, здесь ходила в школу и даже пару лет преподавала.
Вся жизнь у нее словно паутина состоит из историй, свидетельницей которых она была. Каждый день охота, рыбалка, «свои» владения обходит за три часа — это то, чем она живет. В свободное время играет на гармони, поет, а еще записывает свои истории, были и сказки.
Кому-то стало бы скучно, но не ей. Надежда Прокофьевна ко всему подходит философски и с юмором. На все случаи у нее есть приметы, хотя они есть у всех охотников и рыболовов.
Например, если идти из дома жалеючи, то никогда ничего не попадется. Поэтому в напарники лучше не брать людей, которые охают и ахают, что им жалко животных. После таких людей в этом месте никто не ловится еще лет десять.
Если дереву плохо и оно засыхает, то и людям в этом месте живется плохо. А уж про пустое ведро все знают ))
Водяная мельница в Бади
В горных районах Китая тяжело жить, поэтому из деревень вся молодежь уехала на заработки. Уехали и возвращаться не собираются, а старики остались и живут, следуя традициям.
Для Ламу день начинается с забот о ее 96-летней матери, затем нужно накормить свиней, собрать то, что выросло, что-то продать. И так каждый день...
Есть у них и другие цели. Например, купить смартфон с большим экраном, чтобы хоть по видеосвязи видеть детей и внуков. Но главная мечта — отремонтировать водяную мельницу. Мука с такой мельницы имеет не только насыщенный аромат и вкус, но обладает целебными свойствами.
И вот Юнчжонглама объединяет этой идеей неравнодушных и общими усилиями удается восстановить и запустить мельницу.
Коллекционер
Коллекционирование — это не всегда красивая картинка, ведь способы добычи нужных предметов бывают различны.
Анатолий Сивак работает на мусороперерабатывающем заводе сортировщиком, что дает возможность находить детали для своего хобби... Собирает и восстанавливает советские игрушки, которые греют душу. Правда жена не одобряет это, ну как так, взрослый мужик, а возится с игрушками.
Себя коллекционером не считает, скорее собирателем или плюшкиным. Но радеет за то, чтобы сделать какую-то выставку или фестиваль, чтобы нести историю игрушек в народ. А ведь так и есть, каждый предмет имеет свою историю, иногда очень даже необычную, с которой связана судьба человека.
Эти фильмы хоть и документальные, но пару раз ловила себя на мысли, забываю о жанре, настолько увлекательная история получается.
Kladez_zolota
Русский терминатор
Ещё совсем недавно идея сохранения сознания человека после его смерти была уделом писателей-фантастов («Голова профессора Доуэля» и всё такое прочее). Однако научно-технический прогресс не стоит на месте и сейчас уже делаются первые, пусть пока робкие, но реальные шаги в этом направлении. Сегодня — об одном таком шаге.
Программисту Александру Осиповичу 40 лет, он живёт в Кунгуре (Пермский край). Его дед, изобретатель, лауреат Государственной премии Николай Фёдорович Осипович, с детства учил внука электротехнике и завещал оцифровать своё сознание и перенести его в робота, когда это станет возможным. И вот спустя годы работы, в 2011-м, Александр создал такого робота. Один, без команды разработчиков, без огромной технической базы, без инвесторов. Себестоимость проекта на данный момент — порядка миллиона рублей. В качестве базы для речевого аппарата робота он использовал 7 часов видеозаписей со своим дедушкой, специально написал программу-«мозг», которая не только формулирует ответы на получаемые вопросы, но и управляет движениями робота.
Нынешний робот — уже второй, созданный Александром. Первый, который был создан в 2011-м, погиб в пожаре в 2017-м, но его компьютер чудом сохранился: в день, когда дом сгорел, Александр ездил в Пермь и повёз с собой компьютер и кисть робота. Спустя год был готов новый, усовершенствованный робот.
Сегодня Джон Генри — так Александр назвал робота, созданного по образу и подобию Т-800 из «Терминатора» — умеет не только разговаривать. Он играет в шахматы, стреляет из пистолета, может распознать угрозу, измерить температуру предмета или участка тела, определить характеристики предмета, который держит в руке, и т.д.
Александр, его жена Оксана, Джон Генри и в каком-то смысле Николай Фёдорович стали героями документальной короткометражки Никиты Аниськина и Владимира Головнёва «Цифровое бессмертие» (Россия, 2022), который участвует в программе фестиваля документального кино «Докер».
Пара видео с канала Александра в YouTube:
Все начинается с детства
Самое беззаботное время в жизни человека — детство. Именно в этот период происходит знакомство с миром. Наблюдают, повторяют, выдумывают...
Фиолетовая страна
Стеша во время прогулок наблюдает за жуками, бабочка, мухами. Все эти насекомые находят отражение не только в рисунках девочки, но в фантазиях. Так появилась волшебная страна, где есть разноцветные жуки, желтые бабочки и флаг с вишенками.
Детское восприятие действительности сильно отличается от взрослого, поэтому девочка очень расстраивается, когда в новостях говорят о плохом. Хотя сейчас её можно «переключить» и на помощь приходит идеальная страна из рисунков.
Король бакланов
Пример родителей влияет не только мировоззрение ребенка, но и на дальнейшие пристрастия, в том числе и на выбор профессии.
Андрей хоть еще совсем маленький, но уже точно знает, что станет орнитологом, как его мама и дедушка. Любовь к птицам, можно сказать, привита с самого рождения. Поэтому и неудивительно, что мальчик уверен в знании языка птиц. И когда появилась опасность для бакланов, он предупредил пернатых и сказал им улетать, пока не исчезнет опасность истребления. Совпадение или нет, но птицы стали улетать.
Kladez_zolota
«Ну что могу сказать — очень даже крутой фильм получился»
Здравствуйте уважаемые.
Как я писал ранее, был приглашен (в очередной раз) к просомотру некоторых картин 9-ого Международного фестиваля документального кино Докер и воспользовался этим приглашением с удовольствием :-)
Посмотрел 2 фильма. О втором напишу завтра.
А сегодня несколько слов нужно сказать об одном из главных картин основной программы фестиваля под названием «Дозор» греческого режиссера Григориса Рентиса.
Ну что могу сказать — очень даже крутой фильм получился.
Тема вроде как героическая заявлялась — борьба с пиратством вдблизи побережья Сомали. Мы все помним как еще с 10 лет назад тема сомалийского пиратства была чуть ли не основной в мировой новостной повестке. Вроде как сейчас это мало волныет мир, но пробелма то осталась, пусть и не в такой острой форме. Вот фильм и рассказываает о буднях специальной береговой охраны. Ибо после сокращения атак главный герой столкнулся с новой проблемой — бездействием. Тренировки, готовность, снова тренировки и....полное непонимание зачем и для чего. Героическое уходит в сторону — быт, ностальгия по близким, какие-то немудренные развлечения и снова тренировки.
Только зачем... Наша жизнь бессмыслена в погоне за призраками будущего...
Очень медитативное, местами красивое и крайне неплохое документальное кино. Очень жизненное. Понравилось.
@id77
Здесь России начало
«Хороший доктор» — первый фильм из программы Докера-2023, который я посмотрела этим летом.
Михаил Афанасьевич Булгаков 100 лет спустя. Буквально. Сюжет простой — по государственной программе в село Новенькое направляют молодого фельдшера Константина Колпакова.
Набираешь в гугле «село Новенькое» — Алтайский край, Белгородская область, Брянская — выбирай, что хочешь. «Слоган» на въездном знаке «Здесь России начало». Ну да, так и есть, соль земли. Заброшенный магазин и дом культуры, мужики, выпивающие на остановке.
На попытки Константина вести записи, извечный русский вопрос — на хуй тебе это нужно? А вот нужно, отчетность, лекарства.
Сюжеты тоже булгаковские — из соседнего села приехала бабушка. За 70, после инфаркта. Выпили самогонки, прихватило сердце.
Гинекологическое кресло (карательная медицина) везут на тележке на лошадке, по другому никак. Рассея, ты моя Рассея. И посреди этого Константин. Всё очень не спешно, размерено, без надрыва. Такая жизнь — здесь и сейчас. Фильм совсем новый, 2023 года.
Что придает фильму особую ценность — режиссер Сергей Лукьянченко снимал его буквально по реальным событиям. Сам он закончил в 2016 году Ростовский базовый медицинский колледж, специальность «фельдшер скорой медицинской помощи», работал на подстанцию скорой помощи в Ростове-на-Дону. А год назад окончил Мастерскую А.Н. Сокурова «Режиссёр игрового и документального фильма, режиссёр монтажа» в СПбГИКиТ.
Фильм небольшой, 27 минут. Очень рекомендую.
Glukovarenik
Совершенно особый жанр российской документалистики — рассказ о подвижниках, о тех, «на ком Земля держится». Земля наша велика и обильна, но подчас складывается ощущение, что держится она именно благодаря усилиям таких людей, как Евгений и Наталья Кагармановы — герои обаятельнейшей, исполненной горького юмора документальной зарисовки «Сцена за сценой» молодого режиссёра Артура Соколова. Сам Соколов — сибиряк, уроженец деревушки в Красноярском крае, и он как никто другой понимает, что такое передвижной цирк из двух энтузиастов со зверюшками на дребезжащей «буханке» в условиях заснеженной тайги и сорокаградусного мороза, — настоящий подвиг!. Методом включенного наблюдения он следит за размеренной, но отнюдь не монотонной жизнью и работой семейной пары циркачей-любителей, разъезжающих от посёлка к посёлку и показывающих представления, на которые сами же и созывают через громкоговоритель и самодельными афишками. Всё то, что в обычном цирке делает огромный коллектив людей — дрессировщики, клоуны, осветители, звукорежиссёры, рабочие сцены, водители — всё это они проделывают вдвоём, с невероятной скоростью перемещаясь со сцены за кулисы. Три пуделя, две говорящих (!!!) обезьянки, ёжик и стайка белых крысят — настоящий цирк во всех смыслах этого слова, наблюдение за этой развесёлой компанией — отдельное удовольствие, а за волшебные съёмки зверей я бы премировала специальным призом. Кто думает, что домашний цирк — это клетки и вольеры, оказывается посрамлён — практически весь зверинец по ночам дрыхнет на большой двуспальной кровати вместе с хозяевами.
Композиционно картина состоит из повторяющихся эпизодов, отсюда многоплановое название «Сцена за сценой» — миссия Кагармановых, сформулированная ими самими для себя — добраться до каждого уголка, до которого в принципе возможно доехать, ведь в лесных сибирских посёлках культурная жизнь на нуле, поехать с детьми в город имеют возможность немногие. Эпизод, исчерпывающе иллюстрирующий социальную ситуацию в посёлках: в импровизированном буфете поселкового ДК перед представлением дети спрашивают продавщицу: «А есть что-нибудь за 20 рублей?...» И тут же — сцена разговора Кагармановых с ребёнком, не пошедшим смотреть зверей из-за того, что нет денег (взрослый билет обычно 300 р., детский 250) — мол, кто совсем без денег, того мы всегда бесплатно пустим!
Зачастую самые интересные подробности узнаются только из общения со съемочной группой. На вопрос, почему в кадре только зимние гастроли бродячего цирка, режиссёр ответил, что гастролировать можно только по «зимнику» — зимней дороге, летом невозможно из-за торфяников и болот (весьма симптоматичный ответ, с учетом того, что до посёлков должен добираться не только цирк). Ну и самая, пожалуй, абсурдная, в голове не умещающаяся деталь — супруги Кагармановы долго не соглашались на съёмку, поскольку им и так житья не дают «зоозащитники».
Дарья Митина
Подробности про беглецов
Помните нашумевшую в СМИ историю про отца, поехавшего с семьёй в Швецию за лучшей, сказочной жизнью, а потом еле-еле сбежавшего обратно с детьми, которые полтора года пожили у опекунов-арабов? «Беглецы» стали фильмом закрытия на международном фестивале документального кино «Докер» 2023 и приоткрыли завесу над многими подробностями той жуткой истории.
Что думали дети в процессе и уже после, как они адаптировались под чужие порядки и забывали свои? Все ответы здесь, а ровный рассказ старшей девочки цепляет до костей. Отец тоже скуп на эмоции, но видно, что внутри всё клокочет. Довольно много людей участвовало в спасении этих детей и сопереживало главному герою, так что документалка вышла многогранная и очень захватывающая.
Мораль простая — скандинавы суровы и чуть что, отнимают детей без особых шансов законно вернуть их обратно в родную и любящую семью, предпочитая отдавать профессиональным опекунам и доплачивать за «европейскую перепрошивку генофонда». Это целый бизнес, не сироты Дюплесси, конечно, но тоже впечатляет. Впрочем, фильм «Беглецы» концентрируется лишь на фактах одной конкретной семьи, а выводы может сделать каждый самостоятельно.
Екатерина Широкова