Никто не учил ее рисованию, но немногие оставшиеся после нее картины обладают необъяснимой красотой. Художница происходит из семьи американских фермеров, переселившихся из Англии в Америку в 17 веке. В 1788 году в Уильямстауне, деревушке в Новой Англии, родилась Ханна Харрисон. После ранней смерти отца мать воспитывала троих маленьких дочерей одна. Все трое рано вышли замуж. Брак Ханны с мистером Кохуном продлился недолго. Муж то ли бросил ее, то ли умер - как бы то ни было, в 1817 году молодая женщина с пятилетним сыном и трехлетней дочкой появилась в соседней деревне Хэнкок и просила принять ее в местную общину шейкеров. Шейкеры - это секта, отделившаяся от квакеров, основанная женщиной по имени Анна Ли. Женщины-шейкеры обладали большей свободой и влиянием, чем большинство остальных женщин.
По верованиям шейкеров, помимо бога-отца существует некое женское божество, Великая Мать, и оба этих божества совместно управляют миром. В соответствии с этим, во главе шейкерских общин стояли мужчина и женщина. Члены общины создавали союзы, организованные в "семьи", где каждый был обязан помогать другому. Секта просуществовала вплоть до начала 20 века. Сегодня пытаются систематизировать и с научной точки зрения описать верования и историю шейкеров. Центр научно-исследовательской работы находится в бывшей шейкерской деревне Хэнкок, где был собран архив секты шейкеров, в том числе рисунки Ханны Кохун, которая была принята в общину как "сестра Ханна" и всю свою жизнь провела в Хэнкоке. Здесь она и умерла в 1864 году в возрасте 75 лет.
Судя по всему, она начала рисовать довольно поздно. Приведенное на иллюстрации "Древо света" - самый ранний из ее рисунков, каждый из которых точно датирован, вплоть до дня. Этот рисунок был создан 9 октября 1845 года. По всей видимости, художница впала в состояние религиозного экстаза.
Собственноручная подпись художницы под рисунком гласит: "Я увидела ангела, который держал целое дерево перед моими глазами, такое же отчетливое, как и любое настоящее дерево". В то же время она говорит о "молниях", которые испускает это дерево. В религии шейкеров дерево считается символом жизни, вечного становления и развития, которое происходит при свете. Это символическое содержание художница и передала со смесью наивности и художественного мастерства, которому можно только удивляться. Она превращает листья дерева в богатый, полный жизни орнамент, образующий узоры на белой поверхности. Листья дерева окаймляют крошечные красные закорючки, которые вызывают впечатление мерцания и молний. Но и зелень листьев, и коричневое дерево с извивающимися корнями пронизаны светлыми искрами. Ханна Кохун еще раз повторила мотив дерева, нарисовав "Древо жизни".
Однако она так и не стала профессиональной художницей. Она брала в руки кисть лишь по "велению свыше", чтобы запечатлеть свои видения. Свой последний рисунок она нарисовала 29 июня 1856 года. Перед ней явилась, как она пишет, одна из женщин-шейкеров и принесла корзину свежих яблок. На ее рисунке яблоки парят в пространстве, не касаясь друг друга. Это не те яблоки, которые существуют в природе, а скорее плоды воображения, символизирующие благословение Небес.
---
Мой перевод статьи из книги Готтфрида Зелло «Художницы четырех столетий» (Malerinnen aus vier Jahrhunderten, Gottfried Sello).
Читайте также мой перевод статьи об итальянской художнице эпохи барокко, Джованне Гарцони:
И подписывайтесь на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!