Найти тему
История искусств

Ханна Кохун - американская художница-сектантка 19 века

Никто не учил ее рисованию, но немногие оставшиеся после нее картины обладают необъяснимой красотой. Художница происходит из семьи американских фермеров, переселившихся из Англии в Америку в 17 веке. В 1788 году в Уильямстауне, деревушке в Новой Англии, родилась Ханна Харрисон. После ранней смерти отца мать воспитывала троих маленьких дочерей одна. Все трое рано вышли замуж. Брак Ханны с мистером Кохуном продлился недолго. Муж то ли бросил ее, то ли умер - как бы то ни было, в 1817 году молодая женщина с пятилетним сыном и трехлетней дочкой появилась в соседней деревне Хэнкок и просила принять ее в местную общину шейкеров. Шейкеры - это секта, отделившаяся от квакеров, основанная женщиной по имени Анна Ли. Женщины-шейкеры обладали большей свободой и влиянием, чем большинство остальных женщин.

На молитвенных собраниях члены секты Объединённого сообщества верующих во Второе Пришествие Христа, впадая в религиозный экстаз, пели, танцевали, а иногда резко вздрагивали и вскрикивали. За это их прозвали "трясущимися квакерами", shaking Quackers, или shakers.
На молитвенных собраниях члены секты Объединённого сообщества верующих во Второе Пришествие Христа, впадая в религиозный экстаз, пели, танцевали, а иногда резко вздрагивали и вскрикивали. За это их прозвали "трясущимися квакерами", shaking Quackers, или shakers.

По верованиям шейкеров, помимо бога-отца существует некое женское божество, Великая Мать, и оба этих божества совместно управляют миром. В соответствии с этим, во главе шейкерских общин стояли мужчина и женщина. Члены общины создавали союзы, организованные в "семьи", где каждый был обязан помогать другому. Секта просуществовала вплоть до начала 20 века. Сегодня пытаются систематизировать и с научной точки зрения описать верования и историю шейкеров. Центр научно-исследовательской работы находится в бывшей шейкерской деревне Хэнкок, где был собран архив секты шейкеров, в том числе рисунки Ханны Кохун, которая была принята в общину как "сестра Ханна" и всю свою жизнь провела в Хэнкоке. Здесь она и умерла в 1864 году в возрасте 75 лет.

Книга «Художницы четырех столетий», Готтфрид Зелло
Книга «Художницы четырех столетий», Готтфрид Зелло

Судя по всему, она начала рисовать довольно поздно. Приведенное на иллюстрации "Древо света" - самый ранний из ее рисунков, каждый из которых точно датирован, вплоть до дня. Этот рисунок был создан 9 октября 1845 года. По всей видимости, художница впала в состояние религиозного экстаза.

Ханна Кохун (1788—1864), "Древо света, или Сияющее дерево". 1845г.
Ханна Кохун (1788—1864), "Древо света, или Сияющее дерево". 1845г.

Собственноручная подпись художницы под рисунком гласит: "Я увидела ангела, который держал целое дерево перед моими глазами, такое же отчетливое, как и любое настоящее дерево". В то же время она говорит о "молниях", которые испускает это дерево. В религии шейкеров дерево считается символом жизни, вечного становления и развития, которое происходит при свете. Это символическое содержание художница и передала со смесью наивности и художественного мастерства, которому можно только удивляться. Она превращает листья дерева в богатый, полный жизни орнамент, образующий узоры на белой поверхности. Листья дерева окаймляют крошечные красные закорючки, которые вызывают впечатление мерцания и молний. Но и зелень листьев, и коричневое дерево с извивающимися корнями пронизаны светлыми искрами. Ханна Кохун еще раз повторила мотив дерева, нарисовав "Древо жизни".

Ханна Кохун (1788—1864), "Древо жизни". 1854. ЮНИСЕФ использовал этот рисунок для рождественской открытки 1974 года.
Ханна Кохун (1788—1864), "Древо жизни". 1854. ЮНИСЕФ использовал этот рисунок для рождественской открытки 1974 года.

Однако она так и не стала профессиональной художницей. Она брала в руки кисть лишь по "велению свыше", чтобы запечатлеть свои видения. Свой последний рисунок она нарисовала 29 июня 1856 года. Перед ней явилась, как она пишет, одна из женщин-шейкеров и принесла корзину свежих яблок. На ее рисунке яблоки парят в пространстве, не касаясь друг друга. Это не те яблоки, которые существуют в природе, а скорее плоды воображения, символизирующие благословение Небес.

-5

---

Мой перевод статьи из книги Готтфрида Зелло «Художницы четырех столетий» (Malerinnen aus vier Jahrhunderten, Gottfried Sello).

Читайте также мой перевод статьи об итальянской художнице эпохи барокко, Джованне Гарцони:

И подписывайтесь на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!