Merhaba! Уважаемые зрители, Hoş geldiniz. Добро пожаловать.
Перед вами ТРЕНИНГ для отработки навыков самостоятельного составления предложений на Турецком языке.
Задача для НАЧИНАЮЩИХ - из набора слов, в готовой форме составить законченное предложение. Сначала составьте связное предложение на русском языке, затем подставляйте турецкие слова. Слово, с которого начинается предложение, написано с прописной буквы.
Задача для ПРОДОЛЖАЮЩИХ - переведите предложение и расставьте знаки препинания, если таковые требуются.
В этом выпуске продолжаем усложнять задачу сборки предложений. Для этого предлагаю воспользоваться оригинальным текстом из бессмертного романа Reşat Nuri Güntekin'in yazdığı bir roman ÇALIKUŞU, который изобилует интересными грамматическими оборотами.
Итак, в выпуске сохраняются примеры предложений с простой грамматикой, и, в дополнение к ним, идет грамматика неадаптированного текста.
Надеюсь такая форма, в качестве практики, будет полезна как начинающим, так и продолжающим изучать Турецкий язык.
Все предложения и набор слов для них понумерованы.
Ответы в конце статьи. Hazırsanız haydi başlayalım. Если готовы - ПРИСТУПАЕМ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
- в предложениях №1-№3/№5 использован аффикс ПОНУДИТЕЛЬНОГО залога -tır-/-t-/-dır- (заставляет глагол отвечать на вопрос "заставить делать ЧТО?") что именно - зависит от выбранного глагола
- в предложении №3 использован аффикс ПРИЧАСТИЯ -dığ-
- в предложении №4 использован аффикс ДОЛЖЕСТВОВАНИЯ -malı-, кроме того, обратите внимание на то, в какой форме используются первые два слова (это не случайно и несет определенную смысловую нагрузку)
- в предложении №5 использован аффикс формы ВОЗМОЖНОСТИ в сочетании с аффиксом ШИРОКОГО времени -abil+ir-
- в предложении №6 использован аффикс простого ПРОШЕДШЕГО времени в сочетании с аффиксом УСЛОВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ -tı+y+sa-, при чем аффикс времени стоит ПЕРЕД аффиксом модальности, что указывает на 100%-ю вероятность совершения действия; кроме того, такая конструкция глагол+t2ı4ysa2 глагол+di, является упрощенным вариантом конструкции "ЧТО бы НИ.../КУДА бы НИ..."
(на канале, в рубрике "Основной блок", эта конструкция будет разбираться более подробно).
ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Bu çizimleri kime yaptırdınız?
2. Saçını niye kazıttın dostum?
3. Kırdığımız bardakları saydırdı.
4. Tencerenin kapağını kapatmalısın.
5. Sen de tarihe adını yazdırabilirsin.
6. Ne kadar anlattıysam da beni dinlemedi.
ПЕРЕВОД:
1. Для кого вы сделали эти рисунки?
2. Зачем ты сбрил волосы, приятель?
3. Он заставил пересчитать разбитые нами стаканы.
4. Ты должен накрывать кастрюлю этой крышкой.
(сказать -вы должны накрывать кастрюлю крышкой- можно разными способами, сразу напрашивается вопрос "накрывать кастрюлю чем?/ или (более по-турецки) с чем?, а это указывает на использование в этом предложении послелога ile, сравните:
- Tencereyi bir kapakla kapatmalısınız -
Ты должен накрыть кастрюлю (любой) крышкой
- Tencerenin kapağını kapatmalısın -
Ты должен накрывать крышкой (принадлежащей именно этой) кастрюле
5. И ты (тоже) можешь вписать свое имя в историю.
6. Сколько бы я ни объяснял, он меня не слушал.
Reşat Nuri Güntekin "ÇALIKUŞU"
ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Ben de onları atlatarak bizden gizlemeye çalıştıkları hayatı seyrediyormuşum gibi bir şey, bir atlatma ve intikam zevki duyardım.
2. Sor Aleksi, izahatını bitirdikten sonra bizi çalışmaya bırakmıştı.
3. Ön sıraları süsleyen ağırbaşlı sınıf birincileri hemen işe koyulmuşlardı.
4. Yanlarında olmadığım halde ne yazdıklarını omuzları üzerinden okumuş gibi biliyordum: "İlk hatıranı, sevgili anneciğimin küçük karyolamın üstüne eğilen müşfik altın sarısı başı, bana muhabbetle gülümseyen gök mavisi gözleridir," tarzında şairane bir yalanci...
5. Hakikatte annecikler altın sarısı ve gök mavisinden başka renklerde de olabilirdi.
6. Fakat sörlerde okuyan kızların kaleminden bu renklere boyanmak, o biçareler için bir mecburiyet, bizim için bir usuldü.
ПЕРЕВОД (литературный, авторский):
1. Таким простым способом я уклонялась от прямого подчинения правилам, испытывая удивительно бодрящее чувство удовлетворения и мести.
2. Дав нам пояснения, как и что мы должны написать, сестра Алекси предоставила нас самим себе.
3. Согласно тем же правилам, сидевшие на первых партах успешные ученицы класса, немедленно принялись за выполнение задания.
4. Я не сидела рядом с ними, и не видела, что они пишут в своих тетрадях, но точно знала содержание их писанины: "Первое воспоминание - это нежно склонившаяся над кроваткой золотистая головка моей любимой мамочки, и ее небесно-голубые глаза, ласково улыбающиеся мне" - далее, в том же духе, ожидаемая быть услышанной, поэтическая ложь.
5. По правде сказать, мамочки могли быть обладательницами какого угодно цвета волос и глаз, помимо золотистого и небесно-голубого.
6. Но наличие именно такой палитры цветов, для описания внешнего вида достойного человека, было обязательным условием для воспитанниц нашего пансиона.
Тренируйте языковые навыки с удовольствием.
Увидимся в следующих выпусках. GÖRÜŞÜRÜZ.
Возможность оставлять комментарии ОТКЛЮЧЕНА.
Для того, чтобы оставить комментарий - на титульной странице канала есть РАЗДЕЛ "Обратная связь".
Ссылка: https://dzen.ru/b/ZbRkC_WVK0B_s_D7?share_to=link
#турецкийязык