Начало публикации в статье: Подвиг «Варяга» и его командира Руднева - хроника событий
Как известно, по возвращении на родину команд с кораблей «Варяг» и «Кореец», им были оказаны высочайшие почести лично государем-императором Николаем Вторым, а также произведено награждение всех без исключения матросов и офицеров. Помимо этого, офицеры получили повышение по службе, что ещё больше выделило их среди других представителей морского офицерства.
Некоторым аналитикам невдомёк, отчего же были оказаны столь высокие почести, за, казалось бы, незначительные действия. Они даже приводят примеры недовольства в офицерской среде, столь широким награждением моряков «Варяга» и «Корейца». Эти аналитики приводят даже «ошибки», допущенные Рудневым, которые они, будь на его месте, ни в коем случае не допустили бы.
Какие же «серьёзные ошибки Руднева» приводят авторитетные учёные-исследователи военно-морского флота России:
1. Не была использована для прорыва ночь перед боем.
2. Идя на прорыв, «Варяг» не использовал свои скоростные возможности, а связал себя тихоходным «Корейцем».
3. После боя «Варяг» был затоплен на мелководье, а не был взорван, что позволило японцам поднять его и использовать в составе японского флота.
4. «Варяг» не препятствовал высадке японского десанта в Чемульпо.
Помимо этого, выражается критика действий капитана 1-го ранга Руднева и высшего руководства страны, следующего характера:
— почему командир «Варяга» во время боя вернулся в Чемульпо, а не продолжил сражение дальше;
— почему русские корабли так неэффективно использовали свою артиллерию, в результате чего японским кораблям был нанесён минимальный ущерб;
— почему Николай Второй наградил всех членов экипажей высшими военными наградами Империи.
Находчивость командира "Варяга" в непростой ситуации
Чтобы понять, отчего же капитан 1-го ранга (по сухопутному полковник) Руднев допустил столько «серьёзных ошибок», необходимо посмотреть на его действия в те сложные дни. Ведь ему пришлось принимать непростые решения в абсолютном одиночестве, не имея никакой связи с Родиной.
Начнём с того, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» прибыли в корейский порт Чемульпо в середине января 1904 года, для защиты дипломатического представительства Российской империи в Сеуле, сменив на этом посту бронепалубный крейсер «Боярин» и канонерскую лодку «Гиляк». Задача была одна — находиться в порту Чемульпо, в распоряжении российского посольства в Корее.
Командир крейсера «Варяг» Руднев Всеволод Фёдорович был опытным морским офицером, за плечами которого имелись: продолжительная служба на флоте; командование не одним кораблём; несколько кругосветных плаваний, в том числе и самостоятельное.
С первых дней нахождения в корейском порту, Руднев организовал взаимодействие с командирами всех военных кораблей, находящихся в Чемульпо с такой же задачей — защитой своих дипломатических представительств. Он ежедневно посещал английский крейсер «Талбот», где узнавал последние новости о международной обстановке и доводил эту информацию до своих подчинённых.
Японское командование, видя активность командира русского крейсера, больше всего опасалось именно русских. Оно понимало, что Руднев, как человек военный, будет действовать, в первую очередь, в соответствии с полученным приказом. Поэтому японцы постарались лишить русские корабли какой-либо связи со своим командованием. Это им не составило большого труда. Стоило лишь припугнуть корейцев и те перестали принимать и отправлять телеграммы, адресованные русским.
Добившись покорности корейцев, японцы не опасались каких-либо действий от англичан, французов и итальянцев, не говоря уже об американцах. Эти ребята и шагу не ступят, без указаний своего правительства, да и то, если эти действия не будут опасными.
Другое дело русские. Эти могут, даже без приказа, по одному им ведомому посылу, начать действовать, на свой страх и риск, абсолютно не беспокоясь о собственной безопасности.
О том, что Япония 6 февраля 1904 года разорвала дипломатические отношения с Россией, командир «Варяга» Руднев узнал в тот же день, от командира французского крейсера, хотя Российское руководство молчало (мы знаем по какой причине, из-за бездействия корейского телеграфа). Узнав о том, что Япония находится в состоянии войны с Россией, Руднев запросил своё военное руководство в Порт-Артуре. Ему нужны были указания о порядке действий двух военных кораблей Русского императорского флота, в сложившейся ситуации.
Если бы Руднев получил приказ препятствовать высадке японского десанта в Чемульпо, то японцам пришлось бы не сладко. Русские корабли вступили бы в бой и дрались с превосходящими силами противника вплоть до своей гибели. Руднев в этой ситуации не пощадил бы ни себя ни подчинённых, сражаясь до последнего русского матроса. Однако, 6 февраля, Руднев не получил ответа на своё донесение, также не было никакого приказа о дальнейших действиях, вообще ничего.
Не имея задачи от своего непосредственного военного руководства, Руднев 7 февраля поездом отправился в Сеул, чтобы уточнить задачу у того, в чьём распоряжении находились русские корабли в Чемульпо, у русского посланника в Корее. Заметим, не послал туда офицера, а поехал лично, понимая важность данного мероприятия. Однако, в русском посольстве не было никакой информации по поводу действий на случай войны.
Руднев сообщил, что оставаться в Сеуле не безопасно, вот-вот может начаться японская интервенция. Далее он предложил эвакуировать посольство на «Варяге» в Порт-Артур, где будет обеспечено безопасное размещение дипломатов. На это предложение наш представитель в Корее ответил, что нет на то указаний из Петербурга, а без них он не имеет права покинуть Сеул. Договорились так, наш посланник в Корее подготовит донесение, а канонерская лодка «Кореец» доставит его в Порт-Артур. И получив ответ, вернется обратно.
Если бы дипломатическое представительство согласилось с доводами Руднева, то, возможно, «Варяг» и «Кореец» совершили бы попытку в ночь на 8 февраля вырваться из Чемульпо и уйти в Порт-Артур. А вот без дипломатов, самостоятельная ночная попытка прорыва — была бы расценена как бегство и проявление трусости, на что никогда бы не пошёл любой русский офицер. «Варяг» и «Кореец» продолжили выполнять задачу, которая им была поставлена изначально, быть на защите русского посольства и находиться в порту Чемульпо. Других приказов и распоряжений у русских военных кораблей не было.
8 февраля, к обеду привезли донесение из Сеула. Оно было доставлено на «Кореец» и канонерская лодка сразу же взяла курс на Порт-Артур. Однако, при выходе из Чемульпо русскому кораблю преградили путь шесть японских крейсеров и несколько миноносцев, вынудив повернуть обратно. Помимо этого, с японских миноносцев было выпущено несколько торпед по «Корейцу», однако нашему кораблю, путём маневрирования, удалось избежать встречи с торпедами.
В этот же день японцы с опаской стали высаживать свой десант на корейскую территорию в районе Чемульпо. Предварительно, японское командование убедилось в том, что русские корабли ведут себя мирно и не производят мероприятий подготовки к бою. На всякий случай, напротив наших кораблей поставили по два миноносца, чтобы ударить торпедами в случае чего. У «Варяга» не было задачи препятствовать высадке японцев, да и вообще, других задач, кроме как стоять на якоре в Чемульпо вместе с другими крейсерами иностранных государств.
В ночь на 9 февраля японцы закончили высадку своего десанта, теперь им нужно было избавиться от русских военных кораблей. Поэтому, утром того же дня, через англичан, Рудневу был вручён ультиматум, предписывающий русским кораблям до 12 часов покинуть порт Чемульпо, в противном случае они будут уничтожены. Одновременно с этим, иностранным военным кораблям предписывалось сменить места якорных стоянок на более безопасные, подальше от русских, так как тех собирались топить прямо в порту.
С получением японского ультиматума, дальнейшее нахождение русских кораблей в порту Чемульпо было бессмысленным, так как их ждала гибель на месте, стоя на якоре, от японских торпед. В таком состоянии, нашему дипломатическому представительству, русские военные корабли стали бы уже бесполезны.
Понимая безвыходность своего положения, капитан 1-го ранга Руднев принял решение: с боем идти на прорыв сквозь строй японских крейсеров, так как оставаться в порту было равносильно гибели. Прорываться решено было всем вместе, не бросая на произвол судьбы тихоходный «Кореец». Подняв боевые флаги, под звуки корабельного оркестра, крейсер «Варяг» пошёл в свой последний бой. Комендорам (артиллеристы на корабле) был дан приказ вести интенсивный огонь по японским кораблям, с целью нанесения тем максимального поражения.
Как Руднев вышел "сухим из воды"
Ситуация, в которую попали русские корабли «Варяг» и «Кореец» в корейском порту, оказалась безвыходной и катастрофической. Никто уже не сомневался в том, что всем грозит неминуемая гибель. Единственно в чём повезло тогда русским морякам, так это в том, что в сложившейся тяжелейшей обстановке их командиром оказался именно Руднев. В чём же заключалась заслуга этого человека?
Во-первых, благодаря именно ему, русские корабли, застигнутые войной в иностранном порту без какой либо поддержки, не растерялись, а с гордо поднятым Андреевским флагом, вступили в неравный бой с японской эскадрой, на глазах у изумлённых иностранцев.
Во-вторых, несмотря на всю безысходность положения, Руднев навязал морской бой японским крейсерам, вместо того, чтобы быть потопленным в порту, от торпед японских миноносцев. Японцы готовились к пассивной развязке, намереваясь расстреливать русские корабли как в тире, поэтому были удивлены подобной решительностью русских. Они в спешке стали расклёпывали свои якорные цепи, чтобы поскорее сняться с якоря и подняв боевые флаги, изготовиться для боя. Это говорит о том, что первыми бой начали русские корабли.
Несмотря на то, что за японской стороной было подавляющее превосходство, этот бой опять же закончили русские, вернее прекратили его. Видя, что прорваться не удастся, Руднев приказал поворачивать корабли и идти обратно в порт. Не важно то, что русские не потопили ни одного японского корабля, так ведь и японцы не смогли потопить ни одного русского корабля. Просто не успели, Руднев им не позволил этого сделать, выведя из боя свои корабли.
Главный результат этого боя — он закончился в ничью, «Варяг» и «Кореец» вышли из боя по своей инициативе и, что очень важно, непобеждёнными! Можно было бы русским кораблям продолжать этот бой, как советовали многие «знатоки флота», и геройски погибнуть. Но тогда была бы победа японской эскадры, а за русскими кораблями – поражение и гибель, а так — ничья.
В-третьих, вернувшись в Чемульпо и став на якорь, несмотря на свою контузию и ранение в голову, Руднев немедленно отправился на английский крейсер, чтобы договориться о судьбе команд «Варяга» и «Корейца». Ведь японцы не оставили своих планов по уничтожению торпедами русских кораблей. Чтобы не дать японцам выполнить задуманное, крейсер и канонерскую лодку решено было взорвать. Однако по просьбе англичан, «Варяг» взрывать не стали, из соображений безопасности самого порта, а затопили.
В итоге японцев опять обхитрили, они не успели ни захватить, ни уничтожить русские корабли. Да, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» погибли, но не от воздействия японского оружия, а были уничтожены своими командами. И пусть крейсер «Варяг» был поднят японцами в августе 1905 года, отремонтирован и поставлен на службу Японии. Это произошло только в июле 1907 года, война на тот момент уже кончилась.
В-четвёртых, несмотря на всю трагичность положения, ни один русский моряк не попал в плен. Благодаря находчивости и дипломатическим навыкам, Руднев договорился, чтобы все офицеры и матросы с «Варяга» и «Корейца» были размещены на английском, французском и итальянском крейсерах, включая и раненых в бою. Относительно судьбы раненых, которым было не сладко на переполненных кораблях, Руднев смог задействовать организацию Красный Крест и договорился, чтобы тяжело раненных русских моряков разместили в японском госпитале.
В-пятых, благодаря продуманным действиям командира «Варяга», несмотря на тяжелый бой и множество повреждений корабля, удалось сохранить жизни большинству русских моряков. И это, наверное, самая главная заслуга Всеволода Фёдоровича Руднева. Команда «Корейца» в этом бою потерь не имела. На «Варяге» и «Корейце» находилось к началу боя 32 офицера, 712 матросов и унтер-офицеров, всего 744 военных моряка. В бою у Чемульпо погибли: на «Варяге» один офицер и 38 матросов, что составило 5 процентов от общей численности русских моряков. Всего же было ранено четыре офицера (включая и командира «Варяга» Руднева) и 70 матросов.
В-шестых, все погибшие в бою у Чемульпо русские моряки, были оставлены на затопленном корабле, хоть какая-то, но частица русской территории. Японцы по достоинству оценили стойкость и мужество русских моряков. Когда в 1905 году «Варяг» был поднят японцами, найденные останки погибших были захоронены, а в последствии, в 1911 году, перевезены во Владивосток и там перезахоронены в братской могиле на Морском кладбище, как говорится, на родной земле. После ремонта крейсер стал японским учебным кораблём «Сойя», однако, в память о героизме русских моряков, на его корме была оставлена надпись «Варягъ».
И в-седьмых, русские моряки, в апреле 1904 года, спустя два месяца, вернулись на родную землю непобеждёнными героями, которых так высоко чествовал Российский император Николай Второй.
На страницах разных книг много говорится о печальной судьбе последнего российского монарха; но тогда, в апреле 1904 года, это был совершенно другой человек, 35-летний император, полный сил и надежд. Ведь императрица Александра Фёдоровна была на пятом месяце беременности, и хотя тогда не существовало никаких УЗИ, императору намекали знающие люди, что у него скоро родится наследник. Имея четырёх дочерей, Николай Александрович был нескончаемо рад приближающемуся событию.
Царские почести, вернувшимся живыми, русским морякам, были оказаны вполне заслуженно. Ведь они выполнили свой воинский долг сполна, не посрамив чести русского воинства, что всегда приветствовалось на Русской земле.
Мы знаем каких усилий стоил капитану 1-го ранга Рудневу выход из труднейшей ситуации, после того как он узнал о начале войны с Японией. Связи с военным командованием не было, дипломатический посланник в Корее тоже ничего не прояснил, родная земля была далеко. И вот, в полном одиночестве, не имея никакого приказа, Руднев оказался предоставленным самому себе. Как командир корабля, Руднев был наделён определённой административной властью. Но для двух русских кораблей и более чем семисот русских матросов и офицеров, он стал воплощением самой родины и её руководства.
Все принимаемые Рудневым решения, по всей видимости, были единственно верными в той непростой обстановке. Однако, у него ничего бы не получилось, если бы не было понимания офицерами сути этих решений, а также четкого выполнения матросами всех своих обязанностей.