Найти тему
Елена Миронова

Картина мира

Картина мира

Картина мира — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека о мире и мироздании, а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нем. В любой картине мира преобладающими являются те идеи, которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека.

(взято из «Википедии»)

 

Для общего понимания смысла выражения «картина мира» или, другими словами, мировоззрения я оставила в начале текста смысловую выдержку с подробным объяснением из «Википедии».

На примере сюжета фильма «Дела человеческие» (2021) можно увидеть, как в обычной жизни люди «несут» свою картину мира, предъявляя ее другим и встречаясь с другими, не похожими на них самих людей и удивляются их картине мира.

Сюжет фильма можно пересказать в нескольких фразах: молодой человек Александр прилетает на каникулы домой в Париж из Америки, где учится в престижном учебном заведении, в гости к своим родителям, которые находятся в разводе и живут раздельно. Мать юноши — публичная персона, писательница-феминистка — находится в новых отношениях и проживает с партнером, у которого есть семнадцатилетняя дочь Мила. Отец Александра — известный обеспеченный человек, ведущий заполненный работой и встречами с девушками образ жизни. Приехав в гости к матери, Александр знакомится с Милой. С легкостью найдя общий язык, они отправляются вместе на вечеринку. Следующим утром полиция предъявляет Александру обвинение в изнасиловании Милы, после чего начинается громкий публичный судебный процесс, на котором все стороны, а также правосудие, СМИ и зрители пытаются разобраться со случившимся, отделив правду ото лжи.

Казалось бы, сюжетная линия не нова: реальные процессы, так же, как и художественные произведения по вымышленным или имеющим место быть в реальной жизни ситуациям, к сожалению, можно встретить в повседневной жизни.

Зачастую в подобных ситуациях сторонний человек, который не принимает участие в случившейся истории и не является участником такого процесса, склоняется к определенному пониманию или «прочтению», вынося свой вердикт как однозначное решение. Иначе говоря, есть зло, которое «видно как зло», и даже если его (зла) слова завуалированы под правду в начале истории, то к концу сюжета ложь и обман раскрываются, маски постепенно снимаются (а в каких-то ситуациях — и резко срываются) и зритель может увидеть картинку в однозначном варианте: кто есть кто.

В названном выше фильме хорошо показана линия разбора как произошедшей ситуации, так и личностных характеристик главных героев процесса — Александра и Милы, что позволяет зрителю заглянуть в прошлый опыт героев и понять, как формировалась их картина мира. На протяжении фильма мы видим Александра в показанных сюжетом мелочах: в аэропорту, когда он отзывчив к пожилой даме; его отношениях с матерью и отцом; его отношениях с подругой и друзьями. Также во время судебного процесса рассматриваются и другие, внесенные дополнительно, истории и характеристики из его жизни.

Такие же подробности предоставляются зрителю в детальном разворачивании личностных историй и характеристик Милы, где она вырисовывается более многогранной фигурой, нежели представленной нам до судебного процесса, со своим опытом прошлого, что позволяет представить ее картину мира.

Процесс раскручивания деталей и подведения к финальной линии, которая бы позволила зрителю вынести однозначный вердикт и поставить точку, в этом фильме, на мой взгляд, не предоставляет такой возможности. Дать однозначный ответ будет означать однобокое прочтение характеристик персонажа. Есть мизерный перевес, позволяющий положить зерно права или чести на одну из чаш в пользу Александра или Милы в рамках правосудия, так же, как есть зерно у каждого из нас, которое мы тоже негласно отдадим по своему желанию, исходя из своей картины мира, либо позволим себе оставить знак вопроса и обозначить тему для размышлений.

На примере героев из фильма можно легко показать, как формируется картина мира каждого из нас: наш прошлый опыт складывается и образует картину мира, в которой все понятно, где есть добро и зло, с одним небольшим нюансом: это будет наша картина мира, у которой свои четкие границы и широта полотна восприятия, обозначенного именно нашим опытом. Другой такой же картины мира не будет! У другого человека сформируется другая картина мира, где бо́льшая часть деталей (например как у нас) будет отсутствовать; добро и зло будут находиться не в тех разделах-ячейках, как у нас.

То, что для одних будет являться нормой, как для Александра в его картине мира, которая была сформирована на момент встречи с Милой на основе его личного опыта (видение отношений своих родителей, автоматическое считывание, иногда — исключение для себя каких-то правил, действующих в семье, и формирование таким образом постепенно (бессознательно) своей картины мира), то для других будет отнесено в раздел «не-норма», как у Милы. Верно и обратное: когда то, что есть «норма» для Милы, станет абсолютной не-нормой для других.

Вот так наш прошлый опыт формирует картины мира, которые видим только мы, и каждый из нас видит только свою. Наша картина мира будет ограничена исключительно нашим прошлым опытом, исходя из которого мы будем выстраивать свое будущее (!), и оно тоже будет иметь ограничения картиной прошлого.

Расширение своего видения, разворот ситуаций происходит тогда, когда мы сталкиваемся с другим человеком и пытаемся (!) услышать его, понять его чувства, желания и действия. В этом случае мы расширяем свое мировоззрение, привнося новый опыт от другого человека как новое видение ситуации. Что и происходит в конечном итоге со всеми участниками фильма: главные герои, их родители и зрители пытаются понять картину мира другого. Жаль только, что происходит это в таких трагических для каждого условиях.

Терапевтическая работа позволяет увидеть свою картину мира. Постепенно удивляясь ее ограниченности, иногда замечая странные нормы, которые присутствуют в ней, потом можно начать замечать другого и опять удивляться ее картине мира. Спустя какое-то время можно даже часть «норм» и «не-норм» в своей картине мира поменять местами или освободиться от таких условностей; начать видеть шире, замечая больше красоты и многообразия в мире, выстраивая отношения, которые будут намного счастливее, чем на той, первой картине мира хотя бы потому, что широта зрения сделает фигуру рядом не плоской, а многогранной.

 

Напомню, что после публикации каждого текста на странице ВК я делаю некоторые акценты или комментарии по опубликованному тексту в разделе «сторис» своего аккаунта инстаграм @la_m.ev , куда и Вас приглашаю, если есть желание ознакомиться с ними.

 

С уважением,

Миронова Елена