Вряд ли кто-то может сказать о том, что такое беляны. И это несмотря на то, что чуть больше 100 лет назад люди знали и понимали, что это такое. На самом деле это огромные корабли, которые на протяжении длительного времени ходили по Волге и Ветлуге. Если честно, то посмотрев на такие корабли, стоит сказать о том, что суда действительно уникальные и это несмотря на то, что на данный момент кораблестроение очень развито. Существовали и такие корабли, которые достигали в длину 120 метров, а высота бортов могла доходить до 6 метров. Сегодня хочу рассказать вам о том, что это за корабли и по какой причине они перестали быть востребованными.
Учитывая размеры кораблей, стоит сказать о том, что их грузоподъемность была просто огромная. Так, некоторые корабли могли перевозить груз до 800 тыс. пудов (один пуд - 16 килограмм). Для сравнения, такой вес, на данный момент могут перевозить корабли океанского размера. Но, несмотря на большие размеры кораблей, стоит сказать о том, что передвигались они из верховья до низовья по Волге, при этом дальше Астрахани они вообще никогда не уходили. Чаще всего перевозили на таких кораблях лес, который в тот момент добывался варварским способом. Рабочие отправлялись на рубку леса, взяв с собой все необходимое. Как правило, такое мероприятие занимало не менее 3-4 месяцев, а сами рабочие жили в лесу. В зимний период времени, они останавливались в избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло. Бревна связывались в звенья и отправляли по Ветлуге. В этом случае применялись специальные длинные шесты, чтобы бревна не уходили к берегам. Данная работа знакома всем, как работа бурлака. Люди сюда шли работать с удовольствием, и это несмотря на то, что была большая вероятность потерять здоровье. Могли на белянках работать и женщины, но им платили намного меньше, чем мужчинам, да и работа была не из легких.
Для того чтобы доставить лес до места, его укладывали на белянку определенным способом. Старались класть бревна ровными рядами с широкими проемами. Это было необходимо для того, чтобы в случае аварии была возможность быстро добраться до места поломки. Кроме того, в том случае если бревна были уложены правильно, то в процессе транспортировки они высыхали, что спасало их от гниения.
Интересно! В процессе строительства белянки использовали сосновые бревна и бревна ели. Примерно, уходило 440 бревен, из которых получался огромный корабль. Изначально при строительстве данных кораблей не использовали ни одного гвоздя. Для того чтобы бревна были связаны прочно, использовались специальные шпангоуты, которые были не более полуметра. Прочность построенной белянки была очень велика.
Конечно, самым интересным в самой белянке был ее груз. Чаще всего на таких кораблях перевозили бревна, которые были отчищены от коры. Принято считать, что именно по этой причине корабль получил такое название. Груз складывали таким образом, чтобы он не касался бортов и не давил на них. В случае если груз был большой, то бревна укладывали таким образом, чтобы они выступали за борта, но не давили на них.
Особого расцвета использование беляны получило в середине XIX века, так как именно в это время начинается сильное пароходное движение.
А вы знали о существовании белянок, которые ходили по Волге? Пишите комментарии, не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал!
#корабли #Волга #белянка