В один из воскресных пасмурных дней я решила погулять по городу. В Москву ехать не хотелось, а решила посетить то, что есть у нас в пешей доступности (ну относительно, надо проехать минут 15-20). И совсем не пожалела об этом. Это так интересно - окунуться в историю.
Есть у нас в городе хлопкопрядильная фабрика, с которой и началась история города. Это предприятие стало градообразующим, а вокруг него образовался рабочий поселок, впоследствии ставший городом. С 1830 года и ведется летоисчисление города.
Город называется Балашиха. Это моя малая родина. Я здесь родилась, выросла и живу сейчас.
Князь Трубецкой И.Н решил построить у плотины на реке Пехорка фабрику по производству сукна. Было закуплено оборудование и с окресных сел и деревень начали набирать рабочих. Требовалось 464 человека. Так фабрика начала свою работу.
В последующие годы ее перестраивают под производство хлопчатобумажных тканей. А на месте села Блошино строят пятиэтажный корпус, куда и переводят основное производство. Из Англии выписывается паровой двигатель фирмы "Пратт" с воздушным охлаждением. А для монтажа его приехал мастер Майкл Лунн, который впоследствии возглавлял фабрику на протяжении 45 лет. Он осел в городе, женился на русской женщине и у него родились здесь двое сыновей.
Сейчас в городе есть улица имени Майкла Лунна.
Фабрика развивалась и сделала гигантский прыжок. В 1890 году на ней уже работала 2 687 рабочих, а сумма годового производства увеличилась почти в три раза. В 19 веке она была одним из самых значительных в Московской губернии по величине производства за счет использования заграничного опыта и машин.
После национализации в 1918 году произошли перемены не в лучшую сторону. Из 171 тысяч веретен действовало только 40 тысяч.
Но постепенно дела улучшались. При фабрике работала школа ФЗУ, она поставляла собственные рабочие кадры. В 1924 году состоялся первый выпуск. Приезжали туда учиться люди из деревень и сел со всей страны по лимиту. Их тогда в народе называли обидным словом"лимитчики". Им предоставлялись общежития в бараках и казармах. До сих пор в городе сохранились одна или две казармы. Они построены из камня. Вот как тогда строили.
В советское время благодаря грамотной организации труда на Балашихинской хлопкопрядильной фабрике стали вырабатывать свыше 10 тысяч тонн пряжи, это в два раза больше, чем в лучшие дореволюционные годы. На фабрику было поставлено более 200 новых машин.
Фабрика процветала. Для рабочих строилось жилье, для их семей - детские сады, школы и больницы. Были почти бесплатные путевки в здравницы - санатории, профилактории и пионерские лагеря. Был клуб при фабрике, собственный духовой оркестр, своя футбольная команда.
Однако с началом перестройки на БХПФ начался упадок. Фабрика повторила судьбу всей страны.
Вот такая история, которая живет совсем рядом.
А что на фабрике происходит сейчас, я расскажу в следующей публикации.
Благодарю за внимание!
Спасибо, что читаете!
Фото взяты из интернета и сделаны автором.