В моей долгой практике мне пришлось поработать с собственником компании, считавшем сотрудников очень глупыми и некомпетентными людьми. На совещаниях собственник компании всегда напоминал: "запомните и разберитесь в том, чему я вас научил. Да правильно расскажите, чему научились, сотрудникам. Не перепутайте, д...лы". Но случается так, что руководителю, особенно начинающему, приходится работать с более опытными и умными сотрудниками. И работа в таком коллективе становится большим испытанием для руководителя.
В самом начале карьеры меня, как подающую надежды сотрудницу, назначили директором крупного магазина. Должность престижная, зарплата побольше, но и проблем тоже побольше. Еще в конце 90-х в коллективах работали сотрудники разного возраста и опыта. Многие из них начинали работать еще в советской торговле, как бы это глупо сейчас не звучало, делились своим опытом. Вот чему я у них научилась:
1. не стоит казаться быть умнее других. Всегда на умного найдется умнее, на сильного - сильнее, а на хитрого - хитрее.
2. не стоит боятся своей некомпетентности и неопытности перед более опытными коллегами. Вы знаете, что не знаете, и они знают, что вы не знаете, поэтому самый короткий путь честно об этом сказать и спросить совета. В любом случае решение принимать будете вы, а получить хороший совет - дорогого стоит.
3. учись всегда, учись везде - это постоянное состояние руководителя, потому что вы должны лучше разбираться в деле, которым занимаетесь. По правилам, руководитель помогает коллегам, а коллеги помогают руководителю - тогда получается команда.
4. умение решать проблемы в работе - это то, за что ценят руководителя. Чем эффективнее, быстрее и проще решаются рабочие вопросы, тем ценнее руководитель. Идеальная работа, когда сотрудники продолжают делать свою работу быстро и качественно, не обращая внимания на то, есть руководитель на рабочем месте или его нет. Плохо, когда сотрудники работают по синусоиде.
5. обратная связь. Если сотрудник задает вопрос или пишет о проблеме в его работе руководитель должен обязательно ответить. Хотя бы односложно, если не успеваете. Мне, например, могут написать в ответе только "ДА" или "НЕТ", чтобы я отстала со своими назойливыми вопросами. Будьте готовы и к неприятным разговорам с коллегами. И, если уж, делаете замечание крутому специалист в его работе будьте готовы предъявить свои аргументы. Иначе будете глупо выглядеть в глазах подчиненных.
6. не стоит стоять "над душой" сотрудников. Они вполне могут работать самостоятельно. Строгий контроль - слабость неопытного руководителя.
7. уверенность. Неопытность проходит, а уверенность приходит. Даже в самой сложной ситуации нужно верить в себя и свои силы. Когда-то и вы будете крутым специалистом в любимой профессии, и вас будут опасаться неопытные сотрудники.
Помните какими вы были в самом начале вашей крутой карьеры руководителя. С опытными сотрудниками всегда сложно и интересно работать.