Почему именно так, да потому, что из Онежского озера, на котором стоят Кижи можно до сих пор пить сырую воду ничего не боясь. А природа, а восходы и закаты, которыми можно любоваться бесконечно. А настоящие люди ― фанаты своего дела, практически бескорыстно любящие его и этот необыкновенный край.
За все свои многочисленные путешествия почему-то именно в этих местах понимаешь истинное значение слова Родина. Именно здесь появляются эти чувства: любовь и гордость за то, что ещё сохранилось прекрасного и замечательного в нашей стране. Но сохранилось не само по себе, а и благодаря неустанному труду и терпению сотрудников комплекса, их бережного отношения к этим местам.
В этом рассказе мне бы хотелось рассказать о Кижах не только с точки зрения путешественника, но и со стороны людей, живущих здесь и обслуживающих этот музей-заповедник.
Немного истории.
Кижский погост, Кижи расположен на острове Кижи в Онежском озере, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
В XVII веке новгородский купец Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Обнаружив медную руду, он начал в 1669 году строить медеплавильный завод в Кижском погосте-округе. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте-округе открылись ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медеплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа. В следствие чего здесь появились дома зажиточных крестьян: Ошевнева, Елизарова…
1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.
Церковь Преображения Господня была возведена в 1714 году на месте одноимённой шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году. Высота от основания до креста центральной главы — 37 метров.
По одной из легенд, церковь Преображения Господня была построена одним топором ― без гвоздей плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку.
Да, действительно, непосредственно в срубе — деревянном «теле» церкви — гвоздей и в самом деле не было и нет. А вот в петлях, на которые вешают двери — есть. Но больше всего их в церковных куполах. Купола кижских церквей (на Преображенской их 22, на Покровской — 9) покрыты «деревянной черепицей» — осиновым лемехом, похожим на листочки. Каждый из этих «листочков» изготовлен вручную и крепится к куполу как раз гвоздем. Так что в кижских церквях гвоздей — тысячи.
А вот он на реставрации.
Когда мы были в Кижах, к сожалению главный храм был в лесах и время осмотра Кижей турфирмой было урезано так, что «галопом по Европам». Но вот реставрация 21 апреля 2020 года наконец-то закончилась. Длилась она 11 лет. Реставрация церкви происходила по уникальному методу поэтапной переборки сруба, специально разработанному для Кижей. Внутри здания была выстроена металлическая конструкция, на которую была вывешена вся церковь. Под стенами был создан бетонно-бутовый фундамент. Бревна меняли частями, максимально сохраняя все, что можно было сохранить. Всего было заменено лишь 36% исторических конструкций здания.
Вот какая красавица.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм в Кижском погосте, расположенном на острове Кижи в северной части Онежского озера. Высота церкви — 26 метров, материал — сосна, осина. Церковь — «зимняя» (то есть отапливаемая), службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи. Храм был построен в 1694 году. Сгорел и был перестроен заново в 1764 году.
Кстати, 20 августа 1994 года состоялось знаменательное событие ― впервые после 57–летнего перерыва, в Покровской церкви вновь отслужили Божественную Литургию.
А ещё был здесь в священниках, как его ласково называли сотрудники музея Николя. 15 августа 1997 года на Кижи прибыл настоятель Спасо-Кижского прихода священник Николай Озолин и на острове в его храмах и часовнях начались регулярные богослужения. Прихожанами вновь образованного прихода стали учёные и работники музея. Священник Николай, пришёлся, как говорится «ко двору». Он родился, рос, потом получил образование во Франции (его отец - профессор Свято-Сергиевского богословского института Николай Озолин-старший). Батюшка свободно говорил на несколько европейских языках, имел глубокие знания во многих областях человеческой деятельности.
Колокольня Кижского погоста ― культурное наследие ЮНЕСКО. Расположена на острове Кижи в северной части Онежского озера. Памятник архитектуры федерального значения. Высота колокольни — 30 метров, материал — сосна, осина. Фундамент бутовый на известковом растворе. Первые упоминания о колокольне Кижского погоста имеются в писцовых книгах 1616—1619 и 1628—1631 годов.
В 1863 году, в связи с ветхим состоянием колокольни, на основании «Дела по отношению Олонецкой Духовной Консистории об утверждении проекта и сметы на постройку колокольни в Кижском погосте», было организовано строительство новой колокольни. Отстраивали колокольню всем приходом.
В те дальние русские времена именно благодаря колокольному перезвону люди соседних островах узнавали о том: началась или закончилась служба в церкви, не дай Бог о пожаре и много чего ещё. То есть при помощи колоколов крестьяне островов, переговаривались друг с другом. Каждый крестьянин знал звук своего колокола. Например, благовест приглашал, да и приглашает прихожан на службу!
На территории музея мы увидели ещё дома зажиточных крестьян со всей их утварью и баню, и мельницу. Послушали удивительный колокольный перезвон с колокольни-часовни Михаила Архангела. Получили мастер класс по прядению и плотницкому делу от потомственных мастеров. Да, да именно потомственных. Здесь проживают предки тех, кто когда-то жил здесь изначально. Ну или профессиональных дел мастера: ткачи, вышивальщицы, гончары, плотники….
По сей день в деревнях исторической Кижской волости живут потомственные мастера, владеющие навыками постройки деревянных лодок: братья Иван Васильевич и Николай Васильевич Судьины, Федор Егорович Лисицин, Сергей Николаевич Филин. Владимир Филимонов ― плотник, участвовавший в восстановлении церкви Преображения Господня. Вот, например, что говорит Дмитрий, плотник: «Я тут уже как старый волк, живу здесь 30, а работаю 20 лет. Дело в том, что мы тут не с неба упали, мы часть ожившей экспозиции, то есть демонстрация ремесел в живую. В других музеях это не очень распространено, а у нас это целая система. Сейчас Кижи собрал целую команду мастеров, которые могут демонстрировать практически любые ремёсла, которыми занимались крестьяне. И не только».
А это слова старшего научного сотрудника музея-заповедника: «У нас здесь все сотрудники — универсалы. Вот я сейчас с вами побеседовала, потом пойду снимать показания с датчиков влажности, потом, если реставраторы не попросят помочь, возьму туристическую группу как экскурсовод».
Нашу экскурсию по Кижам вела очень молодая девушка, практически девчушка. С необычайной для столь юного человека точностью я бы даже сказала въедливостью она и рассказывала нам о Кижах. Об истории музея, традициях, которые были здесь восстановлены, о реставрационных работах и потомственных мастерах. Из её рассказа мы узнали, что некоторые простейшие восстановительные работы были произведены чуть ли не на общественных началах, при помощи энтузиастов и волонтёрских денег. Выделяемых государственных средств хватает на реставрацию лишь небольшого числа памятников федерального значения. А это, в том числе и нехватка экскурсоводов (маленькая зарплата). Но те люди, которые зацепились за это место (что-то в душе ёкнуло), остались работать здесь с беззаветной преданностью своему делу. И это было видно, когда она буквально в захлёб рассказывала нам о том, как ты чувствуешь себя, когда твой дом — музей, а до большого города можно добраться только по воде. Как она совсем девчонкой вместе со своими родителями (родители историки) на летних каникулах здесь училась любить этот столь богатый и замечательный край.
В Кижах многие живут почти круглый год. Исключение составляет январь и февраль, когда туристов становится гораздо меньше. Экскурсоводы возвращаются на «большую землю», многие в Петрозаводск. На вопрос: «Замужем ли она?» Она ответила, что пыталась, но семья ко многому обязывает: «А я не могу долго жить без Кижей!». Да, кстати, на территории Кижей есть своя мини ферма, огород, магазин, баня. А вот стирать и отводить воду после этого можно только в строго отведённых местах. За состоянием воды в Онежском озере ведет наблюдение отдел сохранения и мониторинга природного наследия, а качеством воды из колодца, двух скважин, водопровода, канализации занимается специалист по производственному экологическому контролю. Вы бы видели с какой гордостью эта девушка рассказывала о том, что воду для вечерних посиделок с чаепитием они берут прямо из Онежского озера. Хотя есть здесь и артезианский колодец. Но к сожалению, за качеством воды следят лишь здесь, в непосредственной близости от музея. Остальная среда, увы, постепенно загрязняется и есть все основания опасаться, что в скором времени не останется и этого благословенного островка.
Но всё же: «Большое человеческое спасибо тем людям, которые здесь трудятся1 Мне думается, что со своей безграничной любовью к Родине они делают всё возможное и даже невозможное, чтобы подольше сохранить этот уголок в первозданном виде!»
И ещё один закат, но уже на Онежском озере.
Автор ― Аксененко Ольга.