Перед тем, как начать, пожалуйста, ознакомьтесь с основной информацией о занятиях с ребёнком дома по моим планам.
Для занятия понадобится:
1) Игрушка грузовик. Если такой нет, можно взять любую машинку или вырезать её из бумаги, картона;
2) Свечка с зажигалкой или фонарик;
3) Трубочки;
4) Стакан с питьевой водой;
5) Коробка. Можете оформить её ярко и красиво. Используется на каждом занятии. Я свою коробку обклеила самоклеящейся белой бумагой и мы с детьми раскрасили её при помощи губок.
6) Распечатка шаблона для творческой части;
7) Карандаш;
8) Контейнер с крупой — горох, фасоль, нут и др. Не стоит использовать мелкие крупы (рис, гречку), потом замучаетесь собирать.
9) 5-8 маленьких игрушек. Это могут быть животные, любимые герои. Главное — чтобы их названия или имена состояли из двух слогов («Ки-са», «Ма-ша», «Ми-ша», «Ли-са»).
10) Распечатка шаблона для вырезания;
11) Детские ножницы;
12) Массажный мячик «Су-джок» с колечками внутри. Продаются в аптеке, стоят от 50 до 150 рублей.
13) Карточки для раскрашивания водой многоразовые. Брала в Fix Price разные наборы и стараюсь выбирать по 5 карточек на занятие, которые будут подходить теме.
14) Кисточка;
15) Стаканчик для воды;
16) Ортопедические коврики (если есть), что-то для сооружения тоннеля. Этот пункт очень индивидуален. У меня используется мат от спортивного уголка. Кладу его поверх двух табуреток, чтобы ребёнок проползал под ним.
17) Музыка - Готовый плейлист в ВК (перечень композиций см. в конце публикации).
Краткий план занятия
1) Приветственный стишок;
2) Приветствие гостя — Грузовичка;
3) Игра на разговорный выдох - дуем через трубочку в стакан с водой;
4) Творческая часть — рисуем "дорожки" грузовику, раскрашивание;
5) Игра с крупой - ищем игрушку, называем её, кладём в грузовик, говорим "Я везу ... (кису)";
6) Разминка;
7) Задание на развитие моторики - вырезание;
8) Массажные мячики;
9) Красим водные многоразовые карточки;
10) Физминутка;
11) Завершающий стишок.
Подробный план занятия
1. Приветственная часть. Берёмся с ребёнком за ручки и произносим стишок:
«Фонарик наш огонь зажёг и собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим и поздороваться хотим».
Затем зажигаем свечку и просим ребёнка задуть её. Обращаемся по имени и произносим действие, которое нужно совершить: «Ваня, дуй!» Так тренируется разговорный выдох, деткам очень нравится сам процесс задувания свечи. Если вы не хотите использовать свечку, можно заменить её на фонарик.
2. Показываем подготовленную игрушку. Спрашиваем у ребёнка, кто к нам пришёл. "Грузовик" - сложное слово. Если малыш ответил, то говорим: «Правильно, это грузовик». Если нет, придумываем простое имя и говорим кто это. В нашем случае мы назвали его как героя из известного мультика. Поэтому я говорила: "Грузовичок Лёва". Спрашиваем ещё раз, кто это. Можно попросить прохлопать имя, совершая хлопок на каждый слог.
3. Игра на разговорный выдох.
Показываем ребёнку коробку (желательно сделать её яркой и красивой и использовать на каждом занятии). Говорим: «Лёва нам что-то принёс, давай послушаем». Просим малыша быть тихим, трясём немного коробку. Спрашиваем: «Громко или тихо?» Если малыш отвечает правильно, подтверждаем его ответ. Если неправильно или не отвечает, говорим сами, что тихо. Это пробуждает дополнительный интерес у ребёнка, а также способствует развитию фонематического слуха. Открываем и достаём содержимое.
Берём стакан с питьевой водой и трубочку из коробки. Можно также взять второй стаканчик с трубочкой для себя. И показываем ребёнку, как можно весело дуть, как появляются пузыри. Включаем песню "Малышарики - Вода". Делаем, пока не закончится песенка или пока малышу не надоест.
4. Творческая часть. Показываем малышу наш листочек с распечатанным шаблоном. Рассказываем, что грузовичок большой помощник. Перевозит грузы, помогает на стройке.
Рассказываем историю, как Лёва сначала поехал за кирпичами. Спрашиваем "Поможем Лёве?", дожидаемся ответа и предлагаем нарисовать дорогу к кирпичам. Можно немного направлять руку ребёнка, если такая помощь ему пока необходима.
Затем говорим, что Лёве нужно отвезти кирпичи к подъёмному крану. И также предлагаем помочь и нарисовать путь для грузовичка.
Дальше рассказываем, как кран поднимает кирпичи для строителей, а строители построят дом из этих кирпичей. Помогаем им.
Если у малыша есть желание, то можно дать ему цветов побольше и предложить раскрасить картинки. А можно заранее самостоятельно раскрасить грузовичка, кран, строителей и домик - тогда картинка будет яркой и ещё больше увлечёт ребёнка. Если есть детки постарше, можно поручить им предварительно раскрасить картинку. Но при этом важно, чтобы до занятия ребёнок, с которым проводится занятие не видел шаблона.
5. Игра с крупой на сенсорное развитие, развитие моторики и запуск речи. Заранее прячем подготовленные игрушки, чтобы их не было видно. Предлагаем малышу найти игрушки, чтобы грузовик отвёз их домой. Домом в нашем случае просто была определённая область пола.
Перед поиском каждый раз озвучивайте действие «Ваня, ищи». Когда ребёнок ищет, спрашивайте: «Ваня, что делаешь?». Если малыш не отвечает, подсказывайте ему «Я ищу» и повторяйте вопрос. Когда ребёнок нашёл игрушку, спрашиваем кто это. Если ответ правильный, хвалим, повторяем слово чётко, прохлопывая каждый слог. Затем добиваемся, чтобы ребёнок сделал то же самое.
Дальше говорим посадить игрушку в грузовичок и говорим: "Ваня, вези!". И малыш с удовольствием поведёт игрушку в обозначенное место. Пока наш пассажир едет, спрашиваем: "Ваня, что делаешь?". Добиваемся, чтобы малыш сказал "Я везу мишу". Если он не сказал кого везёт, то спрашиваем дополнительно.
6. Разминка - включаем песню "Железновы - У жирафа". Танцуем вместе с ребёнком, выполняя движения соответственно тексту. Если раньше вы не слышали эту песенку, то ознакомьтесь с ней до занятия.
7. Упражнение на развитие моторики - вырезание. Печатаем шаблон, разрезаем его на полоски. Как правило на одно занятие достаточно 2-3 полоски. Выбирайте для начала прямые линии. Но если ваш малыш уже умеет вырезать, то можно выбирать зигзаги и волны.
Садимся за стол. Ножницы кладём с правой или левой стороны от листа (в зависимости от предпочтений ребёнка). И предлагаем резать по линиям. Стараемся добиться, чтобы малыш вырезал именно по пунктиру или стремился к этому. Помогаем, подсказываем, хвалим. Включаем композицию "Бетховен - Ода к радости".
8. Массажные мячики. Даём ребёнку мячик «Су-Джок» с колечком внутри. Я оставила одно колечко, второе убрала на запас. Включаем песню Железновых «Катится колючий ёжик» и катаем его согласно тексту песни. Когда песня закончится, открываем мячики и достаём колечко. Включаем песню ещё раз. Одеваем малышу колечко на каждый пальчик или даём ему сделать это самостоятельно. Делаем пока звучит мелодия или пока ребёнку не надоест.
9. Красим водные многоразовые карточки. Этот этап не обязателен, можете придумать что-то своё, что не занимает много времени и очень увлекает малыша. Для нас это уже превратилось в ритуал в конце занятия. Я выбираю 5 карточек, по возможности чтобы они относились к теме занятия. Совет: используйте кисточки с водой, а не входящие в комплект водные фломастеры. Так покрытие не царапается и процесс проходит более динамично. Фоном включаем музыку — Малышарики «Рисование», Дети поют «Я рисую».
10. Физминутка. Здесь на ваше усмотрение. Что-то подвижное, весёлое. Я раскладываю в линию ортопедические коврики, после которых идёт самодельный «тоннель». Ребёнок пробегает по коврикам, затем проползает по тоннелю. Ему очень нравится. Фоновая музыка — Фиксики «Барабан», «Винтик», Волшебники двора «Хорошее настроение».
11. Завершение. Нам, как и в начале, понадобится свечка или фонарик. Садимся, берёмся за руки и проговариваем стишок:
«Огонь в фонарике погас, пора прощаться нам сейчас. Мы ручками помашем и до свидания скажем!»
Дальше задуваем свечку. Мы в конце всегда дуем по два раза.
Список музыки
🎵 Малышарики — Вода;
🎵 Железновы — У жирафа;
🎵 Бетховен — Ода к радости;
🎵 Железновы — Катится колючий ёжик;
🎵 Малышарики — Рисование;
🎵 Дети поют — Я рисую;
🎵 Фиксики — Барабан;
🎵 Фиксики — Винтик;
🎵 Волшебники двора — Хорошее настроение;