Найти в Дзене
SkyOne

Теоретико-методологические основы психологии

Оглавление

1. Характеристика психологии как науки.

Объект и предмет психологии.

1.1. Психология: понимание, система психологического знания

Психология в переводе с греческого-учение, знание душе.

Психология как найка изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В.Петровский).

Объекты психологии:

1. Люди (соц. общности: группы, массы и т.п.)

2. Отдельный человек

3. Высокоорганизованные животные.

Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития, формирования, функционирования и проявления психики и ее отдельных феноменов.

Психика людей и животных существует в двух видах: индивидуальном и групповом (общественном, массовом).

Предмет психологии человека: закономерности возникновения, развития, формирования, функционирования и проявлений, влияния на поведение и деятельность людей индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности человека.

Общая психология и базовая психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания.

-2

1.2. Психология в системе научного знания

Психология - это область гуманитарного, антропологического знания. Психология тесно связана с другими науками и есть два вида взаимосвязей.

1. Своеобразно теоретическая основа для психологии: философия, физиология высшей нервной деятельности человека.

Философские науки для психологии имеют теоретико-методологическое значение. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.

Понимание сути, истоков, особенностей формирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позицией человека.

Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. Этим объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.) для которого характерен плюрализм философских школ.

Материализм- философское направление, признающее материю (объективную реальность) первичной, а духовное начало, сознание-вторичным.
Идеализм- философское направление, признающее первичным духовное начало, а материю считающее вторичным или отрицающее ее существование.
Онтология - это учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
Монизм- это онтологическая позиция, признающая единство мира т.е. принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) к единой субстанциальной форме.
Плюрализм- это онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг к другу первоначал (субстанций).
Дуализм - разновидность плюрализма, ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).
Диалектика- метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Отечественная психология развивалась преимущественно в рамках марксисткой концепции, ей в меньшей степени присущ плюрализм.

Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании индивидуальной и групповой психики людей.

В индивидуальной и групповой, общественной психике проявляют свое действие основные законы диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей - раскрывающий истоки, причины развития
  • Закон отрицания отрицания - показывающий, в каком направлении происходит развитие
  • Закон перехода количественных изменений в качественные- объясняющий, как происходит развитие.

Особое значение в отечественной психологии имеют общенаучные, философские категории: материя и дух, материальное и идеальное, взаимодействие, пространство и время, развитие, отражение, форма и содержание, причина и следствие, сущность явления, категория меры и др.

Материальной основой психики является головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому физиология играет важную роль в понимании индивидуальной психики.

2. Науки, где психология выступает базой. (педагогические, юридические, медицинские и т.д.)

-3

Психология все больше становится связанной с техническими науками.

-4

Центральное место в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, функций, форм существования и проявлений и т.п.

1.3. Психика человека

Психика человека- это ее внутренний духовный мир: потребности и интересы, желания и влечения, цели установки, оценочные суждения, отношения, переживания, знания, умения, навки поведения и деятельности и т.п.

Основные положения, позиции отечественной психологии в понимании психики людей:

1. Психика- это свойство, особым образом организованной, материи - головного мозга. (непосредственным субстратом, носителем психики выступают те нейрофизиологические процессы, которые протекают в головном мозге. Эти процессы являются материальной основой психической деятельности, но не равны ей.

Через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического, а также и изменения в объективной реальности.

2. Сущность психики состоит в отражении.

Это специфическая форма отражения особым образом организованной материи.

Психика-это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности.

Особенности психики как формы ее отражения.

В основном: В виде психических, нематериальных образов.

Оно: субъективно, индивидуально, своеобразно. Тк внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей, интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразия ситуативных психических состояний индивида.

Также: психическое отражение действительности -зеркально, субъективно, избирательно.

Особенность психики: активность, непрерывность познания, предвиденье результатов действия

Три уровня психического отражения:

  • Досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный)
  • Сознательный , специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный)
  • Послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный-автоматизмы, установки и т.д.)

В психике ест две стороны: неосознаваемое и осознаваемое (С.Л.Рубинштейн).

Сознание-это высший уровень в развитии психики.

Психика человека (и его сознание)- результат общественно-трудовой деятельности человека, его взаимодействие и общение с другими людьми.

Особую роль в развитии сознания занимает - язык и речь.

С.Л. Рубинштейн выделял две взаимосвязанные регулятивные функции психики :

-Побуждение (потребностно-мотивационная сфера психики)

-Исполнение (знание, умения, навыки, привычки, способности человека).

Другие функции психики:

-Функция формирования образа отражаемой действительности

-Функция смыслообразования и понимания

-Функция отношения, постановки цели, накопления опыта, самопознания