Найти тему
Адвокат Преблагин Владимир

«Сын, за что ты так со мной? Выгоняешь меня из моей собственной квартиры...»

Отец и сын совместно проживали в родительской квартире. Поскольку сын уже был взрослый, то двум мужчинам было тесно. Встал вопрос о том, что им в скором времени необходимо будет разъехаться и жить отдельно. Ведь у каждого может быть своя личная жизнь, особенно у сына, который до сих пор не остепенился.

Жилищный вопрос был решен достаточно быстро, по крайней мере так казалось отцу. Мужчины договорились на сделку: сын выкупает у отца квартиру за 3 800 000 ₽, а тот съезжает и покупает на эти деньги недвижимость подешевле.

После этой сделки всем должно было стать только лучше: сын становился собственником своей квартиры, да еще и за такую сумму. Отец же спокойно мог жить дальше, зная о том, что его единственный сын теперь самостоятельный, обеспечен жильем и больше ни в чем не нуждается.

Все бумажные хлопоты взял на себя именно сын. Он подготовил документы и попросил отца их просто подписать. В договоре купли-продажи недвижимости была одна интересная формулировка: «Сумма по договору уплачена покупателем продавцу в момент подписания настоящего договора полностью. Претензий у сторон к друг другу не имеется».

Сын говорил отцу о том, что это всего лишь формальность. Деньги он обязательно отдаст в ближайшее время, а без подписи сторон в договоре и сведений о передаче всей суммы их сделку по купли-продажи недвижимости попросту не зарегистрируют.

«Разве будет сын меня как-то обманывать? Нет конечно» - подумал отец и спокойно подписал все документы, полностью доверившись своему сыну.

Как вы уже догадались, после оформления сделки, никаких денег сын отцу не передал. И не собирался, он наоборот всеми силами намекал отцу на то, что ему уже пора бы съехать... А куда съехать, молодого человека даже не волновало.

Дела судебные

Отец в течение года пытался достучаться до своего сына, однако все попытки были тщетны. Сын ясно дал понять отцу то, что тот ни квартиру, ни деньги он больше не увидит.

Пришлось судиться. В своем исковом заявлении отец просил у суда расторгнуть договор купли-продажи недвижимости. Он указывал на то, что никакой расписки о передаче денег они с сыном подписывали. Кроме того, стороны даже не подписали акт-приема передачи квартиры, что является обязательным при совершении подобных сделок.

Сын вел себя спокойнее. Он говорил о том, что деньги передал в полном объеме, а затем больше года у отца совершенно не было никаких претензий. Что касается расписки, то в данном случае она не обязательна, поскольку вся необходимая информация, касающаяся передачи денег, содержится в договоре, который обе стороны подписали.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований отца. Судья исходил из того, что согласно договору, отец все денежные средства получил в полном объеме, никаких претензий к сыну на момент подписания договора не имел. Сделка оформлялась в Росреестре и прошла обязательную регистрацию. Что касается акта приема-передачи, то суд посчитал его в данном случае не обязательным, поскольку покупатель фактически принял квартиру, все это время в ней проживал и уже нес бремя содержания. В свою очередь, отец факт передачи квартиры не оспаривал.

Суд апелляционной инстанции с доводами коллеги из нижестоящего суда не согласился, полностью отменив его решение. Судьям из краевого суда не понравилось то, что у сына не было никакого официального документа, подтверждающего факт оплаты. Хоть сын и говорил о том, что полностью оплатил всю сумму, но его доводы не нашли никаких подтверждений: ни расписки, ни подтверждения денежного перевода представлено не было. Суд решил, что договор купли-продажи необходимо расторгнуть, а квартиру передать снова отцу.

Верховный Суд РФ не коллегами из краевого суда не согласился. В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане свободны в заключении договора. Условия договора определяются самими сторонами, кроме случаев, когда такие условия заранее установлены законом. Данный договор обязательных условий, установленных законодательством, не содержал.

Суд также указал на то, что согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В данном случае такое согласие между сторонами было достигнуто. Стороны даже написали то, что претензий друг к другу не имеется.

В итоге, Верховный Суд РФ отменил решение краевого суда, снова направив дело в суд апелляционной инстанции.

"Если по документам написано то, что отец получил все денежные средства за квартиру, то значит так и было".

Далее спорить у отца попросту не было сил, поэтому перед началом заседания он направил ходатайство об отказе от исковых требований, полностью признав свое поражение.

Источник:
Определение Верховного Суда РФ по делу № 58-КГ18-11
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда по делу № 33-4575/2018

В данной ситуации, подписав договор, отец полностью подтвердил факт оплаты ему стоимости квартиры и, соответственно, надлежащего исполнения своим сыном всех обязательств.

Помните: каждое слово и выражение, используемое в официальных документах суд толкует буквально.

Ведь правильно говорят о том, что необходимо читать все документы, которые просят подписать, даже если это просит человек, которого вы знаете большую часть своей жизни...

С Уважением,

Адвокат Преблагин Владимир.