Найти в Дзене
Музей МХАТ

Михаил Болдуман. Сдержанная сила

Сегодня, 23 июля, исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Пантелеймоновича Болдумана (1898 – 1983), народного артиста СССР, прослужившего в Московском Художественном театре с 1933 года до своего ухода из жизни.

Михаил Пантелеймонович Болдуман
Михаил Пантелеймонович Болдуман

«К признанию и славе Болдуман шел медленно и по сильно пересеченной местности», – такой не лишенной юмора фразой начинается один из очерков об артисте (в книге Александра Кравцова «Жили-были кумиры»). Фраза справедливая: прежде чем занять свое достойное положение в труппе МХАТа, Болдуману пришлось немало поскитаться.

Родился он в Могилевской губернии в дворянской молдавско-украинской семье, на актерский путь вступил в 1920 году, начав играть в любительской труппе при Жмеринском военкомате. Потом были Житомирский городской театр, Брянский летний театр, Театр русской драмы в Киеве. В начале 1930-х Болдуман переехал в Москву и вступил в труппу бывшего Театра Корша.

В 1932 году режиссер Василий Сахновский поставил в этом театре «Бесприданницу» Островского. В спектакле блистали Вера Попова и ее муж Анатолий Кторов, но и другие артисты играли превосходно. Секретарь дирекции МХАТа Ольга Бокшанская так писала об этом Вл.И. Немировичу-Данченко:

«Все время с тех пор что я пришла от Корша, я нахожусь под впечатлением игры Поповой – Ларисы. Она так изумительно, так тонко, так волнующе показывает свою Ларису… Мне очень понравился спектакль, главным образом, конечно, пьеса. Слушать ее – наслаждение. Ах, какая пьеса! Интересно играет Карандышева Кторов, очень хорош Петкер – Робинзон. Приятный и простой актер Болдуман (из тамошней молодежи), играющий Вожеватова».

В 1933 году бывший Театр Корша закрыли, здание отдали МХАТу под филиал, а все упомянутые Ольгой Сергеевной артисты вошли в труппу Художественного театра.

В роли Фогга в спектакле «Пиквикский клуб». 1934
В роли Фогга в спектакле «Пиквикский клуб». 1934

Одной из первых ролей во МХАТе стал для Болдумана ввод на крошечную роль бюрократа Невского в спектакле по пьесе Александра Афиногенова «Страх». В той же сцене, где появлялся Невский, играл и Александр Леонидович Вишневский – старейший актер МХАТа, друживший некогда с А.П. Чеховым. Ввод прошел без него – почтенного коллегу решили лишний раз не беспокоить. Поэтому когда Вишневский вдруг увидел на сцене незнакомого товарища, он решил, что это человек из публики, и начал громко ему шептать: «Куда вы? Тут сцена, понимаете, сцена!» Несчастный Болдуман пытался произносить свои реплики, а остальные артисты давились от смеха. В том числе и Софья Пилявская, которая и описала в своих мемуарах этот эпизод.

Всем бывшим «коршевцам» во МХАТе было непросто – они были другой школы, «не свои». Дискомфорт, который Михаил Пантелеймонович ощущал поначалу в театре, он выразил в карикатурах (Болдуман отлично рисовал). На одной из них изобразил себя самого карабкающемся по ноге огромного Станиславского, похожего на греческого бога.

У него были интересные внешние данные, соединенные с внутренней силой. «Лицо строгой и точной резьбы, мужественно-красивый облик южанина, рожденного “под полуденным солнцем и с солнцем в крови”. Темперамент его был таким же кипучим, но при этом сконцентрированным, умело сдержанным, несмотря на очевидный драматизм», – это описание из книги Александра Кравцова «Жили-были кумиры». В середине 1930-х Болдуман мощно и сосредоточенно сыграл Бориса Годунова в «Царе Федоре Иоанновиче», Синцова во «Врагах», Платона Кречета в одноименной пьесе Корнейчука.

В роли Людовика в спектакле «Мольер». 1936
В роли Людовика в спектакле «Мольер». 1936

Когда он пришел во МХАТ, там как раз репетировали пьесу Михаила Булгакова «Кабала святош». Репетиции затянулись на мучительные четыре года, спектакль вышел в 1936 году и прошел всего лишь 7 раз: его вскоре сняли по приказу правительства. Тяжелая это была история, но были в ней и свои удачи. Такой безусловной удачей постановки стал король Людовик XIV в исполнении Михаила Болдумана – величественный и невозмутимый как «золотой идол». Созданным актером образом восхищались все – и Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы, и Юрий Олеша, и сам Немирович-Данченко, для которого такой Людовик стал неожиданностью.

«Я его представлял не таким монументальным и более подвижным, – говорил Владимир Иванович режиссеру «Мольера» Николаю Горчакову – У вас он будто никогда не веселится. У вас он не покровитель искусства. У меня он весь блестящий – фейерверк. Мне казался он более герцогом из “Риголетто”. Но и то, что вы даете, – очень хорошо».

В роли Вершинина в спектакле «Три сестры». 1940
В роли Вершинина в спектакле «Три сестры». 1940

Когда Владимир Иванович в конце 1930-х решил ставить «Три сестры» Чехова, роль Вершинина первоначально предназначалась Качалову. Однако незадолго до выпуска спектакля Немирович снял Василия Ивановича с этой роли и сделал первым исполнителем Болдумана (роль Вершинина также репетировал Владимир Ершов).

Вот как вспоминала об этом Софья Пилявская: «В театре это произвело сенсацию, но обсуждать и высказываться вслух было не принято. Василий Иванович тяжело переживал свою отставку, но ни единым словом ни он сам, ни Нина Николаевна (Литовцева) на эту тему не обмолвились. Наверное, у Владимира Ивановича были веские основания поступить так. Ведь Качалов был одним из любимых его артистов. Болдуман играл очень хорошо, но многие из нас “болели” за Качалова».

В роли Дорна, с Аллой Тарасовой – Аркадиной, в спектакле «Чайка». 1960
В роли Дорна, с Аллой Тарасовой – Аркадиной, в спектакле «Чайка». 1960

За свою жизнь во МХАТе Михаил Болдуман сыграл 46 ролей. Снимался в кино – одним из самых заметных картин с его участием стал фильм Михаила Ромма «Мечта» (1941). Он хорошо знал французский язык, и в 1937 году, когда МХАТ был в Париже на гастролях, говорят, даже заменил Жана Габена на съемках какого-то фильма. Французский актер тогда сломал ногу, и искали дублера, похожего на него силуэтом и со спины. Большинство фильмов с Габеном, которые выходили в прокат в СССР, озвучивал именно Михаил Пантелеймонович.

К его 75-летнему юбилею во МХАТе поставили спектакль «Сон разума» про художника Франсиско Гойю. Болдуман играл главную роль – с той романтической приподнятостью и с той сдержанной силой, которая отличала его работы с молодости.

В роли Гойи, со Львом Ивановым, в спектакле «Сон разума». 1973
В роли Гойи, со Львом Ивановым, в спектакле «Сон разума». 1973

Фото из фондов Музея МХАТ