После нашествие Тамерлана в ХlV веке, в нескольких ущельях Центрального Кавказа, часть алан (осетин) выжила укрывшись на северных склонах Кавказского хребта и продолжила этнические традиции народа.
В то время к аланам-осетинам вернулись их традиционные этнические верования.
По мнению историков, алано-осетинскому язычеству несколько тысяч лет, и за это время оно обогатилось множеством материальных и духовных сокровищниц, которые сохраняются до сих пор.
Очень много почитаемых языческих праздников у осетин.
Самые значимые из них связаны со Святым Георгием, покровителем путников и мужчин.
Причем, в каждом ущелье есть своё Святилище Святому Георгию!
И в каждом ущелье у Святилищ есть свои названия: Реком, Хетаджы Кох, Джеры дзуар и так далее.
Но помимо Святого Георгия, у осетин много других божеств:
Уацилла - божество урожая;
Фсати - покровитель охоты и так далее
Опираясь на материалы книги Гастана Агнаева “Осетинские обычаи", хочу описать один из языческих праздников осетин " Атынаг".
Атынаг - один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников.
Атынаг являлся своеобразной границей между летом и осенью.
После праздника люди могли выйти на сенокос, до праздника никто не смел даже дотрагиваться до косы, боясь гнева Бога и Атынага, которые, если не вознести им молитвы, могли послать как затяжные дожди, так и засуху, и тогда урожай на полях мог пропасть, а скотина остаться без корма.
Находились, конечно, люди, приступавшие к сенокосу до праздника, но горе им, если после этого устанавливалась непогода.
Их подвергали суровому штрафу: по два быка с каждой семьи на общественные нужды.
За несколько дней до кувда старики решали организационные вопросы, собирали деньги на покупку жертвенного животного, а также зерно для производства пива.
Кувд делали в воскресенье. Несколько молодых людей обходили селение, собирая людей на пиршество. Люди несли в святилище по три пирога, пиво.
Кувд начинался с молитвы старшего: «Да будет нам Божья благодать и благодать сотворенных Им дзуаров! Да будет нам благодать Атынага, да ниспошлет он нам такое счастье, чтобы мы каждый год встречали его праздник здоровыми и довольными!
Да пожелает нам око Атынага, чтобы люди взялись за косы свои в благословенный день, чтобы зима встретила нас изобилием хлеба и скота».
Праздник проходил весело, с песнями, с танцами.
Во вторник, какая бы погода ни стояла, люди шли на сенокос, работали до обеда, а потом вновь садились за пиршественные столы.
Однако праздник не ограничивался только этим.
Если в семье рос сын или родители считали, что он уже достаточно взрослый, то на Атынаг его посылали вместе со всеми на сенокос.
Это было очень важным событием в жизни юноши: он как бы символически вступал во взрослую жизнь.
В этот день он впервые ощущал, какой тяжелый долг ложится на его плечи — ответственность за семью — и отныне эту ответственность он будет нести наравне со взрослыми мужчинами.
Вот этот праздник отмечаю я сегодня со своей семьей, и всем вам, друзья, желаю, чтобы в ваших семьях всегда было благополучие, изобилие, здоровье и счастье!