Найти в Дзене

"Мастер и Маргарита": по следам героев романа. Часть 7.

Дорогие друзья, после достаточно долгого перерыва, мы продолжаем фотопутешествие по следам героев романа Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита".

Сегодня мы познакомимся с заглавным героем романа, т.е. с мастером.

Курсивом в кавычках я выделяю цитаты из романа. А обычным шрифтом набраны мои комментарии.

Особняк С.П. Патрикеева (арх. Ф.О. Шехтель 1907 г.), ставший прототипом клиники профессора Стравинского. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Особняк С.П. Патрикеева (арх. Ф.О. Шехтель 1907 г.), ставший прототипом клиники профессора Стравинского. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Итак, в то время, как в театре Варьете проходил сеанс черной магии и другие события, описанные в предыдущей моей публикации, посвященной роману (здесь ссылка на предыдущую публикацию), в клинике Стравинского произошло знакомство Ивана Бездомного с мастером.

Глава 11. "РАЗДВОЕНИЕ ИВАНА".

Когда в Москве вовсю бушевал ливень с грозой, "Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку."

3 фотографии (листайте галерею):

После своего поединка с профессором, поэт попытался описать события вчерашнего дня на бумаге. У него ничего не вышло и, чрезвычайно разволновавшийся и обессиливший Иван "...тихо и горько заплакал".

Канал имени Москвы вечером. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Канал имени Москвы вечером. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Укол, сделанный врачом, успокоил Ивана и он завел внутренний диалог между "ветхим, прежним" Иваном и Иваном новым.

"...вдруг решетка [на окне] беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем..."

Здесь мы перескакиваем через главу 12 "ЧЕРНАЯ МАГИЯ И ЕЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ", событиям которой была посвящена предыдущая публикация и продолжим знакомиться с ночным гостем Ивана.

Глава 13. "ЯВЛЕНИЕ ГЕРОЯ"

"Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: "Тсс!"

"...С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми."

Ф.А. Моллер, портрет Н.В. Гоголя. 1841 год, холст, масло. Этот портрет висит в Третьяковской галерее. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Ф.А. Моллер, портрет Н.В. Гоголя. 1841 год, холст, масло. Этот портрет висит в Третьяковской галерее. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

На мой взгляд, сходство с Николаем Васильевичем Гоголем, который был любимым писателем М.А. Булгакова, слишком очевидно.

Портрет Н.В. Гоголя, который хранится в усадьбе Абрамцево. Я не запомнил, кто автор этой работы и в интернете не нашел. Предположительно Федор Антонович Моллер. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Портрет Н.В. Гоголя, который хранится в усадьбе Абрамцево. Я не запомнил, кто автор этой работы и в интернете не нашел. Предположительно Федор Антонович Моллер. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Наши герои познакомились и обменялись мнениями по поводу стихов Ивана Бездомного:

"-А вам что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван.

-Ужасно не нравятся.

-А вы какие читали?

-Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель.

-А как же вы говорите?

-Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал?.."

В этот момент в 119-ю комнату привезли новенького пациента, по описанию очень похожего на Никанора Ивановича Босого.

Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Иван поведал своему гостю о событиях, вчерашнего вечера, в результате которых он оказался в клинике.

После этого, ночной гость, представившийся мастером, начал рассказывать свою историю. Иван и мы вместе с ним узнали, что мастер попал в клинику по той же причине, что и Иван Николаевич, и причина эта - Понтий Пилат.

Мастер однажды выиграл в розыгрыше среди облигаций государственного займа 100 000 рублей. Бросил службу в одном из московских музеев и комнату на Мясницкой.

"...нанял у застройщика близ Арбата...две комнаты в подвале маленького домика в садике... и начал сочинять роман о Понтии Пилате."

"Домик мастера" в Мансуровском переулке. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
"Домик мастера" в Мансуровском переулке. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Прототипом "домика мастера" почти единогласно признается дом, расположенный по адресу: Мансуровский переулок д.9. В одной из комнат, расположенной в полуподвале этого дома М.А. Булгаков работал над несколькими главами романа.

Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка... маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки."

3 фотографии (листайте галерею):

"Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними."

3 фотографии (листайте галерею):

Кстати, "домик мастера" соседствует с особняком архитектора А.В. Кузнецова. Особняк знаком тем из вас, кто помнит фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" (по мотивам пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"). В фильме особняк сыграл роль дома Карандышева (А.Мягков).

Он находится по адресу: Мансуровский переулок д. 11.

6 фотографий (листайте галерею):

Но не будем отвлекаться и вернемся к нашей истории.

"И вот... прошлою весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег!"

"Домик мастера". Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
"Домик мастера". Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Далее ночной гость Ивана рассказал о встрече со своей возлюбленной.

2 фотографии (листайте галерею):

"Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете?"

2 фотографии (листайте галерею):

"...я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам."

Большой Гнездниковский переулок. Вид с Тверской улицы. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Большой Гнездниковский переулок. Вид с Тверской улицы. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души."

2 фотографии (листайте галерею):

Речь идет о Большом Гнездниковском переулке. Именно в него свернули наши герои с Тверской улицы.

Кстати, в этом переулке находится первый московский небоскреб, или как его называли 100 лет назад - "тучерез". На фото ниже он возвышается над двухэтажным желтым домом.

Большой Гнездниковский переулок и "тучерез" во всей красе. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Большой Гнездниковский переулок и "тучерез" во всей красе. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Интересно, что на крыше "тучереза" снимались сцены фильма Э.А. Рязанова "Служебный роман", а именно сцены на террасе, где Людмила Прокофьевна (А.Фрейндлих) признается Новосельцеву (А.Мягков), что она очень одинока. В помещениях "тучереза" снимались сцены фильма "Курьер" (режиссер К.Г. Шахназаров). Это сцены в редакции журнала, куда главный герой устроился курьером. Ну и финальная сцена из фильма "Место встречи изменить нельзя" (режиссер С.С. Говорухин) тоже снималась в первом московском небоскребе.

Но нам этот дом интересен вот почему:

Именно здесь, в 1929 году Михаил Афанасьевич встретил Елену Сергеевну Шиловскую, в последствии ставшую его третьей женой. А в момент знакомства с Булгаковым она была замужем за начальником штаба Московского военного округа, Евгением Александровичем Шиловским.

Кстати, интересная деталь: Евгений Александрович Шиловский после развода с Еленой Сергеевной женился на дочери Алексея Николаевича Толстого Марианне и стал прототипом героя романа "Хождение по мукам" Вадима Рощина.

5 фотографий (листайте галерею):

Ну, а Елена Сергеевна, в свою очередь, стала прототипом главной героини знаменитого романа Булгакова.

Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы 1935 год. Экспонат музея Булгакова в "нехорошей квартире". Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы 1935 год. Экспонат музея Булгакова в "нехорошей квартире". Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!"

2 фотографии (листайте галерею):

"...уже через час... мы оказались, не замечая города, у Кремлевской стены на набережной."

Кремлевская набережная - место прогулок мастера и Маргариты. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Кремлевская набережная - место прогулок мастера и Маргариты. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам."

4 фотографии (листайте галерею):

Дальше Иван узнал историю любви своего ночного гостя и его возлюбленной.

Не буду пересказывать то, что большинству из вас и так известно из романа.

2 фотографии (листайте галерею):

Как мы помним история перестала быть счастливой с того момента, как мастер дописал свой роман о Понтии Пилате и одна из газет напечатала отрывок из него.

"По словам его, прошло не более двух дней, как в другой газете появилась статья критика Аримана, которая называлась "Враг под крылом редактора".

Кстати, здесь М.А. Булгаков достаточно подробно описал свой собственный опыт взаимодействия с московскими литераторами, редакторами и критиками.

На фотографии ниже вы можете видеть вырезку из газеты в которой была опубликована критическая статья Леопольда Леонидовича Авербаха, посвященная творчеству М.А. Булгакова. Я полагаю, что он является прототипом критика Аримана, который упоминается мастером в беседе с Иваном Бездомным.

Вырезка из газеты, со статьей Л. Л. Авербаха. Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Вырезка из газеты, со статьей Л. Л. Авербаха. Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

На фото ниже статья в газете "Известия", посвященная перспективам театрального сезона 1929 -1930 годов. В ней нас интересует последний абзац, в котором автор статьи, отдавая дань таланту Булгакова, негативно высказывается о его творчестве и с удовлетворением констатирует, что в новом "теасезоне" (идиотское слово по-моему) зритель не увидит булгаковских пьес, что по мнению автора очень правильно.

Вырезка из газеты "Известия". Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Вырезка из газеты "Известия". Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Следующая фотография - это вырезка из газеты "Правда", с критической статьей, посвященной пьесе М.А. Булгакова "Мольер".

Вырезка из газеты "Правда". Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Вырезка из газеты "Правда". Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Еще один документ, с возражениями ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление) против театральной постановки "Семья Турбиных".

Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

А на следующей фотографии вырезка из газеты в которой опубликована статья Анатолия Васильевича Луначарского. В своей статье нарком просвещения дает негативную оценку творчеству Булгакова и его пьесе "Дни Турбиных". Я склонен считать, что А.В. Луначарский является одним из прототипов критика Латунского в романе "Мастер и Маргарита".

Вырезка из газеты со статьей А. В. Луначарского, Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Вырезка из газеты со статьей А. В. Луначарского, Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Мастер рассказывает Ивану о том, как он в приступе отчаяния и страха попытался сжечь свой роман.

Этот эпизод также присутствует в подлинной биографии Михаила Афанасьевича, который сжег первую редакцию своего романа.

Фрагмент первой редакции романа, сожженный М.А. Булгаковым в квартире на Большой Пироговской улице. Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Фрагмент первой редакции романа, сожженный М.А. Булгаковым в квартире на Большой Пироговской улице. Экспонат музея Булгакова на Большой Пироговской д. 35А. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Далее, Иван узнает, что минувшей зимой раздавленный, страдающий от психических расстройств и фобий мастер, потерявший свою любимую женщину и уютную квартирку, отправляется в психиатрическую клинику, где и находится в течение последних нескольких месяцев до того дня, когда познакомился с Иваном.

Особняк С.П. Патрикеева, ставший прототипом клиники профессора Стравинского, снятый мною зимой 2023 года. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Особняк С.П. Патрикеева, ставший прототипом клиники профессора Стравинского, снятый мною зимой 2023 года. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Под конец беседы Ивана с ночным гостем в 120-ю комнату привезли конферансье театра Варьете Жоржа Бенгальского.

"Свежеет. Ночь валится за полночь. Мне пора... И раньше чем Иван опомнился, закрылась решетка с тихим звоном, и гость скрылся."

Особняк С.П. Патрикеева, арх. Ф.О. Шехтель 1907 г. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Особняк С.П. Патрикеева, арх. Ф.О. Шехтель 1907 г. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Далее, мы с вами пропускаем главу 14 "СЛАВА ПЕТУХУ!", к которой мы обращались в предыдущей публикации.

Признаюсь, что главу 15 "СОН НИКАНОРА ИВАНОВИЧА", я хотел пропустить вовсе, но все-таки решил не пропускать ее и, разместить несколько фотографий, чтобы у читателей этой главы романа, все-таки был какой-никакой фоторяд.

5 фотографий (листайте галерею):

Как мы с вами помним из романа, после впрыскивания Никанор Иванович Босой заснул без всяких сновидений, как заснули и другие пациенты, включая мастера.

"Позднее всех забылся Иван, когда над рекой уже светало."

Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Он заснул, и последнее, что он слышал наяву, было предрассветное щебетание птиц в лесу. Но и они вскоре умолкли, и ему стало сниться, что солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением..."

Глава 16. "КАЗНЬ"

В качестве фотоиллюстрации к этой главе романа, я предлагаю вашему вниманию фотографию картины "Голгофа" кисти Николая Николаевича Ге, которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Ге Н.Н. "Голгофа". Холст, масло, 1893 г. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Ге Н.Н. "Голгофа". Холст, масло, 1893 г. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Ну что ж. Хоть эта статья получилась достаточно длинной, но я очень надеюсь, что интересной.

А совсем скоро нас с вами ждет продолжение фотопрогулки и фотоиллюстрации к тем событиям, которые произошли в романе дальше.

И ЗДЕСЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Спасибо за внимание!

Все фотографии сделаны мною.

Буду рад и критике и лайкам.