Классика высоких политических, наполненных смыслом ритуалов ныне выглядит полной архаикой. В западной версии мироустройства преобладает «общество спектакля», определение, казавшееся метафорой в середине 60-х годов, когда французский социальный философ Ги Дебор подметил и сформулировал особенности перехода традиционных обществ к обществу «распыленного во все его сферы зрелища». Теперь это реальность.
Мы, в том числе Россия, в 90-е «выпали» в ситуацию «пост-истории», относительности всех устоявшихся норм и правил, в том числе, в международных отношениях, а также понятий морали и нравственности, когда великие нарративы и идейные искания, выработанные за века культурой и философией, с легкостью подвергаются так называемой «отмене» ради политической конъюнктуры. Стабильность смыслов, любых договоренностей, достигнутых даже на уровне первых лиц государств, с легкостью нарушается. Происходит ползучее подчинение экономике, финансовой выгоде всех сфер культурной и общественной жизни. Политика попадает в игровую зависимость от множества кланов или групп лоббистов, чье влияние опирается на возможности глобального капитала, преследующего свои корпоративные цели.
Только что состоявшийся визит Генри Киссинджера в Китай – образец уходящего мира классической дипломатии. А поскольку американский политикум в основном заражен постмодернистским абсурдом, невозможно сделать однозначный вывод об эффективности или провале усилий старейшего «мастера» дипломатии в сглаживании проблемных сторон американо-китайских отношений, чреватых мировой войной.
Г. Киссинджер прилетел в Китай как частный гражданин. Но, несомненно, с похожим стремлением всех действующих чиновников Байдена - договориться о «разрядке» с Китаем. По всем опросам и экспертным заключениям, Штаты не готовы к военному противостоянию с «Поднебесной».
Бывший госсекретарь привез весьма миролюбивое «послание»: «Китаю и США следует устранить все недоразумения, мирно сосуществовать и избегать конфронтаций. Ни США, ни Китай не могут себе позволить быть друг другу противниками. Обе стороны должны проявить мудрость и развиваться вместе. Армии двух стран должны усилить взаимодействие <...>».
«Председатель Си приветствует «старого друга» Генри Киссинджера во время его неожиданного визита в Пекин» - так, в частности, британская массовая газета «Daily Mail» озаглавила материал, посвященный неожиданному визиту в КНР Генри Киссинджера, патриарха американской политики, недавно отметившего свое столетие.
«Китай и США снова находятся на перепутье, не зная, куда двигаться дальше, и снова обе стороны должны сделать выбор», - сказал глава Китая Си Цзиньпин, обращаясь к Киссинджеру на встрече в государственном гостевом доме Дяоюйдао, где принимают иностранных высокопоставленных лиц.
«Снова сделать выбор» - в этих словах Председателя Си напоминание о том, что Киссинджер сыграл ключевую дипломатическую роль в нормализации отношений между Вашингтоном и Пекином в 1970-х годах, когда занимал пост государственного секретаря и советника по национальной безопасности в администрациях президентов Ричарда Никсона и Джеральда Форда.
При этом, естественно, вспоминается его «тайная» поездка, «китайский маневр», в Пекин в июне 1971 года, в разгар «культурной революции», что привело к соглашению с Чжоу Эньлаем о том, что Р. Никсон посетит Китай…».
«Это изменило не только две страны, но и мир», - подчеркнул значение этого соглашения Си Цзиньпин (цит. по Государственной телекомпании CCTV).
Вспомним и мы результаты «китайского маневра» тогдашнего госсекретаря. «Эпохальная встреча Никсона и Мао» состоялась в 1972 году. Именно с этого события, по мнению наших ведущих китаеведов, началось формирование американо-китайского неофициального альянса, ставившего своей целью противостояние набиравшему силу СССР и раскол социалистического лагеря. Угасла риторика 70-г годов у Мао «об американской агрессии» в Камбодже и «американском империализме»… Заметим, подобные контакты на высоком уровне начались практически сразу после спровоцированных Пекином конфликтов на советско-китайской границе в 69-ом году (Даманский). Инерция от заключения неформального союза между двумя странами определяла американо-китайские отношения в течение последующих 15 лет. А в 1979 году следующий после Мао председатель КНР Дэн Сяопин совершил ответный визит в США, где стороны уже официально объявили об установлении дипломатических отношений. Эта «сделка» с американцами, уверены многие эксперты, позволила впоследствии начать ускоренную модернизацию экономики Китая с помощью Запада, совершить так называемое «китайское чудо».
Не случайно, выделив факт, что Киссинджер побывал в Китае более 100 раз, председатель Си сказал, что его визит на этот раз имеет «особое значение.
«Китайский народ никогда не забывает своих старых друзей, и китайско-американские отношения всегда будут связаны с именем Генри Киссинджера», - уважительный пассаж Си вызвал ответную реакцию собеседника, заявившего, что благодарен Пекину за организацию встречи в здании, где он беседовал с китайскими лидерами во время своего первого визита в Китай.
«Отношения между нашими двумя странами - это вопрос мира во всем мире и прогресса человеческого общества», - цитирует слова Генри Киссинджера государственное информационное агентство Китая «Синьхуа».
«В нынешних обстоятельствах крайне важно придерживаться принципов, установленных Шанхайским коммюнике *, ценить исключительное значение, которое Китай придает принципу одного Китая, и продвигать отношения в позитивном направлении», - обозначил свою позицию Г. Киссинджер.
Дипломатичная фраза о «нынешних обстоятельствах» подразумевает реальный факт: визит Г. Киссинджера в Китай приходится на время, когда две сверхдержавы пытаются взять курс на то, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения отношений, которые уже достигли исторического минимума.
«Китай готов обсудить с американской стороной правильный путь для двух стран, чтобы найти взаимопонимание и способствовать устойчивому прогрессу китайско-американских отношений», - высказал пожелание Си Цзиньпин.
Китай и США могут достичь взаимного успеха и совместно процветать, добавил лидер КНР, подчеркнув, что главное - следовать принципам «взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества».
Во время своей поездки, которую Вашингтон предусмотрительно назвал частным визитом: представитель Госдепа США Мэтью Миллер заявил, что администрация Байдена была осведомлена о визите Киссинджера в Китай, но он действовал «по собственной воле, а не от имени правительства Соединенных Штатов»» - Киссинджер также встретился с главным дипломатом Китая Ван И и даже с находящимся под американскими санкциями министром обороны Ли Шанфу.
Напряженность в отношениях между двумя крупнейшими экономиками мира усилилась по целому ряду вопросов, включая войну на Украине, поездку спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в Тайбей год назад, после чего Китай прервал военные контакты с США на высоком уровне. Повлияли на это полет предполагаемого китайского шпионского воздушного шара над американской территорией, противоречия в вопросах торговли, технологий, прав человека и Тайваня.
В последнее время Вашингтон попытался восстановить каналы связи по этим и другим острым темам посредством высокопоставленных дипломатических визитов. Только что «била поклоны» в Пекине, чтобы поддержать доллар, министр финансов США Д. Йеллен; приезжал посланник президента США Джон Керри, проведший переговоры о совместной борьбе с изменениями климата: госсекретарь Энтони Блинкен посетил Пекин в прошлом месяце. Тогда же секретный визит в Китай совершил Директор ЦРУ Уильям Бернс, где, по его словам, встретился с представителями китайской разведки. Результаты пока далеко не очевидны.
Однако при всей твердости китайской позиции, примирительные интонации все же слышны, например, в недавних заявлениях посла Китая в США Се Фена, который сказал о том, что Китай не хочет торговой войны с Соединенными Штатами, но примет ответные меры против любых дальнейших ограничений США на технологии и торговлю. Посол также подверг критике ограничения США на продажу микрочипов и оборудования для производства микросхем в Китай, введенные в 22 году. Пекин назвал эту меру частью усилий по «сдерживанию» Китая.
«Китай не уклоняется от конкуренции, но само определение конкуренции американской стороной, думаю, несправедливо», - подчеркнул Се.
Здесь-то и кроется проблема, подмеченная послом Се Феном. Американцы давно и успешно манипулируют смыслами понятий, преследуя собственные гегемонистские цели. Их подходы как в сфере международных отношений, так и в экономической деятельности отличает уже многократно осуждавшаяся многими странами ( и официально отрицаемая) политика «двойных стандартов», используемая США вместе с западными союзниками для решения международных проблем.
Однако самое главное даже не в этом. Можно ли вести серьезные переговоры с государством, полагаться на его обязательства и взаимные договоренности, даже закрепленные в подписанных документах, где политическая жизнь, в том числе на самых верхних уровнях власти, похожа на балаган, погружена в беспрерывные скандалы и непристойную перепалку? Где все отчетливее виден общественный раскол во взглядах на проводимый курс и будущее страны?
«Политика США в отношении Китая требует дипломатической мудрости в стиле Киссинджера и политического мужества в стиле Никсона», - сказал Ван И Киссинджеру во время их встречи, согласно официальному сайту Министерства иностранных дел Китая.
Вот эти качества – мудрость и мужество – и не просматриваются в подходах нынешнего политического руководства США, впрочем, и всего Запада, к требующим неотложного решения вопросам.
Безответственные заявления, лживый фарс в медиа, необоснованные угрозы - вот что отличает дискурс представителей американских властей. Практически весь мейнстрим информационного поля там занимают «мыслители на содержании» у специальных служб, Пентагона или «денежных мешков». Отчет по инфляции в США (рекордной за 40 лет), проблемы с миграцией, государственная цензура против независимых СМИ, наркомания, охватившая как эпидемия многие американские города, ежегодно увеличивающееся число бездомных - все это уходит на задний план, когда, например, спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, занимающая второе место в списке наследования полномочий президента после вице-президента, публично желает россиянам «побольше страданий», а на шоу Звезд Трансвеститов на всю страну провозглашает, что «свобода самовыражения» этих особ в блестках и перьях — «это то, чем живет Америка»….
Параллельно с подобными шоу расширяется громкий скандал вокруг сына президента Хантера Байденаи его «деловых партнеров», получивших взятки от иностранных компаний на 17 миллионов долларов. Из них около 7 миллионов перечислила украинская "Бурисма". Такие подробности раскрылись во время слушаний в конгрессе США. Двое информаторов из налоговой службы, которым начальство не давало расследовать махинации семейства Байденов, впервые публично дали показания против сына президента и самого хозяина Белого дома.
Неприглядное лицо американской власти еще полнее раскрывается в показаниях члена Палаты представителей США от 14-го избирательного округа (штат Джорджия) Марджори Тейлор Грин (R-GA), которая на брифинге с представителями секретной службы США по поводу «белого вещества» (кокаина), найденного в Белом доме 13 июля 2023 года, с привлечением свидетелей публично продемонстрировала доказательства «причастности Хантера Байдена «к проституции, к созданию порнографии еще в ноябре 2018 года, когда эти свидетели фактически проводили расследование в отношении иностранной любительской порнокомпании». Всплыли и факты предполагаемых выплат Х. Байдена «сопровождающим его проституткам».
Однако настоящей «бомбой», напрямую касающейся, в частности, отношений семьи Байдена с китайским истеблишментом, стала не слишком рекламируемая книга –расследование известного журналиста П. Швейцера, вышедшая в начале текущего года – «С поличным...». Автором проведено обширное исследование, разоблачающее связи между отдельными представителями китайского руководства и американскими элитами, которые ради личного обогащения действуют якобы в ущерб интересам США. Питер Швейцер представляет свои самые тревожные выводы, раскрывая секретные сделки, которые заключили богатые американцы с китайскими бизнесменами, что помогало этой стране наращивать военную, технологическую и экономическую мощь. Но еще в прошлой книге «Тайные империи», ставшей бестселлером, писатель обнародовал, как Хантер Байден и Джо Байден летали на борту Air Force Two в 2013 году в Китай, прежде чем фирма Хантера подписала сделку на 1,5 миллиарда долларов с дочерней компанией Банка Китая.
Понятно, почему Администрация демократов всячески открещивается от состоявшегося в Китай визита Г. Киссинджера.
Тем более что, как замечает в своем ТГ-канале «Китай» востоковед-китаист, автор интереснейшей книги «Китайская власть» Николай Вавилов: «у Си Цзиньпина всегда была выстроена линия на диалог с республиканцами и теми силами, которые за ними стоят. Ещё с посещения штата Айова в 1989 году…».
Глубоки корни американо-китайских связей. Но ситуация в мире сейчас не та, что была 50 или даже 34 года назад. И у Киссинджера - или кого-то другого в Вашингтоне - нет возможностей предложить Китаю что-либо в обмен на мир.
Людмила Лаврова
* Совместное коммюнике Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики, также известное как Шанхайское коммюнике, было дипломатическим документом, опубликованным Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой 27 февраля 1972 года в последний вечер визита президента Ричарда Никсона в Китай. Согласно ему через две недели (с 1 января 1979) устанавливались официальные американо-китайские дипломатические отношения. Коммюнике от 17 августа 1982 года, целиком посвящёно внешне достаточно узкому (но сегодня одному из центральных в двусторонних отношениях) вопросу поставок американских систем вооружений Тайваню. Отметим, что официальные отношения с островом (подчеркнём, одним из самых верных союзников в регионе) Вашингтон прервал в момент подписания второго Коммюнике.