По понедельникам - «Разговоры», по четвергам - «Профориентация» На подходе - «Семьеведение». Впереди еще половина лета, могут и похлеще что-нибудь придумать. Я всю голову сломала — каким будет расписание в следующем году? Мы все дни будем учиться со второго урока? Но, как говорится, «критикуешь-предлагай». Поэтому хочу сегодня внести своё предложение по поводу «Профориентации».
Ситуации
Они совпали во времени. Сначала нам начальство сбросило в чат ссылку на страничку ВК с требованием — ознакомиться и принять к исполнению. Ссылку я оставлю в конце статьи. Что внутри? Рабочие тетради по профориентации для 5-9 классов. Разработала коллега из г. Бурлаки... Кхм... Не хочу обидеть коллегу, но даже не знаю, что за город и где находится. И просто преклоняюсь перед «бурлаками», которые даже в отпуске сидят и сочиняют тетрадки по профориентации. Мне, ленивой, этого не понять... Напрягает еще и то, почему мы, воронежцы, должны принять к исполнению эти рабочие тетради? Я, например, не согласна!
Второе событие — я побывала на экскурсии на большом заводе по изготовлению труб в одном из районов Воронежской области. Предприятие крупное, конкурирует с Челябинском, поставляло трубы для Северных потоков. А после экскурсии с нами общалось начальство этого завода.
Экскурсия — это «промоакция», то есть самая первая. Такие мероприятия завод хочет проводить регулярно, поэтому начальство интересовалось нашим мнением. Мы тоже задавали вопросы. Самый главный — а зачем заводу такие экскурсии? Всё банально — заводу нужны рабочие руки и они хотят таким образом популяризовать своё предприятие. Условия труда мы видели, плюс нам рассказали о зарплатах, программах по жилью, по оздоровлению, о поддержке ветеранов и пенсионеров завода, показали столовую (и покормили).
Я задала вопрос: «А школьников вы сюда будете возить?» Оказалось — да!Ограничение — на завод по ТБ нельзя допускать детей младше 16 лет. А вот 9-11 классы — пожалуйста! На них и расчет, так как не хватает рабочих рук.
Знаете, невольно вспоминается советское время. Я застала те времена, когда к профориентации подходили основательно. В старших классах у нас был один день, когда мы ходили не в школу, а на производство. День назывался "УПК".
У нас в школе мальчишки учились на водителей и получали права. Мы, девочки делились на 2 группы. Одни ходили в больницу. Другая группа (куда входила и я) обучались профессии штукатур-маляр. Пускай не все потом пошли в эту профессию, но часть детей (из малообеспеченных семей) смогла устроиться на работу сразу после школы. Некоторые потом поступили в профильные СУЗы и ВУЗы. Знаю тех, кто устраивался в стройотряды и подрабатывал во время учебы.
Скажу о себе: я, конечно, штукатуром не стала, но полученные навыки очень пригодились в жизни для ремонта и пристраивания собственного частного дома. Вот это я и называю профориентацией, а не современной «ПРОФанацией»
Моё предложение
Учитывая мой рассказ о заводе, я предлагаю НЕ проводить «каждочетверговые» уроки. Ну не сможет учитель в красках описать профессию сварщика или кондитера! Детям надо воочию увидеть профессию. Так не лучше ли проводить раз в месяц экскурсии на реальное предприятие? В этом, кстати, и сами предприятия заинтересованы. Еще одним плюсом будет то, что за 1 экскурсию дети познакомятся с целым букетом профессий и специальностей.
Из рабочих тетрадей, предложенных коллегой из г. Бурлаки, я бы оставила только вводное занятие, где прописана диагностика знаний и представлений учащихся о мире профессий и о своих склонностях. Именно её бы я повторила и на итоговом занятии в мае, чтобы можно было сравнить данные и сделать выводы — с пользой ли прошел учебный год.
Для Воронежа и крупных городов
Я бы составила вот такой примерный план:
Естественно, в каждом городе перечень предприятий будет свой. Да и у нас в городе еще остаются места, которые можно будет посетить в следующие учебные годы.
Для маленьких деревенских школ
У меня однокурсница работает директором сельской малокомплектной школы. Там учится всего 37 детей. Каждый год трясутся - закроют их или оставят? Основываясь на её рассказах, я представляю, что этот список будет не актуален. Просто потому, что ехать в город — дорого, да и не на чем. Что можно предложить? Можно:
- Посетить не экоферму, а просто ферму, которая есть поблизости. На рейсовом автобусе съездить в районный Дом культуры и познакомиться с людьми творческих профессий или посетить библиотеку, узнать чем занимаются библиотекари, что такое архив, хранилище и т. д. Вместо хлебозавода или пекарни сходить в школьную столовую, на пищеблок и увидеть, как готовят еду в больших объемах. Заодно узнать, что куриные яйца перед варкой надо помыть в растворе хлорки))) И вообще — для куры, рыбы и мяса надо иметь отдельные доски и ножи. Согласитесь, уже это отличается от того, что мы имеем в быту.
- Два-три раза в год можно проводить и крупные экскурсии, объединившись с соседней маленькой школой. Или «присоседиться» к базовой школе, попросив там школьный автобус.
Смысл такого подхода
В каждом городе и областном районе есть предприятия, заинтересованные в притоке рабочей силы. Проведение экскурсий в том числе и в их интересах. Я понимаю, что отток в крупные города не прекратиться, но даже если 10 процентов детей найдут себе применение именно в родных местах, а не в резиновой Москве, это уже достижение.
Еще раз повторюсь — это просто мои предложения и личное видение проблем профориентации в школе. И в государстве тоже! Но оно, государство, предпочло переложить их решение на учителей. Причем, не предоставив толком никакой методической литературы. Придумывай сама, марьиванна, в чем романтика профессии крановщика!
Кстати, об оплате тоже помалкивают. Опять за счет средств внеурочки? Ну-ну... Забудьте мамы-папы-дети о бесплатном баскетболе или ИЗОстудии. Нет на них денег, вся внеурочка пошла на «Разговоры», «Профориентацию» и тд... Утрирую, конечно, кое-что еще осталось. Но это ПОКА... Пока ничё нового не придумали разные министерства
Как и обещала - ссылка на материалы в ВК: https://vk.com/wall-206737446_22327?reply=22333
Подписываться на мой канал или нет - это ваше личное решение. Честно рассказываю о проблемах в современной школе.