В 1917 г. в Каслинском заводе было 5 каменных храмов. Вознесенский и Никольский сохранились до нашего времени. Помимо храмов церковная служба шла в часовнях, коих в поселке было 4.
Помимо этого в окрестностях Каслей действовало два монастыря: Староверческий и Казанский женский.
Такое количество церквей, монастырей, часовен при незначительной численности населения (на 1900 год проживало 14071 человек) объясняется не столько набожностью православного населения, а тем, что в Каслях шло серьезнейшее противостояние между официальной церковью и так называемым Расколом.
При освоении Урала в начале XVIII века сюда устремились не только предприимчивые люди, разбойники и беглые всех мастей, но и те, кто отказался принять новую веру. Кто-то приходил добровольно, а кого-то привозили насильно. Известно, что Демидовы, сами являющиеся сторонниками старой веры, скупали старообрядцев целыми деревнями и переселяли на свои заводы, в том числе и Каслинский.
В девятнадцатом веке на Каслинском заводе существовали молитвенные дома старообрядцев и часовни. По данным из открытых источников, последний из них закрыли в 1930 году.
Л. И. Расторгуев, старообрядец, беспоповец, став владельцем Каслинского и Кыштымских заводов в 1809 г., профинансировал строительство скита — мужского старообрядческого монастыря на берегу озера Сунгуль. Лучшего места для созерцания божьих красот в природе Урала, для аскетического молитвенного настроя, пожалуй, не найти.
Братия скита насчитывала несколько десятков человек. Пожертвования монахам поступали не только от Расторгуева и его наследников, но и из европейской части России и Сибири. Монастырь имел крепкие связи со старообрядческими центрами в Москве, на Иргизе, Дону.
На монастырском кладбище были две особо почитаемые могилы — старца Леонида и старицы Елены. Старца Леонида почитали неканонизированным святым. В день апостолов Петра и Павла шли крестным ходом с молитвенным песнопением из Каслей, Кыштыма, Уфалея, Карабаша и встречались на маукском мосту. Многочисленные паломники приезжали со всей России. Каслинцы семьями приплывали на деревянных весельных лодках по озерам. У могил Леонида и Елены в этот день сооружали специальный иконостас из принесенных прихожанами икон. Молились, как обычно, без священнослужителей.
Скит неоднократно разорялся, официальная церковь не хотела оставлять раскольников в покое.
Октябрьская революция уровняла всех.
В 2010 году, стараниями и трудами Павла Ивановича Чернышева и его сыновей Федором и Петром было начато строительство старообрядческого Храма Петра и Павла. По форме храм представляет собой четверик, увенчанный двумя убывающими по ширине восьмериками, с колокольней.
12 июля 2013 года Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр совершил чин освящения нового храма. Событие это свершилось на день памяти свв. апп. Петра и Павла.
Возрождение через семьдесят лет в городе старообрядческого храма свидетельствует о том, что приверженцы старой веры есть среди жителей Каслей и в наши дни.
Фото Маруся предоставит
148