Найти в Дзене
Газета Четверг

Побывавший там

Медиаменеджер Александр Малькевич рассказал нашим коллегам с телеканала «ОмскТВ» о жизни и работе в новых регионах России, о людях, благодаря которым они восстают из руин и пепла, а также о том, какую роль в нынешних событиях играют журналисты.

Херсон, Мелитополь, Новая Каховка, Мариуполь и, конечно же, Донецк и Луганск. Это лишь часть городов, где довелось работать Александру Малькевичу с начала специальной военной операции. С июля 2022 года опытный журналист находится в новых российских регионах практически постоянно – создаёт телеканалы с нуля, развивает уже существующие. Помогает жителям новых регионов как представитель Общественной палаты РФ. Всё это время Малькевич ловил в объектив телефона события, свидетелем которых вольно или невольно становился. Итогом стало открытие выставки «Освобождённые территории. Война и мир глазами очевидца» (12+). Сейчас она работает в историческом парке «Россия – моя история».

– Александр Александрович, главный повод для вашего нынешнего визита в Омск именно открытие фотовыставки. Омичи достаточно далеко находятся географически от происходящих там событий. Зачем им нужно увидеть эти снимки?

– В Омске мы запускаем путешествие экспозиции по крупным городам страны. Именно здесь начинается путь этой выставки в её полном виде. В прошлом году и в начале этого мы показывали отдельные фрагменты в нескольких городах, но в таком большом объёме – порядка 400 работ – это премьера.

Эта выставка о новых регионах и о том, как живут города, веси и люди в режиме специальной военной операции. Так получилось, что с лета прошлого года, где бы я ни бывал, я старался фотографировать то, что вижу. Причём не на профессиональную камеру, а на свой телефон. Но благодаря географии и охвату она во многом действительно является уникальной. Потому что в некоторых городах нас больше нет, а часть запечатлённых объектов теперь не существует из-за ударов ракет ВСУ. И человек, который на выставку придёт, увидит, какой могла бы быть и какой может быть мирная жизнь в этих новых регионах. И какие они на самом деле красивые, яркие, глубокие. Потому что там запечатлены, например, памятники уроженцам тех мест. Я когда увидел в Луганске памятник Михаилу Матусовскому, удивился. Не знал, что автор стихов к нашим великим песням – уроженец Луганска. Так же, как не знал, что создатель толкового словаря Владимир Даль – луганский казак.

И одновременно можно увидеть, что творят с этой землёй фашисты. И в комплексе это может оказать достаточно серьёзный образовательный эффект. Собственно, у меня и была задача – постараться дать объективную картину.

– Сколько я ни читал ваши интервью за последний год, ни в одном из них не нашёл чёткого ответа на вопрос: вы успешный медиаменеджер, который в любом регионе может себя найти; что вас заставило взять и поехать туда, где каждый день рвутся снаряды?

Люди заставили. В прошлом году незадолго до своего дня рождения я на неделю поехал в Херсонскую, Запорожскую области и ДНР. Посмотреть и своими глазами увидеть всё. Безусловно, Мариуполь тогда произвёл на меня сильнейшее впечатление. Да, сегодня часть руин уже разобрана, на этих площадках как раз появляются новые красивые здания, а тогда я понял: сюда надо привозить всех для того, чтобы «чакра прочистилась». Чтобы увидели, что наши проблемы, горести, беды, какими бы серьёзными мы их ни считали, ничто по сравнению с тем, что может в жизни произойти. Я пообщался с десятками людей в трёх регионах и понял, что пропал. Я должен там быть с ними, должен помогать, потому что это люди удивительной чистоты, кристальной души, огромной силы духа.

– Приведёте пример?

– Недавно встречался с Юлией Михайловой в Донецке – депутатом Народного Совета ДНР. Ей было 23 года, когда в 2015 году она попала под то, что в историю вошло как «Обстрел на Боссе». Это остановка общественного транспорта «Донецкгормаш». Закидали укрофашисты минами эту остановку. Около 15 человек погибли, много было раненых. Юлия потеряла руку и ногу. Восстановилась во всех смыслах. Стала помогать людям с инвалидностью, нашла себя как общественный деятель. И она такая живая, заводная, юморная, красивая девчонка. И ты видишь, что такие люди созидают наперекор всему. А у нас многие переживают, что какой-то магазин из России ушёл.

– Не могу не вспомнить о трагических событиях, которые происходили с вами и вашими коллегами. Осознание того, что в любой момент можешь потерять друга или подчинённого, не мешает в работе журналиста?

– Скорее это тебя заставляет максимально наполнять свой день. Успеть как можно больше. Потому что завтра может и не быть. И конечно, если бы я это в первые месяцы осознавал, я бы ещё больше сделал. Ещё больше встреч, больше фото и видео для истории. Есть маленький проект, который очень ценен для меня. Это цикл из пяти роликов «Герои русского Херсона». Пять маленьких рассказов о моих знакомых, товарищах, коллегах по работе в этой Херсонской области, которые погибли в прошлом году. Все пятеро. Одна из целей была по горячим следам собрать хоть что-то из материала. И иногда это было сложно. Например, Алексей Екатериничев – Герой России, кавалер трёх орденов Мужества, был первым вице-губернатором Херсонской области по безопасности. И погиб он в ночь на 30 сентября. А 30 сентября в Кремле была большая церемония подписания договоров о принятии в состав страны новых регионов. И мы для ролика еле-еле что-то собрали, потому что он был очень непубличный человек.

– Как можно (и можно ли вообще), увидев все эти ужасы, сохранять безоценочность и беспристрастность, когда рассказываешь о боевых действиях публике? Как удержаться от желания приукрасить рассказ?

– Просто рассказывать так, как оно есть. Поэтому и важно, чтобы лидеры общественного мнения, журналисты там побывали. Чтобы пропустили через себя. У меня была такая история. Были в Мариуполе, обедали с коллегами-журналистами. И тут – прилёт где-то за углом. Когда всё успокоилось, развеялось, я своей коллеге стал записывать аудиосообщение, рассказать, что тут такое было. И в момент, когда я записывал сообщение, за другим углом началась «стрелкотня». И это лучше всяких иллюстраций показывает суть происходящего. Или другой пример. Сейчас работаю над проектом о людях, которые работают там. И мне особенно симпатичен один человек – главный акушер ДНР. С подходящей фамилией – Железная. Девять лет она принимает роды у людей в таких… условиях и совершенно буднично об этом рассказывала, показывала подземный родильный зал на случай тяжёлых бомбардировок. И когда мы в последний раз записывались в парке около её роддома, прямо во время интервью на заднем плане прилёты… Даже не надо ничего объяснять никому.

– Много было предрассудков насчёт журналистов год назад, когда вы приехали работать в эти регионы, и много ли их осталось сейчас?

– Наши коллеги много сражались (в том числе и в буквальном смысле) на передовой и старались рассказывать о происходящем. Журналисты выступают как люди, которые рассказывают правду. В том числе о проблемах строительства мирной жизни. И ещё мои коллеги, в том числе приехавшие работать в Херсонскую область из других регионов страны, когда случилась беда на Каховской ГЭС, они же не просто снимали и показывали эвакуацию людей из затопленных Алёшек или Голой Пристани. Они сами людям помогали. Сами их вывозили. Это всё, что нужно знать о труде наших коллег там.

– Работа по линии Общественной палаты РФ. Она большая? Что сделано, что предстоит ещё сделать?

– Предстоит сделать многое. Мы запустили новый, восьмой состав Общественной палаты, и я надеюсь, скоро начнёт работу координационный совет по интеграции новых субъектов нашей страны. И потихонечку это происходит.

– Интеграция, как я понимаю, не только в правовом смысле, но и культурная, социальная…

– Да, конечно. Сейчас готовим на Тавриде большой семинар, будем готовить креативные команды из новых регионов. Обучать их подаче грантовых заявок, созданию фильмов, роликов. Разных творческих проектов для того, чтобы они в нашу культурную жизнь вливались. Тем более общественников-то там много и деятелей ярких, творческих тоже полно.

Беседовал Анатолий СОКОЛЕНКО.