Что имеет общего миндальный орех с монастырём? Если мы соединим зрительно 2 двери внутреннего двора Романскую и Готическую , то получим форму миндаля. Нижняя часть миндаля круглая : полукруглая арка - верхняя часть сводится к острию - Готической арки. Из 2 этих арок складывается цистерцианская архитектура со стилем Святого Бернара , освободившего монастырь от всех орнаментальных элементов и фигур животных .
Романский вход, полукруглая арка - нам ничего не скажет в отличие от людей средневековья .
Для них арка была путём поиска Бога . Они, очевидно , не смогли найти его, но почувствовали близость ....Они поднимали головы, воспринимали дугу как небеса . Бог на небесах и мы под ним на земле . Арка не разъединяет , она соответствует любви Бога к человеку.
Есть специфические эффекты . Испытала на себе. Вы стоите перед входом на расстоянии 10 метров. Приближаетесь к вратам и отдаляетесь от них всегда лицом к двери . Арки " обнимают" , колонны окружают , вы ведомы к двери. Деревянная дверь - символ Христа - " Я дверь ". Структура колонны - символ Дерева в камне и объединение Рая и Земли .
Глядя на кружево капителей галерей Клуатра, тонкую работу и многообразие декора , понимаешь почему в этом цистерцианском монастыре отсутствуют зооморфные мотивы .
Мысль здесь вьётся , ведомая замысловатой игрой архитектора . Римские колонны Клуатра - волнующее море души . Плавная линия, переходящая от группы колон к последующей группе , как жизнь молодая .
Мудрость олицетворяет торжественный вход в Клуатр.
Окружённый крытыми галереями двор , вокруг которого организованы все основные помещения монастыря. Галереи, относящиеся к 12- 13 в. , - совершенны.
Во дворе , напротив входа в Трапезную, располагается - Умывальня с впечатляющим фонтаном . Только звуки падающей воды волнуют слух. Нам повезло - в монастырь зашли почти перед закрытием . В Клуатре ощущалась легкость на душе, удивительное спокойствие. А в это же время , в 3000 км от святого места , уходил из жизни самый дорогой для меня человек , но я не почувствовала горя. Небеса над Клуатром сгладили преждевременную боль , опустив в неведенье...
Невидимая , неосязаемая связь. Тонкая нить , мосток в неизвестность . По Клуатру ходила заколдованная . Волнение исходящее от монастырского антуража отдавалось тайной властью над человеком. Мистика ?
800 лет этим древним стенам , но не безмолвным камням. Здесь
по - прежнему действует монашеская община . Небольшая. Божьи люди. Братья.
Мы далеки от литургических обрядов , песнопения, физического труда , молитв, работы в типографии , библиотеке, на сельскохозяйственных землях, обучения послушников, молодых монахов , миссионерства, исповедей , духовного наставничества . Но каждый вправе открыться навстречу прекрасному миру духовности и смирения...
На полдороги от Таррагоны до Лериды высятся древние стены Монастыря Святой Девы Марии де Поблет.
Основание монастыря связывают с именем правителя Барселоны , графом Рамоном Беренгером IV, пожертвовавшим угодья монахам французского цистерцианского аббатства Фонтфруад.
В 1151 здесь обосновалась община из десяти " белых" монахов . С тех самых пор, на протяжении веков , не прекращались молитвы.
Монастырь - гигант , обнесенный крепостной зубчатой стеной . Каждый из королей, имевший отношение к нему, старался изо всех сил оставить после себя достойную память.
Часовня Святого Георгия сооружена по указанию Альфонса V Великодушного . Так он благодарил Всевышнего за победу ! Монарх не поскупился на средства и пышно украсил часовню. Не забыл он о своих покровителях , святых Михаила и Георгия, принесших победу при взятии Неаполя .
Или Золотые ворота - прекрасный пример фортификационного зодчества 15 века. Под карнизом , барбаканами и бойницами - гербы Каталано- Арагонской Конфедерации , Сицилии и Кастилии - владений короля Хуана II и Фернандо Католика. Надвратное строение было закончено в1493 году к посещению монастыря Фернандо Католиком и его супругой Изабеллой после отвоевания у мусульман Гранады и открытия Америки! Перед этими воротами спешивались посещавшие Поблет монархи и , преклонив колени, целовали крест епископа и , в сопровождении монахов обители , торжественно направлялись в монастырскую церковь под звуки "Те Dеum".
Как часто бывает в истории , ворота назвали Золотыми без такового покрытия . Вместо золота - блестящие бронзовые пластины .
Как любимая всеми матрёшка , монастырь "прячет" свои секреты за второй линией крепостных стен. За ними - площадь неправильной формы , часовня Святой Екатерины 13 века с элегантной входной аркой, крест аббата Гимеры . "Матрёшка " раскрывается далее..... В старые времена добрые - служебные помещения , кладовые , столярные мастерские , кузница , казначейство, лазарет для бедных и стариков . Когда - то существовал Странноприимный дом, а сегодня - только его руины.
Внутренний периметр огромной " "шкатулки "замыкается отрезком
Стены длиной 608 метров и высотой 12 , толщиной 2 метра.
Картинка дополняется дозорным путём, зубцами , барбаканами .
Каждая башня стены носит собственное название : Королевская , Башни Приора, Масляная , Купальная, Оружейная , Новодомная .
Мне очень нравится , что менталитет живших сотни лет назад был по сути своей прост. Людей практичных.
Придумывать сложные названия ? Зачем ? Чтобы путаться в топографии ? Слово несло суть. И в этом разумное зерно: Башня безумцев , Кардинальская, Кладбищенская и ..." Башмачник".
И в архитектуре та же тенденция.
Королевские ворота. Врата!
Опять-таки - фортификационные . Времена были неспокойные . Враг опасен и коварен . Каждая деталь - как татуировка на теле современного человека без комплексов. Замковый камень с полуциркульной аркой, сложенной из каменных блоков.
Герб Конфедерации - с ясной смысловой нагрузкой - ангел и львы. По обе стороны от герба - королевская эмблема . Выше, на барбакане , герб аббата Гильермо де Агульо. Безупречность во всём - в символах , кладке , бойницах и других деталях.
Надвратное сооружение средневекового крепостного зодчества . Торжественно , мудро, с почтением . Никакой "мазни и халтуры ". Входим внутрь двора .
Прекрасная лестница Дворца короля Мартина Человеческого и старейшие укреплённые ворота монастыря .
Поднявшись по ступенькам попадаем в покои, где сегодня представлены уникальные предметы культа .
Пустынно в залах. Не хватает современному люду терпения и знаний , чтобы разобраться во всех тонкостях старины . А жаль . Есть разъяснения предметов на нескольких языках .
Осматривая монастырь натолкнулась на мысль , что всё, что предстаёт перед взором напоминает картинку из детства.
Спектакль "Кавказский меловой круг" по пьесе Бертольда Брехта .
Эту потрясающую версию грузинского театра , исколесившую полмира , посмотрела подростком . Многое осталось " за кадром" , понятное дело, - китайская притча , переработанная немецким драматургом. Но вращающаяся сцена , на которой разворачивались невероятные события - нервный узел происходящего .
В монастыре Поблет есть своя вращающаяся сцена - это Клуатр.
Сюда выходят , стекаются все самые важные залы .
Трапезная, Калефакторий, Кухня, Библиотека , Капитулярный зал, вход в Главную церковь - Королевские мавзолеи , где на постаментах в форме арки установлены саркофаги королей Короны Арагона - Хайме Завоевателя , Педро Церемонного, Марии Наваррской, Леонор Португальской и Сицилийской, Фернандо Первого, Альфонса Целомудренного , Хуана Первого Охотника , Фернанда Католика, Хуана Второго и Хуаны Энрикес, Мартина Человеческого, Хуаны Арагонской , дочери Педро IV.
Каждый мавзолей - произведение искусства и визуальное "пособие " для изучающих историю!
Все "нервы" , исходящие из центра Клуатра-сцены , - монументальны . Свет, простота , элегантность , абсолютная законченность стиля . Не нужно ничего добавлять . Это иносказательное совершенство .
Квадрат, прямоугольник , круг. Без росписей, меблировки. Но невозможно оторвать взгляд от магнетической привлекательности архитектуры .
Рефекторий 12 века - как ракета космическая перед взлётом . Какой-то фантастический путь в безбрежность .... 12 огромных окон. Зал - корабль с тремя поясными арками. Лишь восьмигранник фонтана и арочный свод , кафедра для чтеца , опускают на землю , в реальность.
По соседству с Трапезной - Калефакторий , где в холодные зимние дни грелись монахи. Камин , окно под стрельчатым сводом . Аскетизм , добротная деревянная мебель. Просто , но навевает мысли о теплом доме 13 века .
Кухня монастыря вызывает удивление. Грандиозная каменная кладка.Гигантские печи для огромных котлов и камин.
Поворотный круг в углу говорит о том, что некогда кухня сообщалась с Трапезной, и служил он для подачи блюд.
Нехитрая утварь , но совсем непонятная современному обладателю микроволновых печек.
И ещё более странная , почти исчезающая форма интеллектуальной деятельности - Локуторий, Капитулярный зал и ... Скрипторий - Библиотека . Это особые места , где монахи общались , постигали истины, читали , переписывали книги.
Великолепие Капитулярного зала , обрамленного романским ступенчатым порталом с арками - шедевр цистерцианской архитектуры . Планировка квадратного зала размером 15 на 15 метров относится к 13 веку.
Каждая деталь этого орнаментального помещения достойна внимательного рассмотрения: разделен на девять частей восьмигранными колоннами, увенчанными богато украшенными капителями , опирающимися на веерные пучки нервюр крестовых сводов. По периметру установлены ступенчатые фигуры.В пол вделаны надгробные плиты пожизненно назначавшимися аббатами монастыря с их рельефными изваяниями.. Сегодня при выходе из зала стоит большой шкаф, где хранились протоколы заседаний Капитула.
Никакой цифровой информации . Усердие монашеской руки.
Псалтыри и средневековые кодексы Монастырской библиотеки . Кстати , она здесь же, рядом с Локуторием. Так ранее называли Вестибюль. Прекрасное название дошедшее до наших дней - Скрипторий 13 века, - преобразованный в роскошную" Библиотеку Дона Педро Антония Арагонского , герцога Кардоны". Готический зал с массивными прямоугольного сечения нервюрами. Когда - то обставленный помпезными шкафами редкой красоты , вмещавшими 4322 тома . Многие тома были утрачены . Бесценные книги можно отличить по переплетам из красной Кордовской кожи, украшенные золотым тиснением с гербом герцога .
Ценности монастыря хранятся не только в Библиотеке , но и в Новой Сакристии 18 века. Помещение размером 20 на 20 м и высотой 40 м увенчано величественным куполом с фонарем. Здесь хранились в комодах ценнейшие предметы литургической утвари.
На протяжении веков монастырь менял свой облик . Первоначальное назначение некоторых залов трансформировалось в связи с потребностями монахов .
Потрясла архитектура Трапезной новообращенных монахов 13 века , превращенная в 14 в.....винный погреб. Светлый, просторный , " хороводный" , с суровой простотой .
Масштабность , но не давлеющая . Вот она "вишенка " - колоссальность , которая увлекает , но не навязывается. Мудрость без пафоса и лишнего патриотизма. Сама жизнь в сложносплетениях и многогранности. Такова история и сущность Поблет. Такова сущность монаха, христианина , желающего вести свою жизнь наедине с Богом.
Юлия Семибратская Волгина
Июнь 2021
Испания , монастырь Поблет