В российских учебниках огромное внимание уделяется так называемому воссоединению Украины с Россией в XVII веке. Преподносится это событие как-то, что Россия по просьбе восставших запорожцев приняла в свой состав Украину и помогла освободить ее от польской власти. Что тогда на самом деле происходило и почему «добрые русские» не спасали украинских казаков от «злобных поляков»?
Доктор исторических наук Дмитрий Левчик рассказывает: из-за чего в задыхающейся от войн Речи Посполитой был высокий спрос на казаков, для чего Гоголь создавал негативный образ поляков в сознании российского общества, почему в мирное время запорожцы постоянно устраивали бунты, зачем украинские казаки просили Алексея Романова «принять их под свою руку», почему им в итоге разонравилась идея воссоединения с Россией и каким образом именно Османская империя, а не русский царь, оказалась освободителем большей части казачества от власти поляков.
Так называемое воссоединение Украины с Россией в XVII веке, а также восстание-рокош гетмана Богдана Хмельницкого 1648–1654 годов и Переяславская Рада 1654 года в российских учебниках преподносятся в пропагандистском духе сталинской историографии — как рассказ о том, что сначала Киевская Русь была едина, потом её разделили самовлюблённые князья, потом напали татары с востока и поляки с запада и после освобождения от татар Россия по просьбе восставших запорожцев приняла в свой состав Украину, воссоединилась с ней и помогла освободить украинцев от поляков. Ну, в духе оформления станции метро «Киевская» в Москве. Впрочем, это соответствует и царской «романовской» историографии, ярко проявившейся не только в сочинениях Сергея Соловьёва (историка, а не телеведущего), но и в русской классической художественной литературе.
В «Тарасе Бульбе» об этом блистательно рассказал сотрудник III отделения собственной его императорского величества канцелярии (то есть сотрудник российской политической полиции), русскоязычный украинский писатель Николай Гоголь, который, выполняя заказ царизма после польского восстания 1831 года, успешно создавал негативный образ поляков в сознании российского общества. К сожалению, большинство россиян представляет Украину XVII века по Гоголю. Увы, и он, и учебники, и сталинская, и царская историографии врут.
И главное враньё — про злобных поляков, от которых добрые русские спасали несчастных украинских казаков. Напомню, что на самом деле происходило на территории нынешней Украины в XVII веке.
Итак, в начале XVII века большая часть современной Украины принадлежала Речи Посполитой. Меньшая (юг) — Османской империи.
Речь Посполитая была своеобразным проектом римских пап. Папство рассматривало Польшу как католический меч, направленный на восток и обороняющий Европу и от мусульман-турок, и от православных-русских, и от протестантов-шведов. Но со временем меч начал тупиться в бесчисленных битвах.
В XVII веке Речь Посполитая уже задыхалась от войн — за сто лет мирных в Польше было всего 36.
За тот век Речь Посполитая 34 года воевала со Швецией, 27 лет с Россией и 31 год с Турцией. Постоянным злом для поляков стали набеги с юга крымских, бурджакских и едисанских татар. Минимум 16 лет за это время польская армия сражалась на два фронта: 9 лет против Турции и Швеции, 2 года против Турции и России и 5 лет против Швеции и России. В Польше наступил жесточайший финансовый кризис, вызванный безумными военными тратами.
Польская армия от безденежья вынужденно отказалась от реформ. Её основу в XVII веке, как сто и более лет назад, составляла феодальная дворянская конница. Артиллерийский парк устаревал, огнестрельное оружие изнашивалось.
В то же время армия основного противника Польши, шведов, была укомплектована на основании современной тому времени призывной системы и сделала ставку на полевую артиллерию. Это существенно усилило шведов, и поэтому Польша проиграла Швеции и войну 1621–1629 годов, и войну 1655–1660 годов. По Шумсдорфскому миру 1629 года Польша теряла свои владения в Ливонии, а по Оливскому миру 1660 года шведы заняли также современную Эстонию и вынудили Польшу признать независимость Пруссии. С этого момента Пруссия стала для польских королей сначала головной болью, а потом и могильщиком Речи Посполитой.
Османская империя, обладая в XVII веке колоссальным человеческим потенциалом, огромными финансовыми возможностями и прекрасной кавалерией, выставляла в то время против Речи Посполитой армии, численность которых оценивается историками от 40 до 175 тысяч человек. Поляки не могли воевать числом и проиграли туркам три войны в начале и середине XVII века.
Апофеозом польских неудач в борьбе с Турцией можно считать Бучачский мир 1672 года, по которому Польша теряла почти весь юг своей страны: Запорожье и Подолию.
Только в результате следующей войны с турками, к 1699 году поляки в союзе с австрийцами смогли отбить часть захваченных территорий и заключить с Турцией не столь позорный для себя Карловацкий мир, но основным бенефициаром этого мира стала, увы, не Польша, а союзная ей Австрия, захватившая Трансильванию.
И даже не очень сильная Россия смогла нанести удар по ослабленной Польше в 1632 году, и в 1634 году, после Смоленской войны, поляки признали русского царя «царём своей Руси» (до этого царями Руси они именовали только себя). Правда, за это право русские заплатили польскому королю почти 20 тысяч рублей серебром. Но это для Михаила Романова была вполне сходная сумма. Чуть позже, после русско-польской войны 1654–1667 годов, России удалось отнять у Польши Смоленск, левобережную Украину и на время Киев. Потом Россия закрепила Киев за собой, но заплатила в 1686 году по Вечному миру за город 146 тысяч рублей серебром. За передачу Киево-Печерской Лавры от униатов московской патриархии заплатили примерно такую же сумму отдельно. И это опять была для Романовых приемлемая цена.
Военным поражениям поляков сопутствовала чума, напавшая на земли Речи Посполитой в 1654–1658 годах.
Военные поражения, безденежье и чума ожидаемо породили гражданскую войну в Речи Посполитой, в Литве, начавшуюся в 1696 году и длившуюся до 1703 года.
Кроме того, войны XVII века породили в Польше высокий спрос на услуги воинского сословия запорожских казаков.
Эти казаки проживали, в основном, за порогами Днепра (отсюда название запорожцы). Хотя, скорее всего, местом их проживания можно считать всё Дикое поле (термин, существовавший с середины XVII века для обозначения относительно безлюдных мест причерноморских степей в среднем течении рек Днестра, Буга и Днепра, в основном, на широте южнее реки Воркслы). Их этногенез точно не известен. При желании происхождение казаков можно вывести от скифов, сарматов, антов, склавинов, древних русов, бродников, печенегов и половцев. Казаки считаются частью современных авторов отдельным этносом. Другая часть авторов считает их основой украинского этноса, а значительная часть исследователей — составной частью этноса русского. Бесспорно одно — казаки в своём большинстве были люди православные, точнее униаты брестской унии, то есть сохранявшие обрядовость и догмы православия, но признававшие верховную власть Папы Римского. В польских документах они неоднократно именовались русскими, а в российских — черкасами.
В мирное время казаки занимались мелкотоварным сельским хозяйством, солеварением, рыбной ловлей, скотоводством. Многие из них были неблагонадёжны по отношению к Польше и России, а потому не брезговали принимать участие в «набеговой экономике» крымских татар и торговле русскими и польскими рабами и рабынями. Равно как могли напасть на татарские и турецкие земли с теми же целями грабежа. Чем южнее, тем больше походила экономика казаков на экономику полукочевых татар.
В социальной жизни казаков на тот момент сохранились остатки архаичной военной демократии (институты выборности атаманов и казачьего круга), что позволяет некоторым авторам говорить об альтернативной русской государственности казаков. Лояльные польской короне запорожские казаки несли службу по охране южных рубежей Речи Посполитой.
Большая часть запорожских казаков сословно делилась на реестровых, то есть вписанных в особый королевский реестр, который не только устанавливал численность казаков как служилых людей польской короны, но и даровал им за службу права, близкие к правам безгербовой шляхты, включая частичный налоговый и судебный иммунитет, солидное денежное, земельное и натуральное жалование, а также казаков нереестровых, которые набирались в польскую армию на время боевых действий и иногда даже вписывались в реестр, но потом исключались и становились выписными. Эти казаки получали жалование от короны только во время войны.
Численность реестровых казаков росла. В XVI веке их сначала было всего 300 человек (по универсалу Сигизмунда II 1572 года), а в конце XVII века 8000 (по Куруковскому договору 1625 года). Сколько было нереестровых казаков — одному богу известно. Много. Казаки делились на два войска: верховое и низовое, согласно течению Днепра. Центрами (столицами) казачества считаются города Трахтемиров и Чигирин. Ну и, конечно, знаменитая Запорожская Сечь, которая неоднократно меняла своё местоположение, «кочуя» от Хортицы до Дуная.
Главное морально-психологическое отличие поляков от казаков в XVII веке, на мой взгляд, состояло в том, что поляки уже к середине века воевать не могли и очень устали от войн, а казаки воевать хотели и могли. Более того — война к середине XVII века стала их основным бизнесом и казаки требовали от польского государства расширения армии, расширения реестра.
Как только разгорались боевые действия, казаки поднимали цену на свои услуги и отстаивали эту цену вплоть до бунта.
В 1625 году, в разгар войны со Швецией и Турцией, грянуло восстание гетмана Марка Жмайло, которое поляки смогли утихомирить, только расширив реестр.
Как только кончались боевые действия, в Польше налаживалась мирная жизнь и казачьи войска сокращались, моментально начинались бунты нереестровых и выписных казаков. В 1630 году прогремело восстание под руководством гетмана нереестровых казаков Тараса Федоровича, в 1636 году — восстание под предводительством гетмана низовых казаков Якова Острянина, а в 1637 — гетмана Гуздана Павлюка. Наконец, с 1648 по 1654 год в Украине пылает восстание-рокош гетмана Богдана Хмельницкого. Несмотря на то, что восстанию на первом этапе оказывали помощь вассалы турецкого султана крымские татары, сам Богдан был отчасти прорусски, а отчасти прошведски настроенным политиком (по крайней мере, об этом говорят и материалы Переяславской Рады, и переговоры Хмельницкого со шведами 1655 года, и договор казаков со Швецией 1657 года).
Царь Алексей Михайлович Романов видел двуличность Богдана и не сразу решился помогать ему и начинать войну с Польшей. Слова про «защиту единоверцев» он, скорее всего, воспринимал как демагогию и на протяжении шести лет, до 1654 года, спокойно смотрел на неудачи восставших. Только после Переяславской Рады и просьбы казаков о «принятии под руку» царя, он вмешался. Принял челобитье казаков, объявил Польше войну, провёл соответствующий Земской собор. Но основной договор, мартовские статьи 1654 года, царь и казаки читали явно по-разному.
Судя по духу мартовских статей, царь был уверен, что принимая казаков «под свою руку», он нанимает профессиональное запорожское войско численностью 60 тысяч воинов. Царь гарантировал казакам судебный иммунитет, выборность гетманов, возможность вести самостоятельную внешнюю политику (кроме отношений с турками и поляками), а также помощь войсками для обороны границ. Но главное — царь считал, что войско это войдёт в его державу на условиях самофинансирования, без серьёзных затрат для российской казны.
Царь наобещал казакам горы золотые. Писарю войсковому — 1000 золотых, судьям — по 300 золотых, на пушкарей — 400 золотых, есаулам — 400 золотых, полковникам по 100 ефимок (йохимсталлеров), сотникам — 100 золотых, казакам — по 30 золотых и т. п. Но всё «из тамошних доходов», то есть из налогов, собираемых в Украине. Для контроля за сбором налогов царь ставил своих чиновников. Казаки же считали, что русский царь настолько богат, что на них будет распространяться налоговый иммунитет, что армия казачья будет дотационной.
Как только выяснились разногласия, украинским казакам разонравилась идея воссоединения с Россией.
И гетман Иван Выговский уже в 1658 году заключает договор о воссоединении Украины с Польшей — Гадячский договор. Это не просто договор — это мечта казачества. Фактически создание русского государства в составе Речи Посполитой.
Договор предполагал:
- религиозное равноправие православных и католиков,
- избрание русских (в договоре украинцы именуются русскими) православных иерархов в состав польского Сената,
- увеличение реестра до 60 тысяч казаков,
- избрание гетмана только из русских (повторяю — в договоре украинцы названы русскими),
- дарование русским шляхтичам право избирать и быть избранными на территории Короны, то есть основной части Польши,
- налоговый иммунитет казачества,
- право даровать казакам дворянство по представлению гетмана,
- вывод польских войск с Украины (гетманщины),
- право гетмана чеканить монету,
- судебные права гетмана,
- право русским занимать высшие должности в государстве (должности воевод, сенаторов, гетманов),
- широкую просветительскую деятельность для новообразуемого государства (учреждение академии, училищ, типографий).
Казаки раскололись. Те, кто верил договорённостям с русским царём, даже восстали против Выговского (1657-1658 — восстание Якова Барабаша, 1659 — восстание Ивана Богуна). В 1664-1665, уже после смерти Выговского, по Украине прокатилось восстание Ивана Серко. Поляки поняли, что ситуация на юге вышла из-под контроля, что они не контролируют бунташную территорию, а потому решили сохранить в Украине свою власть хотя бы частично. Поляки согласились с утратой своих владений, подписали с русским царём Андрусовское перемирие, по которому разделили гетманщину, и Левобережье отошло к России.
На Правобережье польский король расправился с восставшими и денонсировал Гадячский договор. Казаков это не устраивало, они хотели своё государство. И новый гетман Пётр Дорошенко в 1669 году подписал договор о воссоединении Украины с Турцией. Договор казаков с турками предполагал создание автономного в составе Османской империи вассального государства на территории Дикого поля. Это государство должно было обладать налоговым иммунитетом, не платить налоги в турецкую казну, а править в нём должен был род Дорошенко. Успехи украинских казаков вдохновили их русских собратьев, и в 1670 году в России вспыхнуло восстание казаков под руководством Степана Разина.
Русский царь с трудом подавил казачье движение, а как только подавил, в 1672 Россия и Польша, возмущённые протекционизмом Турции над Украиной, начали боевые действия против османов. И обе проиграли. В 1672 году Польша признала Бучачским миром турецкую власть над запорожскими казаками, а Россия смогла уговорить Турцию в 1681 году заключить Бахчисарайский мир и установить границу по Днепру. При этом Россия продолжила платить вассалам султана — крымским татарам — тыш, поминки по дани, а собор православных турецких патриархов (антиохийского, александрийского и константинопольского) продолжил быть высшим руководящим органом по отношению к московской патриархии русской православной церкви. При этом обозлённая Польша просто ликвидировала казачество решением Сейма 1699 года. Это естественно. Казаков на территории Польши тогда не было. Все юридически были в Турции и частично — в России.
Так турки, а вовсе не русские, реально оказались освободителями большей части казачества от власти поляков.