Найти тему
Проект разгрома

Почему неважно, что хотел сказать автор с точки зрения философии.

Оглавление

Прежде, чем начинать разговор о постмодерновой философской работе Ролан Барта "Смерть автора" 1947 г., стоит понять несколько основополагающих моментов, а именно, что такое модерн и постмодерн, что их отличает друг от друга, а также для чего нужна эта информация в контексте нашего разговора.

Модерн и постмодерн

Итак, в сфере философии временная лента делится на несколько эпох, датирование может различаться в зависимости от концепции или автора, но существует устоявшееся мнение, что модерн начался сразу после эпохи возрождения, то есть примерно в 16 веке и просуществовал до второй половины 20 века. Модерн (от фр. moderne — современный) держится на классической науке, то есть на:

  • механике Ньютона( по его системе существуют законы, по которым можно точно рассчитать ту или иную величину),
  • теории о Боге,
  • рациоцентризме (вера в безграничные возможности разума)
  • мнении, что существует абсолютная истина, нередко заключающаяся в Боге
  • бинарных оппозициях (можно привести связку антонимов, например зло/добро и одно из слов будет стоять выше другого - добро)

и другое.

Однако, во второй половине 19 века появляются философы - экзистенциалисты, которые начинают смотреть на мир иначе, доказывая, что не существует абсолютной истины, это такие философы, как Жан-Поль Сатр, Фридрих Ницше, Мартин Хойдеггер и др.

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше

Начинается кризис реальности, добро не всегда побеждает зло, все на что способен великий человеческий разум – это на изготовление оружия массового поражения и на убийство друг друга, ради какой то ни было цели.

К тому же в сфере науки начинает возникать новая система знаний:

  • Теория Дарвина опровергает теорию о Боге
  • Теория относительности Эйнштейна рушит механику Ньютона, твердя, что рассчитать, например, время, достаточно, тяжело, если смотреть с той точки зрения, что один объект может не заметить, как пройдет час, а для другого этот час покажется вечностью по каким-то субъективным причинам.
  • Гипотеза большого взрыва также ломает теорию о сотворении мира Богом и другое

Тогда-то и начинается постмодерн (после модерна)

Если говорить кратко, то

  • Абсолютная истина сменяется тем, что все относительно и несомненных фактов нет
  • Бинарные иерархические оппозиции заменяются горизонтальными связями
  • Моральный универсализм уступает место моральному релятивизму

Теории Дарвина или Эйнштейна не становятся истинными, а лишь приветствуются большинством, да и к тому же, если теорию о боге смогли опровергнуть, то и теорию Дарвина также можно заменить.

Философы постмодерна: Жак Деррида, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ю. Хабермас и другие

Перейдем непосредственно к главной теме нашего разговора, в ходе него мы ответим на два вопроса:

-Почему важно понимать суть постмодерна, чтобы понять текст Ролана Барта?

-Почему неважно, что именно хотел сказать автор в своем произведении?

Критика: жизнь писателя/его произведение

Ролан Барт в начале своей работы говорит нам, что, в целом, если роман повествует какой-либо рассказ, ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на общество, сознание, определенного человека и тд, то голос автора отрывается от источника и он умирает, ставя последнюю точку, дав почву для различных интерпретаций.

Хоть работа и не имеет религиозного подтекста, но можно привести такой пример: первые монахи никогда свои тексты не подписывали, так как считалось, что их рукой, их сознанием правит Бог, и обозначить текст своим считалось грехом: ложь, тщеславие, эгоизм. Таким образом, никто не покровительствовал над работой, она жила своей жизнью, своими интерпретациями.

Плохие критики, как правило, анализируя произведение ссылаются на биографию автора, какие-либо его взгляды или образ жизни, например, творчество Винсента Ван Гога известно практически каждому, кто-то может его любить, кто-то нет, но объяснять свою нелюбовь тем, что Ван Гог был душевнобольной , как минимум, глупо, или не читать детям стихи Сергея Есенина, потому что он был алкоголиком и самоубийцей.

Ван Гог «Звёздная ночь»
Ван Гог «Звёздная ночь»

Автор не выше читателя. Для произведения он лишь отец, скриптор.

На протяжении многих веков автор считался авторитетом и соответственно выше читателя, но никто никогда не учитывал тот факт, что и читатель непосредственно выполняет работу над произведением, наделяя его смыслом и идеей. По мнению Ролана Барта, автор как отец, он вынашивает идею, живет ради нее, осуществляет написание, а потом отпускает в свет, где творение может прожить самостоятельно. Также философ предлагает использовать слово скриптор вместо автора, ключевые различия:

автор:

~авторитетен

~существует отдельно от текста

~объясняет работу

скриптор:

~производит работу

~рождается с текстом с ним умирает

~просто писатель

Современный текст, для Барта, это лишь ткань из цитат, отсылок на тысячи других книг, культурных и исторических источников. Автор является, лишь необъятным словарем, памятью на чувства и эмоции, а не самими чувствами и эмоциями.

-4

Если хоть один человек хочет наделить произведение окончательным смыслом, то он его просто-напросто убивает и не дает почвы для развития в будущем, ведь автор-классик, писавший несколько столетий назад видит свою книгу/ картину, лишь в прошлом, а современный читатель способен рассмотреть классическую литературу через призму новых смыслов, о которых писатель и не задумывался. Тем и живо искусство прошлого, что его можно рассматривать под несколькими углами и каждый раз видеть кардинально незнакомое. Если бы у шедевров существовала итоговая идея, то не было бы увлекательных дискуссий, ученых исследующих произведения тех или иных творцов, творения просто стали бы каменными, серыми глыбами, которые неинтересно разглядывать, несмотря на то, что все они имели бы различную форму.

Таким образом, в современной системе образования глупо пользоваться практикой:"Что хотел сказать автор?", так как смысл в первую очередь создает ученик, и в эпоху постмодерна истины не существует, истина становится истинной только если сам человек принимает ее для себя, а не если большинство поддержало ту или иную идею.