Найти в Дзене
Антон Зубов

№ 70.Зачем нужна философия.

Стремление понять окружающий мир – вот главное, что отличает человека от всех других существ. В древние времена это выразилось в мифах, религии и искусстве, а по мере накопления знаний проснулось стремление к рациональному объяснению окружающего мира. Так появилась философия.Термин «философия» впервые употребил Пифагор в VI в. до н.э. Переводится с греческого (φιλοσοφία, philosophia) - как "любовь к мудрости, мудрствованию"). Философию иногда называют матерью всех наук, т.к. тогдашний мудрец ("софист" от "sophia" - мудрость) обладал всеми наличными на тот момент знаниями, которых было весьма немного. Постепенно из философии выделялись прикладные науки, астрология стала астрономией, алхимия - химией и пр., и у каждой сформировался свой предмет (круг вопросов). На протяжении веков предмет философии менялся. В античности ее предметом был весь мир в целом, философы искали ответы на вопросы о первопричинах мира, о природе, о том, что такое человек, впервые задумались о том, как как чело
Рафаэль, «Афинская школа» (1511). Платон, великий философ античности,  ученик Сократа и учитель Аристотеля, открыл свою школу в оливковой роще недалеко от Афин  в 387 г. до н. э. Здесь собирались любители пофилософствовать около 1000 лет.Академом  звали древнегреческого героя, указавшего братьям Кастору и Полидевку место, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем.В этой роще учил Платон, потом его ученики, и их школа получила название «Академия».
Рафаэль, «Афинская школа» (1511). Платон, великий философ античности, ученик Сократа и учитель Аристотеля, открыл свою школу в оливковой роще недалеко от Афин в 387 г. до н. э. Здесь собирались любители пофилософствовать около 1000 лет.Академом звали древнегреческого героя, указавшего братьям Кастору и Полидевку место, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем.В этой роще учил Платон, потом его ученики, и их школа получила название «Академия».

Стремление понять окружающий мир – вот главное, что отличает человека от всех других существ. В древние времена это выразилось в мифах, религии и искусстве, а по мере накопления знаний проснулось стремление к рациональному объяснению окружающего мира. Так появилась философия.Термин «философия» впервые употребил Пифагор в VI в. до н.э. Переводится с греческого (φιλοσοφία, philosophia) - как "любовь к мудрости, мудрствованию"). Философию иногда называют матерью всех наук, т.к. тогдашний мудрец ("софист" от "sophia" - мудрость) обладал всеми наличными на тот момент знаниями, которых было весьма немного. Постепенно из философии выделялись прикладные науки, астрология стала астрономией, алхимия - химией и пр., и у каждой сформировался свой предмет (круг вопросов).

На протяжении веков предмет философии менялся. В античности ее предметом был весь мир в целом, философы искали ответы на вопросы о первопричинах мира, о природе, о том, что такое человек, впервые задумались о том, как как человек познает мир. Появилась гносеология - наука о принципах познания.

Попытки дать определение сущности человека происходили в ходе споров в Афинской Академии. Иногда они были очень наивными. Так Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: «Человек - существо бескрылое, двуногое». Существует легенда, согласно которой Диоген (тот, который жил в бочке) ощипал петуха и принёс несчастного в Академию, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить: «с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Интересно, почему он не сказал - "человек - существо говорящее"?
Попытки дать определение сущности человека происходили в ходе споров в Афинской Академии. Иногда они были очень наивными. Так Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: «Человек - существо бескрылое, двуногое». Существует легенда, согласно которой Диоген (тот, который жил в бочке) ощипал петуха и принёс несчастного в Академию, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить: «с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Интересно, почему он не сказал - "человек - существо говорящее"?

В Средние века предметом философии стал Бог и о проблеме "человек" забыли на долгие т.н. Темные века. Эпоха Возрождения вновь обратила интерес философии к природе и человеку. В Новое время философы снова занялись гносеологией (все развивается по спирали!). Это было время зарождения индустриального общества, развития техники и формирования наук. Философов интересовало, как мы познаем окружающий мир, чем отличается знание обыденное от научного, что есть истина и каковы ее критерии и пр. Начиная с немецкого мыслителя И. Канта (1724-1804), философия все больше осознает в качестве своего предмета человека. Человек - субъект познания, который строит картину мира, в соответствии со своими ограниченными знаниями, заблуждениями, идеологией. Видимо, чтобы ответить на вопрос, каков мир, нужно сначала разобраться в вопросе, каков сам человек, считал Кант.

И.Кант - самый влиятельный философ эпохи Просвещения. Он создал новую теорию познания и этики.Все философские вопросы, как утверждал Кант, сводятся к одному: "Что есть человек?". Кант сформулировал три Главных вопроса философии."Что я могу знать? Что я должен делать? На что смею надеяться?". Такое понимание предмета характерно для большинства школ современной философии, а их множество. Но здесь не о них.
И.Кант - самый влиятельный философ эпохи Просвещения. Он создал новую теорию познания и этики.Все философские вопросы, как утверждал Кант, сводятся к одному: "Что есть человек?". Кант сформулировал три Главных вопроса философии."Что я могу знать? Что я должен делать? На что смею надеяться?". Такое понимание предмета характерно для большинства школ современной философии, а их множество. Но здесь не о них.
Немецкий философ и русский подданный.Кёнигсберг (нем. Königsberg, с 1946 — Калининград), центр прусской провинции Восточная Пруссия, ныне столица Калининградской области РФ.
Немецкий философ и русский подданный.Кёнигсберг (нем. Königsberg, с 1946 — Калининград), центр прусской провинции Восточная Пруссия, ныне столица Калининградской области РФ.

Но общим для философов всегда оставалось стремление открыть всеобщие свойства и законы, которые одновременно работают в трех областях - материальном мире, социальном (обществе) и мышлении. Вот они:

Диалектика (искусство спорить, рассуждать) — метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет.  Цель диалектического метода-  рассматривать предмет со всех сторон. Первым применил его Геракли́т Эфе́сский, тот, который сказал: «Всё течёт, всё меняется». Метод широко применялся в Афинской Академии Платона.
Диалектика (искусство спорить, рассуждать) — метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Цель диалектического метода- рассматривать предмет со всех сторон. Первым применил его Геракли́т Эфе́сский, тот, который сказал: «Всё течёт, всё меняется». Метод широко применялся в Афинской Академии Платона.

Аристотель считал, что к философствованию мы стремимся ради понимания мира, а не какой-то пользы. Он пишет: «Когда оказалось в наличии все необходимое – то, что облегчает нам жизнь и доставляет удовольствие, — тогда стали искать другого рода разумение». Философия не предназначена ни для каких практических целей, в отличие от прикладных наук. Она изучает мир в целом, ищет причины и закономерности его развития. Философия всегда претендует на формирование абсолютных, вневременных норм и идеалов, которые, однако, всегда связаны с соответствующей эпохой. Гегель называл философию «эпохой, схваченной в мысли».

Итак, предметом философии является система общих теоретических взглядов на мир и место в нем человека. Отсюда - назначение философии: создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности в системе логических категорий, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Философия включает в себя: учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры,свою собственную историю, т. е. историю философии.
Философия включает в себя: учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры,свою собственную историю, т. е. историю философии.

Всякая наука в зависимости от предмета пользуется определенными понятиями, например, химия - молекула, атом и пр. В философии вместо слова «понятие» используется слово "категория" - предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее общие свойства и отношения в реальности и в познании.

Например: бытие и ничто: материя и сознание; пространство и время; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление и пр.

Философские категории - всегда парные.Платон стал использовать категории в современном их понимании, предложил пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.
Философские категории - всегда парные.Платон стал использовать категории в современном их понимании, предложил пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

Вчитайтесь в определения, это поможет вам и в вузе.
Вчитайтесь в определения, это поможет вам и в вузе.

Примером предельно широкого философского вопроса, обсуждаемого тысячелетиями, и без решения которого нельзя решить все другие, частные вопросы, является вопрос об отношении сознания к бытию. Его называют основным вопросом философии, и то, как он звучит сейчас, его оформил Ф. Энгельс – немецкий историк, философ и друг К. Маркса: «Что первично, сознание или материя?». Проще: что возникло раньше - сознание или материя. Те, кто отвечают, что материя первична по отношению к сознанию, т.е. сознание появилось в результате эволюции материи, называются материалистами (первым считается Демокрит, а его последователи в веках-линия Демокрита. Кто считает, что идея (дух, Бог) первична - называются идеалистами (его последователей относят к линии Платона).

Если хотите подробностей - нажмите (только по отдельности) - идеализм и материализм.

У основного вопроса философии есть вторая сторона: "Познаваем ли мир?" Это вопрос об отношении мышления к бытию. Те, кто считает, что мир познаваем, называют гностиками (гнозис - с греч. - знание (γνώση), кто так не считает - агностиками.

Решение основного вопроса философии и второй его стороны определяет характер мировоззрения человека, а как оно, в свою очередь, влияет на его жизнь - посмотрите в моей предыдущей статье.

Людей с философским мышлением очень мало, м.б. несколько десятков за всю историю человечества, это особый тип мышления. Поэтому вам, уважаемые выпускники, было так трудно читать этот текст. Философское мышление — это свободное мышление свободной личности. Философ - это человек, который умеет думать и может сделать правильный вывод из полученной информации. Это очень важно в условиях информационного хаоса, в котором мы сейчас живем. Как сложен мир, в который мы попали, как работает мозг, что такое сознание, зачем нужна философия - послушайте Татьяну Черниговскую, это ниже по ссылке. Проверьте себя: если вам будет неинтересно...что ж ... это печально... Тогда задайте себе Кантовские вопросы.

https://yandex.ru/video/preview/16152106128781512813

Считаете ли вы, что мне нужно продолжить выходить за рамки ЕГЭ? Напишите.

Ваш доброжелательный Антон.