Судья арбитражного суда города Москвы Василий Лаптев опубликовал статью «Пути развития цифрового правосудия в России в сфере арбитражного судопроизводства». Судья считает, что Арбитражный процесс можно сделать более современным с помощью современных технологий. Так, например, по некоторым категориям дел стоит отказаться от бумажных документов, а сторон по делу предлагается уведомлять СМС и через «Госуслуги».
Хотелось бы поподробнее остановится именно на вопросе уведомления участников Арбитражного процесса.
В практике нашей компании имеется много случаев, когда наши доверители не знали о наличии дела в Арбитражном суде и проигрывали его исключительно по формальным основаниям.
Суд направляет заказное письмо, которое хранится всего 7 дней. Наш доверитель не успевает его получить, письмо возвращается обратно в суд с отметкой об истечении срока хранения. И согласно Арбитражно-процессуальному законодательству возврат почтового отправления по истечению срока хранения считается надлежащим уведомлением участника процесса.
Чем опасно неполучение корреспонденции?
Арбитражный суд при наличии такого вернувшегося конверта вправе завершить предварительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу с вынесением решения в соответствии с ч.4 ст. 137 АПК РФ, п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 65 от 20.12.2006 г..
Конечно, у нас есть еще шанс обжаловать решение суда первой инстанции, но исходя из практики, шансы эти невелики.
Главным аргументов вышестоящих судов будет, что вы, являясь руководителем фирмы или индивидуальным предпринимателем, осуществляете предпринимательскую деятельность, а значит несете риски неполучения корреспонденции по адресу регистрации.
Как мы видим из всего вышесказанного, направление заказного письма с уведомлением, как единственный способ извещения, абсолютно не защищает предпринимателей как участников процесса, поскольку суд практически никогда не учитывает внештатные ситуации такие как: болезнь сотрудника, командировка, ошибки в работе Почты России (на практике доказать вину почтовой службы вообще не представляется возможным). Особенно если само по себе дело не относится к категории простых, то вышестоящие инстанции и вовсе не желают разбираться во всех нюансах и просто разворачивают жалобы с формулировками: «вы осуществляете предпринимательскую деятельность на свой риск».
При таком подходе введение возможности уведомления участников процесса посредством СМС или «Госуслуг» может значительно улучшить положение предпринимателей в арбитражном процессе и соответственно позволит им в полной мере использовать свои права как участника процесса.
О справедливости такого формального подхода к рассмотрению дел мы рассуждать, пожалуй, не будем.
Актуальные вопросы извещения участников арбитражного процесса
25 июля 202325 июл 2023
4
2 мин