- Вы не хотели бы написать статью о Тазы?
- Хочу, очень! - быстро написала я ответ.
Ведь в моём доме живёт семь представителей этой интереснейшей породы. Выращено четыре поколения. В памяти множество интересных случаев, забавных ситуаций и огромное желание поделиться этим.
Среднеазиатская Тазы – красивая, восточная борзая. Собака, знающая себе цену. Ушки в бурках, ноги в очёсах, на хвосте небольшой подвес. Изящные, поджарые, крепкие собаки. Азартные охотники. Здесь расскажу личные наблюдения за своими борзыми. Это не «истина в последней инстанции», это мой опыт.
Тазы – очень умная порода, требующая к себе уважения и умения договариваться. Дома – это душевная и смекалистая собака, которая умеет повернуть ситуацию в свою сторону. И даже если вдруг хозяин понимает, что из него «вьют верёвки», борзая делает удивлённые, честные глаза и вызывает полное чувство доверия и умиления. В поле же – это выносливый охотник, готовый работать и на коротких расстояниях, но всё же чаще показывающий выносливость и упорство. Как говорит мой замечательный друг и опытный эксперт: «Втравленный абориген – это успех на охоте».
Как и другие аборигенные породы борзых, Тазы любят работать самостоятельно и могут далеко уходить от владельца, увлекаясь работой в поле. Это останавливает многих борзятников от приобретения щенков этой породы. Но когда Тазы живёт рядом с хозяином (не в вольере, видя человека несколько раз в день, а рядом) – это другая собака. Общаясь с владельцем, борзые многому учатся, понимают частые жесты, интонации, запоминают слова. Появляется полное взаимопонимание. Собаке доставляет удовольствие работать не только на себя. Она точно знает, что её работа порадует охотника.
Охота начинается с выхода в поле. Борзые расходятся метров на пятьдесят друг от друга, рыскают, проверяют, ищут зверя, но в то же время внимательно следят друг за другом, за человеком, берегут поле. После скачки собаки сразу возвращаются. Да, они могут далеко уйти за зверем, но всегда возвращаются обратно по своему маршруту. Тазы – стайеры борзячьего мира. Скоростные, но в первую очередь выносливые. У них нередко бывают длительные скачки за зверем. А, учитывая планомерную застройку охотничьих угодий, длительное отсутствие собак не добавляет спокойствия. Но и здесь можно найти выход – рынок электронных следящих устройств довольно-таки богат на сегодняшний день. Не смотря на более длительную скачку, Тазы отлично ведут травлю в посадке, сорах, камыше, не теряя зверя. Прекрасно работают на дальних подъёмах (более ста метров). Пишу это со знанием дела – трёхлетний кобель пометил русака на расстоянии более двухсот метров. Работа по зеленям с канавами и лесопосадкой. Заяц был взят в одиночку.
Несколько лет назад один опытный борзятник и эксперт, описывая работу Тазы на семинаре, сказал: «Тазы выносливы, хорошо работают. Но если у вас нет лошади, чтобы сопровождать травлю и сразу принять взятого зверя, вы останетесь без добычи. Потому что эту добычу съедят борзые». Не согласившись с озвученным, я привела этому человеку личный пример, ведь на тот момент из пяти Тазы в моём доме, трое аппортировали добычу не единожды. Эксперт не поверил, сказав: «Вам просто повезло».
С того семинара времени прошло много. В следующих двух поколениях наших борзых - снова трое аппортирующих. Так может вопрос не в везении, а в условиях воспитания и жизни собак? В нашей своре очень интересно распределилось желание аппортировать. Добычу приносят в основном красные, муругие собаки - и кобели, и суки. В то время, как белые и половые – лежат у взятого зверя и ждут владельца. Конечно, собаки аппортируют не каждый раз. Чаще это происходит, когда охотник не видит окончание травли. Тогда борзая принимает решение донести добычу до медлительного человека. Забавно, но это так и происходит. А уж сколько эмоций написано на морде у аппортирующей собаки – это не передать словами.
Очень интересный случай, связанный с аппортировкой, произошёл на одних из первых наших отъезжих полях. Приехали в Краснодарский край с опытным кобелем Тазы и его молодым первопольным племянником. Первый выход в поле, большая ровняжка, тяжёлая пашня. Несколько подъёмов у соседних номеров, но собаки не достают до зверя. И, конечно, на этой пашне встаёт и наш русак. Борзые пошли работать. Заяц потянул на дальнюю посадку, кобели за ним. У посадки поле пошло в горку и дальнейшую травлю было уже не видно. Как и все, отбегавшие «впустую», мы расстроились и стали ждать собак. Через пять минут раздались крики из ровняжки: «Несёт! Несёт!» и аплодисменты! И правда, старший кобель гордо нёс русака ровно на центр ровняжки, потом повернул вправо и вдоль всех номеров донёс зайца до нас. Молодой кобель шёл рядом очень довольный собой. Проходит три дня, мы снова в поле. Многолетка, подъём зверя, работает наша пара. Работа красивая и стремительная. Но в этот раз аппортирует уже молодой кобель – один в один, как это делал накануне старший.
Работа в поле у Тазы в крови. Это правильно, это важно. Но также важно, когда опытная собака учит молодую. Этот процесс очень интересно наблюдать. Молодые собаки смотрят, копируют, повторяют, у них получается – и это здорово!
Работа втравленной Тазы на охоте завораживает. Они отлично работают чутьём и логикой. Собаки «прочёсывают» посадку, соры, проверяют кустики и «подозрительные» бугорки в поле. Если борзая учуяла, что рядом зверь на лёжке, то обязательно поднимет его.
В этом году интересно работал опытный уже кобель. Мы вышли на зеленя, окружённые камышом. Борзой пошёл сначала вдоль камыша, дошёл до низинки в поле и, учуяв запах зайца, стал активно там рыскать. Не прошло и трёх минут, как он поднял крупного русака и возглавил травлю.
Другой невероятный для меня случай произошёл годом ранее, на этот раз с молодым кобелём. В тот день вышли на охоту с тремя борзыми. Разошлись в стороны метров на сто пятьдесят. На моей своре молодой кобель, на второй своре пара – его брат и опытный уже дядя. У этой пары поднялся крупный русак и покатил в нашу сторону по касательной. Бросаю свору, а борзой не срывается с места, а медленно двигается «перебежками» на полусогнутых. Первая мысль - что-то случилось с собакой. Оказалось, кобель подкрадывался максимально к траектории зверя и, выждав идеальный момент, выстрелил, сбив русака. Нередко бывая на полевых мероприятиях наиболее частая (и, наверное, единственная) наблюдаемая мной реакция борзых на бегущего зверя – скакать за ним, независимо от траектории. А здесь - невероятная выдержка, холодный и чёткий расчёт и, как результат, яркая работа и поимка крупного зайца.
Много интересных работ помню у наших собак. Как и любой борзятник, могу рассказывать о них часами. Ведь своя собака – это гордость любого владельца, потому что «Самая лучшая собака – это моя» - как сказал эксперт Всесоюзной категории Четверик Владимир Иванович на XIII Всероссийской выставке охотничьих собак.
«…Все борзые работают ловко:
Псовые, Греи – скорость, сноровка;
Тазы – выносливость, лёгкость, полёт;
Жажда добычи всех в поле зовёт…»
автор: Румянцева Е.С.
питомник борзых Тазы «Сэхра Эль»