Как хотите, а не верю, что украинские хлопцы с какой-то частной яхты могли взорвать наши подводные газопроводы. Скорее всего, это дело рук более высококлассных специалистов с соответствующим техническим обеспечением.
В этом свете предлагаю ознакомиться с парой американских новинок.
Думаю, большинство в курсе, что для перемещения подводных диверсантов ещё со времён князя Боргезе использовались носители на базе модифицированных торпед. Итальянцы почему-то называли свои "Майале", поросёнок. В последствии их аналоги появились у многих стран, в том числе и СССР. И делают подобные до сих пор, вот например производства южнокорейский фирмы Vogo Engineering:
А вот американские Mk 8 SDV, которые, как и американские автомобили, должны быть больше и мощнее:
А Mk 9 SDV создана для транспортировки и пуска торпед
Однако основной проблемой всех этих аппаратов является то, что они "мокрые", т.е. пловцы никак не изолированы от морской воды, должны всё время находиться в аквалангах и подвергаться воздействию низких температур. Да и глубина их погружения ограничена, ни воды не попить, ни гамбургер съесть...
Поэтому с таким энтузиазмом лица, которые в теме, восприняли сообщение, что на сегодняшний день компания Lockheed Martin поставила ВМФ два DCS и заканчивает работу над третьим экземпляром.
Подводная лодка Dry Combat Submersible (DCS) позволяет пассажирам путешествовать к месту назначения и обратно скрытно, но без постоянного погружения в холодную воду. Это возможность, над приобретением которой ВМФ работал уже несколько десятилетий
DCS является производным от конструкции британской мини-подводной лодки под названием S351 Nemesis, которая при водоизмещении 30 тонн имеет длину 11 метров и полностью электрическую двигательную установку, обеспечивающую максимальную дальность хода в 66 морских миль при движении со скоростью около пяти узлов. Она может погружаться на глубину около 100 метров. Для работы требуется экипаж из двух человек, и в нем есть место для восьми пассажиров или груза подходящего размера весом примерно до одной метрической тонны.
"Субмарина Dry Combat Submersible может изменить ведение подводных боевых действий для специальных операторов", — заявил Грегг Бауэр, вице-президент C6ISR и генеральный менеджер Lockheed Martin .
Т.е. англичане уже давно имели возможность таким незаметным образом добраться до наших "Северных потоков". DCS имеет ограничения, в основном из-за своего размера. В отличие от SDV ВМФ, новая мини-субмарина слишком велика, чтобы ее можно было запускать с подводных лодок через доступные в настоящее время сухопалубные укрытия (DDS).
Поэтому на данном этапе применять их можно с надводных носителей, т.е. сухогруз своими кранами может опускать аппарат в воду и принимать обратно.
А там и за лодками дело не станет.
Испытания прототипа
Поскольку сейчас беспилотные аппараты всё более уверенно занимают свою нишу среди вооружений, не остались в стороне и создатели подводных беспилотников.
Компания Boeing Defense опубликовала первое видео своего сверхбольшого беспилотного подводного аппарата Orca, или XLUUV, во время морских испытаний. В 2019 году Пентагон заказал начальную партию из четырех 80-тонных Orcas для ВМС США, а пятый был добавлен позже в том же году. И вот в Хантингтон-Бич, штат Калифорния, в апреле прошлого года произошло крещение первого из них:
Представитель Боинга заявил: «полная расширенная автономия позволяет этому транспортному средству работать в течение нескольких месяцев в открытых, а также оспариваемых водах с минимальным вмешательством человека или вообще без него».
В первоначальной конфигурации Orca должен быть оборудован для постановки подводных мин, а противокорабельное вооружение должно быть размещено в 9-метровом модульном отсеке полезной нагрузки, грузоподъемность которого составляет восемь тонн,
включая крылатые ракеты и торпеды, и даже воздушные беспилотники.
Военно-морской флот изучает, сможет ли Orca — или другой XLUUV аналогичного размера — незаметно устанавливать мины в труднодоступных районах, недоступных для подводных лодок с экипажем, в том числе внутри портов. Если это возможно, Orca и потенциальные последующие XLUUV могут начать оснащаться некоторыми из новых экзотических типов морских мин, которые сейчас разрабатываются ВМС.
Более ранняя статья об совсем экзотических морских беспилотниках:
.............................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: