От простых трапез до копии автора, пожалуй, самых роскошных натюрмортов в мировой истории живописи Франса Снайдерса.
Культ еды сопровождает человечество с первобытных времен. Конечно, еда для художников – не просто еда, а символ. Символ радости и символ греха, символ благополучия и нищеты, вечные символы и символы конкретной эпохи. Посмотрим, какое гастрономическое разнообразие хранится в нашем музее.
Образ старика или старухи может трактоваться совершенно по-разному: от знака скромности и добродушия пожилых людей до тоски по ушедшей молодости и зависти к свежести юности. Здесь же неизвестный нам автор изображает смиренно улыбающегося старика в молитвенной позе. Его трапеза проста до скудности: рыба, хлеб и картофель. Фигура седого мужчины согбенна, герой полотна старается занять как можно меньше места в пространстве. Но за ним – густая и крепкая виноградная лоза, что говорит нам о его скрытой жизненной энергии и глубокой вере, как один из основных христианских символов.
«Диалог Ходаева со Снейдерсом отчетливее прояснил привязанности современного художника, его полное соответствие мощи, силе, идеалам красоты, которая как философская категория, повышает и усиливает жизненное начало. И совершенно отчетливо показал - современные художники также масштабно, вопреки обстоятельствам, чувствуют и ощущают жизнь, также сильны в возможностях выражения и эмоционального, и художественного порядка» - пишет о работе старший научный сотрудник Музея искусств Наталья Козлова.
Член знаменитого авангардного объединения художников «Бубновый валет» Николай Кузнецов решил стол, накрытый завтраком, в декоративной плоскостной манере. Необычен и ракурс изображения – сверху и сбоку, композиция будто опрокидывается на нас. Очевидно, что художник здесь исследует натуру, пробует новые выразительные средства – именно в натюрморте у художника есть возможность экспериментировать максимально свободно.
В послевоенное время армянская художница Мириам Асламазян особенно увлекалась натюрмортом. Наш натюрморт – позднее произведение художницы. Здесь мы видим в ней последователя Сезанна в энергичной вылепке форм овощей и отголоски путешествий в Африку в 1960-е годы, где видение художницы наполнилось новыми свежими красками.
В почти абстрактной, очень условной композиции челябинского художника Николая Аникина мы не видим непосредственно еды. Для автора важнее атмосфера таинства тихого семейного ужина, камерное лиричное настроение, скрытое от лишних глаз.
Какая картина произвела на вас большее впечатление?