Найти в Дзене
Рок изобилия

Сериал "Бывшие" против кино-лажи и лживых причуд

Оглавление
"Бывшие", первый сезон. Режиссер Иван Китаев. Сценарий Алексей Троцюк, Эльдар Великорецкий, Екатерина Суровцева. Восемь серий. Июнь 2018 г.
"Бывшие", первый сезон. Режиссер Иван Китаев. Сценарий Алексей Троцюк, Эльдар Великорецкий, Екатерина Суровцева. Восемь серий. Июнь 2018 г.

Про таких да будет сказано: если хочешь продать душу дьяволу, говори всем, что делаешь это "по любви"...

Юбилей: этим летом исполнилось ровно пять лет с появления "Бывших" на ЦТВ. Первый сезон - он лучший самый, хотя в охотку можно пересмотреть и остальные два. Советую не пропустить и финал 2022 года - полнометражный фильм-продолжение на больших экранах "Бывшие. Happy End", по сути - четвертый сезон. И хотя он и уступает первому в драйве и открытости, кода получилась на высокой ноте.

"Бывшие" - тот самый рубеж, за которым признание в любви к отечественным сериалам даже от лица такого вредного и разборчивого зрителя, к каковым причисляет себя автор этой заметки, становится обычным делом.

К юбилею "Бывших" делаю перепечатку из прошлого. Редакция текста пятилетней давности - минимальная.

"Любовь всем нужна". Простые истины сериала "Бывшие"

Нашим сериальщикам не впервой поднимать планку. Назову только то, что сразу приходит на память, сделанное с любовью, без хайпа и пошлого умничания, без юмора аля "камеди клаб" и паразитирования на постправде военной темы. "Однажды в Ростове" режиссера Константина Худякова. "Наше счастливое завтра" и "Крылья империи" Игоря Копылова, точнее сказать, первые четыре серии "Крыльев". Остальные "Первый" снял с проката, не извинившись перед зрителями, не понеся действенного порицания за столь неподобающее отношение к нам.

"Бывшие" (первый сезон) - достойное продолжение в этом, пусть пока не бесконечном ряду. Фильм смотрится на одном дыхании. В него легко войти, даже с чемоданом личных проблем, и совершенно невозможно выйти, не досмотрев до конца. Цепляет все: сюжетные линии, игра актеров, песня "Курить бросаем вместе" группы "Майтай".

Хороша работа оператора, как правило, не замечаемая зрителем в других сериалах. На последних секундах финала первого сезона камера переходит на лица главных героев, берет крупные планы:

Илья: - Ты ко мне?
Яна: - Нет. Я за тобой.

Грусть-тоску на лице Ильи сменяет улыбка - неожиданно ожидаемый намек создателей картины на выстраданный героями хэппи-энд через призму солнечных бликов. (Я намеренно не пересказываю сюжет сериала - кого заинтересует, лучше ищите, смотрите все восемь серий).

-2

В интернет-анонсах "Бывшим" отведена категория "мелодрама, драма", хотя по драйву сериал ближе к остросюжетному жанру. Триллер без войны, воров-бандитов и матерых сыскарей. История про героев нашего времени, рассказанная без вранья и лживых причуд.

Здесь нет раздражающего разнообразия особняков, которые кочуют из сериала в сериал, словно все люди у нас в стране живут в хоромах "с дизайном". Всего то один огромный дом на восемь серий для семьи высокопоставленного госчиновника, разбухшего от бабла на коррупционных схемах.

Илья: - Вы здесь втроем живете?
Мать Яны: - Да. Вы правы, дом большой...

Правда жизни наконец-то получила место и слово в ТВ-сериале, награда зрителям - вполне убедительные ответы на вечные вопросы.

Повторюсь: несмотря на динамику и закрученные пружины линий-интриг, этот фильм - не "про взрывы, про пожары", а если и про них, так исключительно в плане пожароопасной любви, которой, согласно классику, "все возрасты покорны".

"Криминала" хватает на один выстрел в самом начале сериала (пуля в потолок; на голову отца семейства главной героини сыпется штукатурка) и очереди из автомата (6 серия) по дверям джипа с Яной внутри (проверка на прочность броневика-внедорожника). К слову, этот эпизод, "вечеринка в доме угольного олигарха", снятый в стилистике бравурных грез коэновских героев, заканчивается для Яны совсем не весело.

Трагикомические качели раскачиваются на запредельной высоте. От смешного, но без юмора, юмор здесь категорически неуместен, до драмы - один шаг. В этом плане "Бывшие" напоминают хорошие книги - хрестоматийные произведения Грэма Грина, Н.С.Лескова или роман "Коулун Тонг" последователя Грина, американца Пола Тэру, с универсальным, на все случаи жизни эпиграфом "Ма цзи пао. Моу цзи тяо" ("Скачущие лошади не перестанут скакать. Танцующие люди не перестанут танцевать"). Когда тебя никто не призывает смеяться, а тебе смешно, и тут же, на этой же странице начинается нечто совсем иное, на изломе и "на измене", когда совсем уже не до смеха.

В "Бывших" все на своем месте. Честный, без сюсюканий и менторства взгляд на семью, детей, братьев, подруг, на связи, дружбу, любовь. Живая речь (на наше счастье без грязи-мата), даже на уровне односложных ответов. Когда-то мы восторгались диалогами в "Криминальном чтиве" и "Большом Лейбовски", но за последние четверть века мировое кино (Россия не исключение) замылило их свежесть и очарование до уровня, когда планка падает ниже чувства тошноты. Иное дело "Бывшие": авторы диалогов явно сидят на диете из личного опыта в гештальт-терапии и трудов философов-скептиков.

- Ты мне мужа мертвого привез, как я теперь с долгами буду расплачиваться?

- Представься, пожалуйста, обозначь свои проблемы.

- Держи себя в руках, женщина.

- Я к ней не поеду, у нее планка падает.

- Слушай, хотел спросить у тебя: а как ты понимаешь, когда с тобой из-за денег общаются, а когда просто, по-человечески?
- Очень просто. Если с богатыми общаюсь, то по-человечески. А если с бедными, то из-за денег.

- Ты что, беременная?
- Нет, а че ты так напрягся?
- А, это я так радость выражаю.

- Называй вещи своими именами. Ты меня поимел и предал.
- Да, я сволочь. Ты бы на моем месте также поступила.
- Только я бы тебя не отымела перед этим.

- Мы должны его понять. Потерять такую женщину, а еще и дом.

- Что ты собираешься делать?
- Аборт собираюсь делать.
- Правильно.

- На тебя смотрела, сравнивала с собой, приятно было. Думала, что у тебя все фигово, а у меня отлично...

- Илья, что за фигня? Я тебе в любви признаюсь, а ты мне свою психологию втираешь сейчас?

И т.д., и т.п. Фразы разлетаются мемами, довольный Шопенгауэр во след машет рукой.

Фильм снят крепкой мужской рукой. Необычно то, что взгляд на отношения, влечения, секс и прочие подоплеки всех этих дел - вполне женский. Исключений мало. Одно из них - дружба со школьной скамьи Яны с Ритой, ставшей любовницей яниного отца, но и эта линия легко объясняется авторской скидкой на возраст главной героини. Чего по молодости не бывает...

Хороши все персонажи, от второстепенных до главных героев. Тома-алкоголичка, душевная продавщица с вещевого рынка ("Планка падает и привет, неуправляемость"). Стелющийся перед сильными мира сего главврач реабилитационной клиники "Новый дом" ("Главное, чтоб детишки были здоровые, психически и физически"). Добрый самаритянин Виктор с задатками практикующего психолога, подловил жену богача в нужный момент (Виктор: - Скажи, а что больше всего тебя задело? То, что она молодая, или то, что она подруга твоей дочери? Мать Яны: - Что молодая).

Есть одна важная деталь, в корне отличающая "Бывших" от других, порой очень крутых фильмов, претендующих на "правду жизни" (сразу вспоминается холодная как рыба "Елена" Звягинцева). Авторы сериала сострадательно подходят к каждому персонажу. И это у них получается.

Теперь о самом ярком.

Илья, главная мужская роль. Денис Шведов с удивительной точностью и теплотой отражает образ человека, готового, как и подобает доброму сильному мужчине, ради других на многое - почти на подвиг. Но он не готов дать честный ответ самому себе, и эта потерянность влечет за собой череду обманов и предательств.

Великолепна молодая Софья Лебедева в роли Риты, подруги Яны и любовницы ее отца. Про таких да будет сказано: если хочешь продать душу дьяволу, говори всем, что делаешь это "по любви". Шарм и хватка у Риты - железные.

Лучшая роль за главней героиней. Любовь Аксенова играет как живет, воплощая образ хорошего человека Яны, зависимой от праздного образа жизни. Богатая среда бедную заела, отсюда алкоголь и наркота. Но любая зависимость - вещь проходящая, особенно когда тебе по сценарию всего 18, плюс правильный настрой и цель в жизни. В финале сериала Яна смело, в нарушении всех табу, приходит на чужую свадьбу с твердым намерением забрать главный приз, причитающийся ей по праву ее любви.

Аксенова в образе Яны - это вам не кукольный персонаж "любимой девушки главного героя" из "Мажора-2" в стиле плоско-юморного скетч-шоу Цикало (главпродюсер "Мажора"). "Любовь всем нужна" - в этой фразе сгусток правды сериала "Бывшие" без всяких там гештальт-заморочек. Надеюсь, теперь это и про Любовь Аксенову тоже, в самом широком кинематографическом смысле.

Алексей Одинцов.
26 июня 2018 г.

Вместо резюме

Надежды юношей питают... Не вышло у Аксеновой с другими ролями, все как-то не так, чуток пошловато, будто все под патронажем юмориста Цикало. Зато блистает талантом в "Бывших". Любовь Аксенова - большая актриса одного сериала. Такое в реальной жизни случается и порой стоит главных наград не наших фестивалей.
25 июля 2023 г.

Кадр из сериала "Бывшие", первый сезон.
Кадр из сериала "Бывшие", первый сезон.

Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!

Лето. Отдых. Сериалы

Сериал "Станица" против "Левиафана"

Сериал "Ленинград-46" против "Чебурашки"

Обитель Захара Прилепина