Найти тему
Издательство "Речь"

Кирилл Овчинников, художник книги «Девочка-лебедь и другие северные сказки»



Кирилл Владимирович Овчинников (7.08.1933–11.09.2009) — советский и российский художник-иллюстратор. Заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза художников с 1964 года (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).
Учился в средней художественной школе при институте им. И. Е. Репина.

-2

Уже в старших классах заинтересовался книжной графикой и поступил на графический факультет этого же института, продолжив обучение в мастерской профессора М. И. Таранова. Успешно закончив институт в 1959 году, сотрудничал со многими издательствами: «Детская литература», «Малыш», «Художественная литература», «Аврора».
Овчинников — представитель высокой профессиональной культуры и глубоких художественных традиций, присущих ленинградской школе книжной графики. Он автор иллюстраций к книгам «Из лотоса рождается солнце» Н. Ланда и С. Фингарет, «Олешек — золотые рожки. Сказки северных народов», «В лесах счастливой охоты» и «Сорочьи тараторки» Н. Сладкова, «Кузяр-бурундук и Инойка-медведь» В. Бианки, «Журавлиное перо. Сказки народов Севера», «Белый мустанг» Сат-Ока, «Славный охотник Лаурикадж» А. Елагиной и многим другим.
Прежде всего Овчинников известен как иллюстратор сказок разных народов, в том числе народов Севера. Такая работа всегда требует от художника этнографических изысканий. Как одевались люди в тех краях, где сложилась сказка? Как выглядели их жилища изнутри и снаружи? На фоне каких пейзажей протекала их жизнь? Всё это необходимо узнать художнику, перед тем как начать работу, ведь для детской иллюстрации очень важна и познавательность.

-3


Овчинников прекрасно справлялся со своей задачей: изучал быт народов, историю костюма, пользовался наблюдениями, сделанными во время поездок.

-4


Знание материала позволяло художнику найти гармоничное соотношение
между реалистичностью и сказочностью изображения, выработать свой метод стилизации. Но и здесь возможны варианты и градации.
Порой животные максимально приближены к своим «прототипам» и являют собой прекрасные образцы анималистики: например, в сказке «Кузяр-бурундук и Инойка-медведь» или в сказке «Тигр у двери» животные передвигаются так, как это происходит в природе, и выглядят натуралистично, хотя при этом они разговаривают между собой и общаются с людьми.

-5

А иногда животные-персонажи более антропоморфны.
В эскимосской сказке «Пропавшая песенка» птицы-пуночки совсем как люди: живут в ярангах, одеты и обуты в изделия из шкуры и меха, стреляют из лука. Такие различия говорят о внимании к самому тексту, о том,
что художник к каждой книге вырабатывает индивидуальный
подход.

-6

«Кузяр-бурундук» — этиологическая сказка, объясняющая, как то или иное животное получило свой внешний вид, поэтому близость к натуре тут очень важна. А «Пропавшая песенка» — пример несколько иного поджанра: здесь животные как будто и люди одновременно. Например, пуночка-отец «закладывает стрелу между пальцами», как человек: такова условность этой сказки, что два образа — животного и человека — прекрасно сосуществуют и не мешают друг другу.

-7


Пожалуй, самый главный персонаж северных сказок в иллюстрациях Овчинникова — это природа. Опять‑таки это диктовал сам материал сказок.

-8


Северные народы живут в чрезвычайно суровых природных условиях. Чем труднее условия жизни, тем теснее связь с природой. О ней невозможно забыть, от неё невозможно отгородиться, ведь с ней приходится иметь дело ежедневно: обогревать жилище, чтобы не замёрзнуть; охотиться и ловить рыбу, чтобы добыть себе пропитание и изготовить тёплую одежду. С одной стороны — природа враждебна, с ней приходится сражаться; с другой стороны — она та среда, в которой человек существует, с которой он составляет единое целое. И несмотря на суровость её, человек любуется ей, и это находит отражение в фольклоре, в народном искусстве.

-9


Акварельные пейзажи Овчинникова — это не просто фон, на котором разворачивается сюжет. Это особая лирическая составляющая иллюстрации. Высокие утёсы и холмы, уходящие вершинами в облака; каменистые почвы или бескрайние снега, травы, колышимые ветром, или отражения деревьев в воде — во всём этом, безусловно, разлита поэзия. Природа имеет своё настроение и характер, и она всегда населена: на заднем плане спешат по своим делам лоси, на верхушку ели присела птица, а вот перелетает куда‑то целая стайка…

-10


Сказки Севера с иллюстрациями Кирилла Овчинникова — это классика детской литературы. Сегодня они переиздаются и открывают новым поколениям читателей красоту природы родной страны и мудрость народов, живущих в ней.

-11


-----------------------------------
Девочка-лебедь и другие северные сказки
Автор: В. Санги ; пересказ Н. Гессе и З. Задунайской
Художник: Кирилл Овчинников
Купить книгу:
https://www.wildberries.ru/catalog/150730272/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/888661909

-12