Найти тему
Музеи Московского Кремля

Знамена русских воинов на рисунках XIX века

Знамя было важнейшим атрибутом любого воинства, в бою и военных походах оно являлось знаком единения войска и символом будущей или наступившей победы. Живописные или вышитые изображения на знаменах в России носили религиозный характер: это могло быть изображение креста как главного символа христианской веры или образы Спасителя, Богоматери, святых воинов и мучеников, покровительствовавших военным силам.

В собрании Музеев Московского Кремля сохранилась коллекция полковых знамен, и в частности, знамен Больших полков, которые после военных событий поступали в Оружейную казну. Как и другие памятники нашего собрания, знамена нашли свое отражение в рисунках XIX в. Часть этих рисунков представлена на выставке «Небесное воинство. Образ и почитание», которая проходит в Музеях Московского Кремля до 20 августа 2023 года.

Поскольку знамена отличаются большими размерами полотнищ и более других памятников были подвержены утратам в силу особенностей своего бытования, их фиксация в рисунках была очень важна, так как это позволяло сохранить представление о предметах, а также об украшающих их сюжетах и надписях.

В 1862 г. художник Д.М. Струков выполнил рисунки двадцати трех старинных знамен из коллекции Оружейной палаты, где он работал в то время в качестве художника-археолога. Кстати, помимо рисунков знамен, он создал целую серию акварелей и рисунков с уникальных предметов музейной сокровищницы, фиксация которых имела большое значение до периода массового распространения фотографии, с появлением которой художественная археология прекратила свое существование.

Знамя «Великий Cтяг». Д.М. Струков. Рисунок. Россия, 1862. Размеры: 36,6 × 56 (рисунок); 42,3 × 63 (картон) см. © Музеи Московского Кремля
Знамя «Великий Cтяг». Д.М. Струков. Рисунок. Россия, 1862. Размеры: 36,6 × 56 (рисунок); 42,3 × 63 (картон) см. © Музеи Московского Кремля

Самое раннее из знамен, хранящихся в собрании Музеев Московского Кремля — знамя «Великий Стяг», выполненное по повелению царя Ивана IV Грозного в 1560 г. На рисунке Д.М. Струкова знамя с откосом показано с древком и навершием. На полотнище знамени изображена сцена из Откровения Иоанна Богослова. Слева в круге — Иисус Христос, увенчанный короной, на коне, во главе Небесного воинства, над фигурой Христа — парящие херувимы и серафимы. Перед Христом, на откосе знамени, изображен архангел Михаил на крылатом коне, с крестом в левой руке, его лик обращен ко Христу. Образом архангела как предводителя Небесного воинства и особого защитника Русской земли часто украшали оружие и знамена. В верхней правой части откоса знамени помещен воинский атрибут архангела — лежащий меч. Фигуры Иисуса Христа и архангела Михаила изображены на фоне множества золотых звезд. По кайме знамени располагается текст золотом, вязью.

Вверху название тушью: ЗНАМЯ ВЕЛИКIЙ СТЯГЪ Ц(А)РЯ IВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА 1560 Г(О)Д. Внизу справа тушью подпись: РИСОВАЛЪ ХУДОЖНИКЪ ДМИТРIЙ СТРУКОВЪ 1862 Г.

Знамя Большого полка царя Алексея Михайловича. Д.М. Струков. Рисунок. Россия, 1862. Размер: 42,4 × 63,2 см. © Музеи Московского Кремля
Знамя Большого полка царя Алексея Михайловича. Д.М. Струков. Рисунок. Россия, 1862. Размер: 42,4 × 63,2 см. © Музеи Московского Кремля

На рисунке представлено знамя Большого полка царя Алексея Михайловича 1653–1654 гг. Знамя с откосом показано с древком и навершием.

На среднике знамени — композиция «Покров Богоматери». Образ стоящей на облаке Богоматери в окружении святых, свидетелей и апологетов этого чуда, помещен внутрь условно представленного Влахернского храма в Константинополе.

В религиозной живописи и на знаменах нередко изображали святых воинов, обеспечивающих русским войскам свое духовно-нравственное небесное покровительство и победу на поле брани. На откосе Знамени Большого полка царя Алексея Михайловича в центральном медальоне представлен святой великомученик Димитрий Солунский в образе воина, на серебряном коне, в золотых доспехах, с крестом и мечом. В других медальонах — изображения Голгофского креста в окружении серафимов и херувимов, а также Ангел Господень с крестом, стоящий на облаке. Иконография великомученика Димитрия Солунского как святого воина стала распространенной с XI в., и помещение его образа на знамя было вполне органично. Поле откоса знамени украшено золотыми звездами, розетками и кругами. Вокруг композиций и на кайме располагается текст золотом, вязью.

Вверху тушью название: ЗНАМЯ БОЛЬШАГО ПОЛКА 1654 Г(О)Д. Внизу справа тушью подпись: РИСОВАЛЪ ХУДОЖНИКЪ ДМИТРIЙ СТРУКОВЪ 1862 Г.

Знамя Особого Большого полка царя Алексея Михайловича. Д.М. Струков. Рисунок. Россия, 1862. Размер: 42,9 × 63,6 см. © Музеи Московского Кремля
Знамя Особого Большого полка царя Алексея Михайловича. Д.М. Струков. Рисунок. Россия, 1862. Размер: 42,9 × 63,6 см. © Музеи Московского Кремля

На рисунке представлено знамя Особого Большого полка царя Алексея Михайловича 1654 г. Знамя с откосом показано древком и навершием. На среднике знамени изображена многофигурная композиция «Рождество Христово». В центре на фоне пещеры представлена фигура Богоматери с новорожденным Младенцем в яслях, вверху — полуфигура ангела в облаках с Вифлеемской звездой, слева — два ангела, рядом — сцены «Поклонение волхвов», «Ангел и пастухи», «Сомнения Иосифа», «Купание младенца Христа». На откосе знамени изображено Небесное воинство: облаченных в золотые одежды всадников на серебряных крылатых конях возглавляет архангел Михаил, увенчанный короной, с крестом и мечом, его изображение заключено в круг. На кайме знамени располагается текст золотом, вязью.

Вверху тушью название: ЗНАМЯ ОСОБАГО БОЛЬШАГО ПОЛКА 1654 Г(О)Д. Внизу справа тушью подпись: РИСОВАЛЪ ХУДОЖНИКЪ ДМИТРIЙ СТРУКОВЪ 1862 Г.

Следующие два рисунка выполнили ученики Московского дворцового архитектурного училища, располагавшегося на территории Московского Кремля. Будущие архитекторы в 1832 г. по высочайшему повелению императора Николая I зарисовали двадцать четыре древних знамени из собрания Оружейной палаты поскольку при ее посещении государь отметил, «что хранящиеся там древние знамена, приходят в ветхость, и поэтому дабы не лишиться впоследствии совершенно сей древности» повелел «снять с них верные рисунки с обоих сторон, и сделав в сих рисунках надписи, когда и от кого и по какому случаю взяты были, переплесть их в виде Атласа, который завсегда хранить при Оружейной Палате».

Знамя сотни Государева полка. А.И. Строганов. Рисунок. Россия, 1832. Размеры: 50,2 × 69,8 см. © Музеи Московского Кремля
Знамя сотни Государева полка. А.И. Строганов. Рисунок. Россия, 1832. Размеры: 50,2 × 69,8 см. © Музеи Московского Кремля

На рисунке представлено сотенное знамя 1673–1675 гг. Знамя с квадратным полотнищем показано с древком и навершием. На знамени представлен образ первого христианского императора Константина, провозгласившего христианство государственной религией Римской империи. Образ Креста, который был явлен императору Константину перед битвой с Максенцием как залог победы над язычеством, превратился в главный символ христианства.

Император Константин изображен в центре полотнища на светло-красном орнаментальном фоне, украшенном золотыми звездами, верхом на коне, в поднятой правой руке он держит крест, в левой — скипетр, символ государственной власти. Голова его увенчана короной, за спиной развевается золотой плащ. Конь — «огненного» цвета, конская упряжь отделана золотом и драгоценными камнями. По светло-синей кайме знамени внизу и вверху располагается текст золотом, вязью, слева и справа кайма украшена растительным орнаментом, также выполненным золотом.

По краям листа помещена рамка, очерченная тушью. На нижнем крае справа тушью подпись: СЪ ПОДЛИННАГО КОПИРОВАЛЪ АЛЕКСАНДРЪ СТРОГОНОВЪ.

Знамя сотни Государева полка. И.Ф. Михайлов. Рисунок. Россия, 1832. Размер: 50,1 × 70 см.  © Музеи Московского Кремля
Знамя сотни Государева полка. И.Ф. Михайлов. Рисунок. Россия, 1832. Размер: 50,1 × 70 см. © Музеи Московского Кремля

На рисунке изображено сотенное знамя 1696 г. Знамя с квадратным полотнищем показано с древком и навершием. В центре полотнища на малиновом орнаментальном фоне помещен образ святого Иоанна Воина, христианского мученика IV в., служившего в войске римского императора Юлиана Отступника, но подвергнутого мучениям за благочестивое отношение к гонимым христианам. Святой Иоанн как защитник страдающих и угнетенных представлен верхом на белом коне, в коротком доспехе, с мечом, поднятом вверх, и ножнами у пояса, с развевающимся плащом. Над его головой — золотой нимб, торс его развернут фронтально, что дало возможность художнику реконструировать просветленный лик святого, чей образ на подлиннике был значительно утрачен. По светло-зеленой кайме знамени внизу и вверху, а также около изображения Иоанна Воина располагается текст золотом, вязью. Слева и справа кайма знамени украшена растительным орнаментом, также выполненным золотом. По краям листа помещена рамка, очерченная тушью.

На нижнем крае справа тушью подпись: СЪ ПОДЛИННАГО КОПИРОВАЛЪ ИВАНЪ МИХАЙЛОВЪ.

Статья подготовлена по материалам каталога к выставке «Небесное воинство. Образ и почитание». Автор материалов: Ирина Богатская.

Спонсор выставки ПАО «Промсвязьбанк».

.

© Музеи Московского Кремля