Акварель в переводе с французского языка aquarelle означает водянистая. Картины, написанные акварелью, имеют богатые тона, за счет цвета передается пространство и строятся формы. Большую роль в создании композиции играет белая бумага, которая задействует свой белый тон в создании изображения. Поэтому немаловажную роль играет ее текстура, которую художник может мастерски задействовать.
Картины с использованием акварели всегда отличаются легкостью, яркостью, воздушностью, мягкостью, тонкостью цвета и цветового перехода.
Состав акварельной краски
Акварельная краска может содержать в своем составе следующие компоненты:
- гуммиарабика;
- декстрин;
- красящий пигмент;
- мед;
- патока;
- желчь;
- глицерин;
- консерванты.
Гуммиарабика – это твердая прозрачная смола из соков различных видов акаций. Это вещество хорошо растворяется в теплой воде, при этом образуется клееобразное вещество. Оно способствует сцеплению красок с бумагой. В дешевых акварелях гуммиарабику заменяют на декстрин или вишневый клей.
Однако стоит отметить, что краски с декстрином равномернее наносятся на бумагу, чем с гуммиарабикой.
Мед, глицерин, патока и другие составляющие компоненты способствуют равномерному распределению краски по бумаге, создавая эластичную пленку, а так же не дают ей быстро высохнуть.
Мед в акварели добавляет цвету яркость.
Глицерин смягчает краску, придает консистенции мягкость.
Бычья желчь в акварели препятствует скатыванию краски в капли, тем самым делая процесс рисования более увлекательным и не таким трудоемким. Желчь способствует равномерному смачиванию пигментов.
Консерванты продлевают жизнь красок, ведь без них они быстро смогли бы заплесневеть. Чаще всего для этой цели используют фенол.
Пигменты по-разному реагируют с остальными составляющими компонентами, поэтому состав красок разных цветов будет отличным от других.
Акварельные краски для детского творчества обычно состоят из безопасных компонентов, таких как, меда, глицерина, кукурузного клея, сахара.
Говоря об акварельных красках, сразу стоит сделать акцент на том, что тот набор под прозрачной крышкой, который многие родители покупают своим деткам в детский сад можно назвать просто цветным клеем, но совершенно не акварельными красками, которые использую профессиональные художники в своем творчестве. Состав, стоимость и возможности таких красок совершенно иной, чем у мастеров.
История акварели
Первые упоминания об акварели относятся к временам Древнего Египта. Учеными установлено, что рисунки на их папирусах выполнены акварелью, то есть краской на водной основе.
Техника рисования акварелью получила свое развитие уже во 2 веке н. э. Ее родиной считают Китай. Этот период связывают с изобретением здесь бумаги. Художники самостоятельно изготавливали для себя эту краску и хранили свои рецепты в тайне.
Впервые в продаже акварель появилась в 18 веке в Европе. В то время краски имели вид твердых пластов, которые художник самостоятельно должен был толочь, разводить для себя и доводить до нужной консистенции. Каждый раз перед применение измельчать акварельную палочку до порошкообразного состояния было занятием не из простых.
В 1780 году в акварель впервые добавляют мед. Он выполняет роль влагоудерживающего агента, с целью сделать каски более влажными, а, следовательно, более доступными для применения.
В 1830 году уже продавались наборы влажных акварелей в фарфоровых емкостях.
В 1835 году в краски добавили глицерин, чему несказанно обрадовались все.
Как делают акварельную краску
Процесс рождения акварельной краски не так уж и сложен. Для придания того или иного цвета для акварели нужны определенные пигменты.
Например, для белой краски – это свинцовые белила, желтый цвет дает охра, желтый кармин, красный – добавление свинцового сурика, голубой или синий – ультрамарин. Некоторые цвета получают смешиванием пигментов основных цветов.
Пигмент должен быть мелкого помола, здесь действует правило, чем меньше крупинки пигмента, тем ярче и насыщеннее получится цвет. Еще один плюс мелкого помола – это то, что они лучше сцепятся с бумагой.
Готовый пигмент соединяют со связующими компонентами и водой и размешивают до получения тестообразного состояния. Эту массу раскатывают в пласт толщиной не более 5-8 мм, который сушат затем на воздухе в естественных условиях. Высохшую акварель разрезают на кусочки и запаковывают.
Акварельные краски имеют не однородную структуру, что определяет ее свойства. По структуре акварель может быть крупнозернистая или мелкозернистая. То есть пигмент имеет крупный или мелкий помол.
Мелкозернистая акварель полностью способна раствориться в воде и, следовательно, равномерно покрыть бумагу. Крупнозернистая краска в воде образует взвесь, и бумага покрывается слоем крупинок.
Свойства акварели
Прозрачность – это самая главная особенность акварельных красок. Прозрачность полностью основана на структуре акварели.
Мелкозернистые акварели прозрачны, а крупнозернистые, за счет крупинок обладают меньшей прозрачностью
Прозрачные мелкозернистые краски проникают в поры бумаги, в то время, как крупнозернистая краска остается на поверхности бумаги, как бы покрывая ее. В таком случае есть возможность ее удалить при смачивании водой.
Интенсивность цветового пигмента разделяет краски на тонкие (прозрачные) и корпусные (кроющие).
Тонкие краски способны просвечиваться и под ними хорошо различимо основание.
Такие краски придают рисунку легкость, яркость, сочность.
Это свойство объясняется тем, что прозрачные краски способны пропускать через себя свет и отражать его от своего основания, то есть бумаги. Прозрачность акварели в данном случае хорошо передает тени, воздушность.
Кроющие краски практически не просвечиваются. Краска не впитывается в бумагу. Каждый последующий слой способен скрыть под собой предыдущий. При этом такие краски имеют бархатистый вид. Корпусные краски хорошо различимы с большого расстояния, они четко передают рельеф изображения.
Чтобы не навести грязь на бумаге, не рекомендуется смешивать прозрачные и корпусные цвета.
Насыщенность цвета. Работая с акварелью, просто не имеет смысла накладывать краску слой за слоем, чтобы получить насыщенный цвет. Само название, говорит за себя – вода — это прозрачность, вот главная ценность акварели.
Как хранить картины, написанные акварельными красками
При длительном хранении такие произведения требуют защиты.
Картины, написанные акварелью, требуют своего оформления в паспарту, рамку или под стекло. Рамка делает изображение законченным, отделяя его от окружающего пространства. А стекло несет в себе защитную функцию.
За счет отражения солнечных лучей, краска дольше не разрушается, ведь даже дневной свет губителен для акварели. Так же стекло способно усилить яркость и насыщенность цветов произведения.
На чем можно рисовать акварельными красками
В первую очередь – это бумага, только не простая офисная для принтеров, а плотная, специально для акварели. Так же можно использовать картон. Из-за хорошей растворимости в воде акварельными красками не рисуют по ткани.
Однако в Китае есть специальная акварельная тушь, рецепт которой китайцы держат в тайне.
Такой акварелью они наносят рисунок на всем известный китайский шелк и другие ткани, и такая акварель после высыхания уже не смывается.
Достоинства и недостатки акварельной краски
Достоинства:
- Легко растворяются в воде, что позволяет сделать переходы цвета плавными, практически не заметными.
- Изображение имеет воздушную атмосферу, что достигается за счет прозрачных мазков, которые ровно ложатся на поверхность.
- Слои краски не закрывают текстуру бумаги, а дает ей возможность дополнять образ рисунка изнутри.
- Краски не имеют никаких специфических запахов, а даже наоборот обладают тонким приятным ароматом.
- Акварельные краски не токсичны, так как не содержат никаких вредных веществ. Поэтому без опасения могут применяться в детском творчестве.
- Акварель имеет доступный ценник, поэтому даже новичок может попробовать эти краски без ущерба для бюджета.
- В принципе, любая бумага подойдет для рисования по ней акварелью.
- Акварель имеет доступную стоимость и быстро сохнет.
Недостатки:
- Как бы это странно не звучало, но недостатки акварельной краски вытекают из ее достоинств.
- Самый большой «плюс» акварели – ее прозрачность – это же и ее минус, так как скрыть дефект своей работы у вас не получится, закрашивая один цвет другим, получится только навести грязь на бумаге.
- После высыхания немного снижается насыщенность цветов.
- Чтобы нанести следующий слой, нужно дождаться, чтобы высох предыдущий, в противном случае, опять все приведет к грязи.
- Рисуя на не плотной бумаге мокрой краской, она деформируется, что создает свои определенные неудобства. Например, бумага идет волнами.
- Самый большой недостаток этой краски – это выгорание на свету, причем не важно, что это, просто дневной рассеянный или прямые солнечные лучи.
- Несмотря на всю простоту и легкость рисунка, работать с акварелью очень не просто, требуется определенное мастерство от художника.