Найти в Дзене

ЛЕСНОЕ СВЯТИЛИЩЕ. ИСТУКАНЫ ПРОПАЛИ

В Сочи , в Музее истории открыта выставка с названием: «Золото и пепел». Каждый может трактовать его по своему-но это дань античной древности. В экспозиции представлено множество предметов. В период археологических раскопок 12-летней давности на окраине села Каштаны, на южном склоне горы Кизиловой в ходе исследований было открыто лесное святилище с огромными каменными идолами – уникальный и единственный пока памятник религиозной культуры поздней античности и раннего средневековья не только на территории Сочинского национального парка, но и всего города. Тогда, как вспоминает историк Николай Марков, в Сочи, обнаружилось и несколько крупных частей лепного лутерия. По ним археологи смогли обрисовать внешний вид сосуда. Находка указывала на присутствии в лесном святилище жрецов, проводивших жертвенные церемонии. Плита песчаника с двумя глубокими продольными пропилами. Эти камни в специальной литературе именуются полишерами. Со времён неолита они широко применялись при полировке и заточке каменных и металлических орудий, в данном случае ножей. В дни религиозных празднеств люди вначале поклонялись идолам, находившимся на склоне отрога, принося им посвятительные дары, а затем поднимались на вершину отрога, где проходила завершающая церемония. Она производилась на внушительных размерах каменной глыбе, длиною более 3-х метров, выступавшей в роли жертвенного стола. Судя по жёлобу для стока крови шириной от 10 до 15 см, именно здесь производилось заклание жертвенных животных. Апофеозом этого религиозного действа становился обряд священного пиршества, на что указывает большое количество керамических обломков на большой лесной территории.Большие каменные изваяния достигали высоты 2,5 метра.От них остались лишь фрагменты, Данные фигуры, отмечает Марков, обладали антропоморфными и фаллическими признаками. Как было разрушено святилище? Природные катаклизмы, беспощадное действие времени или нетерпимость к культу? Толкование понятия «святилище» или «капище на Руси свидетельствует об отношении к предназначению места и отношение к действам там свершаемых: «идолище, жрище, поганище, кумирня». Предметы античного быта ничего особо не прояснят в этой истории. Лутерий – древний сосуд для омовений, смешивания воды и вина, кифос и бронзовые черпаки-киафы, указывающие на то, что в жизни, похороненные здесь люди, любили и ценили вино. Зихи и гениохи, племена местного назначения, имели собственное представление о жизни после смерти. И придавали значение обрядам «прощания с миром». На Западном Кавказе в урочище «Три дуба» на реке Шахе на вершине громадного валуна под названием Камень-Волк найдена чаша. Диаметр чаши на «загривке» валуна более полуметра. На дне чаши для спуска воды пробит отвод-канал, заканчивающийсянебольшим углублением. Как видно, воду в чаше спускали для очистки от ила и скоплений мусора, а также перед тем, как сложить в ней дары, призванные умилостивить дух священного камня. В окрестностях этого жертвенника расположено несколько дольменов и валунов, в том числе дольмен с чашей над входным отверстием ,а также валун с двумя чашечными углублениями. Не исключено, что в урочище Три дуба из комплекса мегалитов с чашевидными углублениями был создан величественный храм под открытым небом. В черкесской культурной традиции такие храмы известны под названием тхьэщIагъ – «местность, избранная БогомТха». Храмовое сооружение в виде небольшого горного святилища в Каштанах, вероятно, результат «пришествия» народов, которые были носителями античных обрядов и «любили и ценили вино» в период классической античности 1 вв. до н.э. — 2 вв. н.э. на территории Сочинского региона.

Лутерий
Лутерий
село Каштаны
село Каштаны
Камень-волк
Камень-волк